«От Высотной до Копылова за 20 минут»: 12 наивных вопросов про красноярскую подземку и её будущее

Рассказываем, какой будет красноярская подземка

Поделиться

Тоннель метро между Высотной и Копылова, построенный в 90-е

Тоннель метро между Высотной и Копылова, построенный в 90-е

В августе в Красноярске выбрали компанию, которая переделает за 995 миллионов проект метро. История со строительством и проектированием метро тянется уже третий десяток лет. В специальном материале мы решили собрать всю имеющуюся информацию про подземки: что уже построено, каким будет метро и сколько всё это будет стоить.

Красноярск и метро. Как вообще родилась такая идея? 

Многие красноярские транспортные решения появились еще в 70-е годы. Генеральный план Красноярска в те годы предусматривал не только метро. На картах тех лет можно увидеть будущий Октябрьский мост, который сдали только в 80-е, или Николаевский мост, запущенный в 2015 году.

Планы строительства мостов и метро вытекали из взглядов первого секретаря крайкома КПСС Павла Федирко. Он решил развивать и расстраивать Красноярск не вдоль Енисея, а вширь. С административным центром на месте перенесенного с Аэровокзальной аэропорта, с поселком машиностроителей Солнечным.

Почему говорят про корректировку метро? Есть уже какой-то проект?

Добро на проектирование метро Политбюро ЦК КПСС дал в 1983 году. Считается, что такое решение выбили 2 красноярца — первый секретарь крайкома КПСС Федирко и секретарь ЦК КПСС Владимир Долгих (с 1969 по 1972 год он руководил краем, а затем до 1989 года координировал работу министерств в строительстве, черной и цветной металлургии, транспорте).

Решение о строительстве метро в Красноярске выглядело тогда не совсем обычным. Население Красноярска тогда насчитывало примерно 800 тысяч. К тому времени метро в СССР строилось только в городах с населением больше миллиона. Например, в Нижнем Новгороде, где подземку проектировали с 1973 года, проживало на тот момент 1,2 миллиона, в Новосибирске — 1,1 миллиона, — но руководители Красноярска настаивали на том, что население города растет стремительно, массово строятся заводы.

Проект метро несколько лет разрабатывал «Харьковметропроект». В СССР это был один из ведущих проектных институтов. Он разрабатывал проекты БАМа, отдельные объекты Московского, Киевского, Ташкентского, Тбилисского метрополитенов. В 70-е годы в «Харьковметропроекте» работало несколько специалистов из Красноярска. В свое время они проектировали горно-химический комбинат в Железногорске.

И что это за проект?

Проект подготовили к 1993 году. Ветка метро должна была пройти от Высотной через Копылова до Привокзальной площади, а потом протянуться под проспектом Мира до Стрелки. Общая длина метрополитена должна была составить около 10 километров. Проект предусматривал 5 станций. По ним в сутки должно было ездить 170 тысяч человек.

Проект метро Красноярска 1994 года 

Проект метро Красноярска 1994 года 

Главная отличительная черта красноярской подземки — глубина залегания станций. Станции в Октябрьском районе должны были пролегать на глубине до 80 метров, а средняя глубина метро — 60. Для сравнения: сегодня в России самым глубоким в России считается питерское метро. Средняя глубина — 70 метров, самая глубокая станция — 100 метров. В соседнем Новосибирске метро строилось засыпным способом. Сначала рылся котлован, там оборудовали пути, затем его засыпали. В Красноярске проектировщики решили, что построить так метро на получится. Грунт имеет много разломов, трещин, а кое-где подземка проходит по горным породам.

Что уже построено?

Метро в Красноярске рыли с переменным успехом с 1995 до 2009 годы. Несколько раз стройка останавливалась из-за прекращения федерального финансирования. 9 лет назад Москва полностью перестала выделять средства.

Спуск на недостроенную станцию «Высотная»

Спуск на недостроенную станцию «Высотная»

К этому моменту было сооружено 3,2 километра выработок. От Высотной до Копылова проложили тоннель. Сооружены шахты под станции «Вокзальная» и «Площадь Революции». Станции сейчас законсервированы — засыпаны песком. Посмотреть, как выглядит тоннель можно в специальном репортаже.

