Культура История Красноярска История кино летопись История кино: как чиновники делали из кинотеатров рынки в 90-е

История кино: как чиновники делали из кинотеатров рынки в 90-е

Воспоминания о киносалонах, первой «Пикре» и возрождении «Луча»

Сегодня охватываем период истории кино с 1990-х и до наших дней

Мы продолжаем собирать по крупицам историю кино в Красноярске и продолжаем цикл материалов, посвященных красноярскому кинематографу. Ранее мы писали, как кино прибыло в Красноярск в дореволюционную эпоху, как Советы вывели киноискусство в массы, построив тысячи кинотеатров по всей стране, а также на примере культовой «Родины» увидели, как кинотеатрам пришлось выживать в условиях самостоятельной хоздеятельности без поддержки города и государства. Кстати, спасибо внимательным читателям NGS24.RU — «Легенду о Нараями» действительно снял Имамура, а не Куросава, но это интервью — из песни слов не выкинешь.

Временной отрезок, о котором мы будем говорить сегодня, — конец 90-х и стремительный миллениум. В 1992 году после ликвидации городской дирекции киносети реорганизовалась вся отрасль, иными словами — государство потеряло монополию на производство и прокат кино. Лишившись государственной поддержки, кинотеатры не могли покрыть свои расходы — кто-то выживал за счет сдачи площадей под аренду кафе, игровых автоматах, дискотек по вечерам.

Основную прибыль от проката фильмов надо еще делить с дистрибьюторами — отдавать приходилось до половины всех денег. Стоит ли говорить, что денег не было даже на банальный ремонт здания, что уж говорить о модернизации оборудования — большая часть кинокартин по этой причине не доходила до красноярского зрителя. Не забываем еще про видеосалоны, которые заполонили страну в конце 80-х. Вся классика, «Чужой», «Терминатор», «Рэмбо», «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Безумный Макс», «Горец», «Крепкий орешек» и фильмы с Брюсом Ли — все в незабываемом переводе Володарского, на скрипящих стульях в темном помещении с небольшим телевизором.

В «Родине», кстати, работал один из таких салонов по вечерам, еще видеозал был в молодежном кафе «Олимпия» (дворец спорта Ярыгина), постояльцы гостиницы «Турист» также имели возможность посмотреть видик, а уж пиратские кассеты можно было купить в любом переходе, но ценители, конечно, отправлялись на радиорынок.

«Рэмбо: Первая кровь» — классика видеосалонов

Народные избранники и чиновники часто упрекали директоров кинотеатров в дурновкусии. Тогдашний директор «Енисей-кино» Борис Халтурин в 2001 году назвал их «филиалами Голливуда», поскольку ничего, кроме американщины, там не показывали. Те же просто разводили руками: зритель голосует рублем за Шварца и Слая. Тогда же чиновники приводили в пример Китай: там вышло постановление, резко ограничивающее прокат зарубежного кино, после чего китайское кино «рвануло вверх».

К началу «нулевых» из 18 кинотеатров в Красноярске осталось только десять, из них два коммерческих — «Пикра» (красноярский производитель пива и газировки купил бывший «Совкино» в 1999 году) и «Эпицентр» (бывший кинотеатр «Юбилейный»). Тогда идея сбагрить муниципальные кинотеатры коммерсантам была голубой мечтой городских чиновников. Газета «Городские новости» сообщала, что департамент имущества в 2000 году постановил ликвидировать муниципальные кинотеатры и передать помещения частникам с «сохранением профиля учреждения». Что из этого получилось? Ну, к примеру, получился «Енисей» — в здании кинотеатра сделали огромный рынок, где торговали мясом.

Бывший директор кинотеатра Нина Григорьевна Будушевская, посвятившая ему 20 лет своей жизни, в беседе с корреспондентом NGS24.RU вспоминает: «Зашла, там, где раньше были кресла, стоят прилавки с мясом, а между ними крыса бегает. Я тогда слез сдержать не смогла».