По оценкам бывшего губернатора В. Толоконского, руководителя управления по строительству Красноярского метрополитена Игоря Иванова, достроить метро от Высотной до Мира стоило 60 миллиардов.

Зачем этот проект нужно дорабатывать?

Новый документ должен предусмотреть линию метро от центра до Советского района. По старому проекту подземка должна соединять Высотную и Стрелку. Новый проект метро должен связать Высотную, Стрелку и Взлётку. За 30 лет население Красноярска выросло на 300 тысяч, самым многочисленным является Советский район. Без линии метро от центра до Советского района подземка не поможет спасти город от пробок.

Рельсы в тоннеле от Высотной до Копылова

Рельсы в тоннеле от Высотной до Копылова

Кроме этого, новый проект должен предусмотреть лифты и удобные спуски. После выхода старого проекта метро строительные стандарты сильно изменились.

— Произошло много изменений к требованиям, связанных с малоподвижными гражданами. Если вы были на новых станциях, например в Казани, то могли увидеть — для малоподвижных предусмотрены отдельные лифты, — говорил руководитель управления по строительству Красноярского метрополитена Игорь Иванов.

Кто проектирует красноярское метро?

Конкурс выиграло госпредприятие «Красноярск Трест Инженерно-Строительных Изысканий». Предприятие создали в 1963 году. «КрасноярскТИСИЗ» участвовал в разработке проектов строительства КрАЗа, Ачинского глиноземного комбината, Ачинского НПЗ.

В 2016 году компания проводила геодезические испытания при строительстве перронов в аэропорту. Также компания участвовала в строительстве аэропорта в Норильске. Всего в компании работают две сотни специалистов.

Каким будет проект метро?

Весной еще до победы в конкурсе «Красноярск Трест Инженерно-Строительных Изысканий» представлял эскизы станций метро. Над эскизами специалисты работали совместно с китайским концерном POLY.

В этом проекте число станций увеличилось с 6 до 9. Специалисты предложили уменьшить площадь станций, а ветку от проспекта Мира до Аэровокзальной выполнить в качестве метромоста. Также предполагалось использовать поезда на магнитной подушке. Общие затраты на метро эксперты «Красноярск ТИСИЗ» оценивали в 45 миллиардов. То есть на треть дешевле, чем нужно для постройки линии «Высотная — Мира».

Мы внимательно изучили требования к корректировке проекта метро. 

Схема метро, трамвая и кольцевой электрички<br><br>

Схема метро, трамвая и кольцевой электрички

Ветка от Высотной до Стрелки должна пройти под землей. От Стрелки до улицы Октябрьской проектировщики должны предусмотреть эстакаду. Эту-то эстакаду проектировщики и должны рассчитать и смоделировать. На поездку от станции «Высотная» до станции «Октябрьская» в парке 400-летия Красноярска должно уходить на более 20 минут. По планам министерства транспорта, рядом со сквером 400-летия Красноярска должен появиться транспортно-пересадочный узел. Здесь пассажиры смогут пересаживаться на автобусы.

Эскиз станции «Аэровокзальная» разработанный китайским концерном

Эскиз станции «Аэровокзальная» разработанный китайским концерном

Также в министерстве транспорта рассматривают планы прокладки трамвайных рельс по Октябрьскому мосту до сквера 400-летия Красноярска. В этом случае метро и трамвайная сеть правого берега будут объединены в одну систему.

Подземка от Высотной до Мира, эстакада от Стрелки до Взлётки, трамвай по Октябрьскому мосту...Сколько это будет стоить? 

В интервью газете «КоммерсантЪ» руководитель правительства Красноярского края Юрий Лапшин предварительно оценил затраты на строительство такого проекта в 70 миллиардов. То есть прокладка рельс по Октябрьскому мосту, строительство тоннеля под центром, ветка от Стрелки до Взлётки могут обойтись во столько же, во сколько линия от Взлётной до Мира по старому проекту.

К вариантам удешевления стоимости строительства относят уменьшение площади станций, а также подземных выработок. Весной красноярские метростроевцы говорили: вместо двух подземных тоннелей диаметром 6 метров можно построить один в 10 метров. Тогда в одном тоннельном перегоне можно будет пустить сразу 2 поезда в обе стороны.

Когда обновленный проект метро будет готов? 

Все работы должны завершиться к концу года. 

А деньги на строительство по такому проекту точно дадут? 

Наверняка это не знает никто. Решение о выделении таких сумм принимает правительство России. Затем суммы расписываются в бюджете. А бюджет утверждает парламент и подписывает президент.

Можно только предполагать, что вряд ли бы кто-то стал выделять 995 миллионов рублей на корректировку проекта без планов начать строительство. 

Глава правительства края Юрий Лапшин отмечает, что в 2019 году Красноярск стал единственным городом России, за исключением Москвы и Петербурга, который получил господдержку на строительство подземных магистралей. 

Появление метрополитена и новых трамвайных линий спасет город от пробок и выбросов? 

В последние годы количество машин в Красноярске не растет, но доля выбросов от автомобильного транспорта увеличивается.

Число машин, по данным ГИБДД, и выбросов от них, по данным министерства экологии

Число машин, по данным ГИБДД, и выбросов от них, по данным министерства экологии

Эксперты агентства «Автостат» отмечают, что в Красноярске — самый возрастной автопарк. По состоянию на 2018 год, средний возраст продаваемой машины в Красноярске — 13 лет, в то время как в среднем по России — 10 лет.

В 2018 году на долю машин в Красноярске пришлось 39,5% всех выбросов. В абсолютном значении количество выбросов выросло с 73 тысяч тонн в 2017 году до 76 тысяч тонн. Деньги на проектировку метро Красноярску выделяют как раз в рамках борьбы со смогом. 

Через центр сейчас проходят основный транспортные пути. Сейчас он играет транзитную функцию. Ветка метро из Северо-западного через центр на Взлётку дублирует основные транспортные магистрали. Гипотетически ее запуск может разгрузить дороги и уменьшить число машин.

В то же время опыт Новосибирска говорит о том, что метро в этом городе не привело к снижению количества автомобилей. С 2010 по 2016 год число машин в Новосибирске выросло на 44% — с 412 тысяч до 596 тысяч.

Профессор Высшей школы экономики Михаил Блинкин указывает на то, что спуск в метро и выход к поездам может занимать у посетителей будущей подземки до 7–10 минут из-за глубины залегания станций. По его мнению, в таких условиях автомобилисты предпочтут передвигаться на личных машинах.

Петербургское метро вечером буднего дня

Петербургское метро вечером буднего дня

С другой стороны, петербургская подземка, несмотря на глубину залегания, от обилия пассажиров не страдает. Пассажиропоток станции «Адмиралтейской», находящейся на глубине 80 метров, составляет 900 тысяч человек в месяц.

А вы готовы отказаться от поездок на личной машины в пользу метро?

    ТЕГИ

    метро

    оцените материал

      Поделиться

      Увидели опечатку?
      Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
      12 сен 2019 в 19:01

      Катаясь в Москве на метро, МЦК и электричке - желание из-за (бесплатных) пересадок сесть на машину не возникло ! Я точно знала во сколько я приеду в конечный пункт. Это ключевое !

      Екатерина
      12 сен 2019 в 18:40

      Один раз в девяностых годах деньги на подземку уже закопали. Если метро сделают только на левом берегу, то деньги закопают ещё раз, поскольку основная проблема пробок это соединение правого берега с левым. А ехать сначала на трамвае и пересаживаться на метро - это абсурд. Люди всегда стремятся добраться на одном виде транспорта.

      Фото пользователя
      12 сен 2019 в 18:21

      Он решил развивать и расстраивать Красноярск не вдоль Енисея, а вширь.
      А , что сейчас ?
      А сейчас , что урвал Сибиряк , где захотел Сибиряк