Таким «Енисей» был в 80-х

Правобережный кинотеатр не раз еще становился объектом патетических обещаний у чиновников и депутатов. Депутат горсовета Виктор Путин в 2002 году с жаром рассказывал, как в 98-м кинотеатр должен был превратиться одновременно в досуговый центр и продовольственную ярмарку, но вот что-то пошло не так: «О досуге жителей Свердловского района арендаторы так и не позаботились».

Из кинотеатра сделали обычный крытый рынок

Тогдашний горсовет принял программу «Развитие киноотрасли в Красноярске 2002–2003 годах», по которой собирался вернуть кино в «Енисей». Также по программе планировалось передать в аренду четыре кинотеатра — это «Строитель», «Молодежный», «Победа» и «Енисей», но при условии, что в них будут показывать кино и давать льготы ветеранам, инвалидам и военнослужащим. «Дом кино», «Родину» и «Металлург» решено было поднимать за счет бюджета. Тогда г-н Путин потрясал кулаками и обещал, что «рано или поздно в Свердловском районе вновь заработает кинотеатр, который долгие годы был излюбленным местом отдыха жителей близлежащих окрестностей». С тех прошло 17 лет, а кинотеатр в том здании так и не появился.

Не менее удручающую картину представлял собой «Строитель». Вот как описывает его публицист Александра Ненина в 2002 году: «Теперь "Строитель" делит площадь с частными магазинчиками. Перед центральным ходом расположено деревянное нечто — не то пивная, не то шашлычная. Грустноватое, честно сказать, зрелище…». Тем не менее кинотеатр жил и показывал преимущественно сказки для детей.

«Строитель» в лучшие свои годы

Директор сотрудничала с управлением соцзащиты Октябрьского района, и в кинотеатре регулярно проходили бесплатные сеансы для многодетных семей, ветеранов и инвалидов. Билет тоже был не дорогой — от 10 до 20 рублей, в то время как за сеанс в «Пикре» кошелек худел рублей на 70, в «Эпицентре» семья из четырех человек оставляла 300 рублей. Наметившаяся в 2004 году реконструкция завершилась ровно ничем — от кинотеатра осталась только автобусная остановка на Тотмина.

Под вполне оптимистичным заголовком интервью — «Кино вновь собирает людей» — из уст замглавы города и директора департамента недвижимости Красноярска Геннадия Игнатьева, по сути, льется эпитафия по муниципальным кинотеатрам. Чиновнику открыто заявляют: власти разбазаривают кинотеатры. Тот отвечает про удачный эксперимент с «Юбилейным» и «Совкино», говорит, мол, раньше кинотеатры были глубоко убыточными, ветшали и разрушались, а сейчас приносят деньги, вот и из «Енисея» рынок сделали — тоже копеечка. Другие здания используются очень плохо: «Весна» вот рухнула. Власти вынуждены были продать этот кинотеатр на аукционе за 800 тысяч рублей.

Игнатьев вещает про аукцион на получение права аренды: арендатор должен содержать вверенный ему кинотеатр, дважды в месяц или в определенные праздники бесплатно показывать кино по оговоренной тематике. В качестве примера почему-то приводит диско-клуб «Нирвана», который тогда еще «восстанавливал» кинотеатр «Ударник» на Киренского. Привет из будущего: после «Нирваны» в здание заехал фитнес-центр, потом здание окончательно обветшало, его хотели реконструировать, но прямых рук на это опять не хватило.

Проект реконструкции «Строителя» так и остался на бумаге

Чиновник немного рассуждает о небольших суммах, которые должны поступить в бюджет (4,9 миллиона в год), а заканчивает беседу и вовсе каким-то бредом: «Сейчас высказываются предложения организовать рыбный рынок, как в Одессе, к примеру. Утром в центре города где-то с 6 до 9 продается рыба, затем все мигом убирается, смывается, и опять чисто. В принципе, а почему бы не организовать подобное мероприятие и у нас?!». После таких заявлений уже и не удивляешься, почему в «нулевых» в столь заботливых руках чиновников кинотеатры гнили заживо, как та самая рыба, кем-то забытая после 9 утра.

«Металлург», в который власти обещали вкладывать деньги из бюджета, благополучно закрылся «на ремонт», уже потом он станет разменной монетой при продаже «Пикры» — в городе должен был быть специализированный детский кинотеатр (коим считался «Пикра»), и «Металлург» переделали в «Мечту», которая открылась аж в 2012 году.

Зритель упорно не ходил в кинотеатры, за исключением «Родины», «Пикры», «Эпицентра» и открывшейся в 2002 году «Чайки» депутата Владимирова, который взял в долгосрочную аренду бывшую «Победу». Муниципальные кинотеатры набирали от силы 5% зала на сеанс — формат безнадежно устаревал, тем более что видеомагнитофоны стремительно теряли в цене и становились все доступней. В Красноярске начали говорить о мультиплексах, которые в начале «нулевых» уже начали появляться в западной части страны. В 2001 году право муниципальной аренды на здание «Луча» на 15 лет выигрывает ООО «Малтат» — лидер по экспорту кругляка в Азию, производитель рыбы (очевидно, об этом и рассуждал г-н Игнатьев). Бизнесмены получили здание в ужасном состоянии, с убитыми коммуникациями, системами отопления и водоснабжения.

«Луч» до реконструкции

Арендаторы представили самый выигрышный по сравнению с конкурентами проект реконструкции, благодаря чему и победили в аукционе. Они увеличили количество залов до трех, обещали два попкорн-зала, кафе-мороженое, бар для взрослых, ресторан и бильярдную и… все сделали! После реконструкции «Луч» украл часть зрителей у «Пикры», в нем показывали одновременно три фильма, что тогда было редкостью, а еще именно «Луч» ввел сеансы нон-стоп — три фильма по цене одного в ночное время. И народ повалил! Популярны они были особо у студентов и пацанчиков с районов, которые любили устраивать разборки на крыльце, многие вспомнят и навязчивых охранников, досматривающих женские сумочки и рюкзаки на предмет алкоголя. Впрочем, панацеей это не было — в зале всегда можно было увидеть парней, потягивающих пивас и ржущих в самый интересный момент фильма. Кинобизнес же стал одним из главных источников дохода компании «Малтат».

«Луч» после реконструкции

По сути, первым мультиплексом в Красноярске была «Пикра» — два зала, кинобар и интернет-кафе, но именно «Луч» показал, как можно зарабатывать на инфраструктуре кинотеатра. Попкорн, игровые автоматы, бильярд, кафе — все это приносило 60% доходов владельцам. Всем стало понятно, что эра обычных однозальных кинотеатров осталась далеко позади.

В 2005 году в Красноярск заходит российская сеть «Каро-Фильм» — на реализацию проекта бизнесмены затратили один миллион вечнозеленых президентов США. В ТЦ «На Свободном» запустили сразу четыре кинозала, на первых порах заполнялись они преимущественно на уик-эндах, но основной упор владельцы также делали на развлечение и продажу напитков со снеками. В 2008 году открывается семизальный кинотеатр Mori-Cinema с общей вместимостью 1000 человек и тоже собирает неплохую кассу. По этому же принципу в «Планете» открылся «Киномакс», в «Огнях» (ныне «КомсоМОЛЛ) кинотеатр «Космик». Новые мультиплексы могли показывать по два-три десятка фильмов за сутки, зрители могли выбрать удобное для себя время. Посещаемость таких мультиплексов была в два-три раза больше отдельно стоящих кинотеатров — большое количество зрителей давали ТЦ.

Открывать кинотеатры в ТРЦ стало обычным делом

Вернемся к «Пикре», которая располагалась в культовом здании нелегкой судьбы — оно было построено красноярским купцом Николаем Николаевичем Гадаловым по проекту французского архитектора. Кинотеатр получил имя «Художественный» и открыл свои двери в 1912 году, в советское время его обозвали скучным «Совкино», в 1955 году к зданию сделали пристройку, а в 1964-м случилось страшное — в борьбе с архитектурными «излишествами» фасад просто залили безликим бетоном, лишив горожан жемчужины купеческой архитектуры.

Здание «Совкино» в 50-х

В 1999 году «Пикра» вмонтировала врезающийся в фасад здания самолёт, как бы прорывающийся в мир развлечений. В 2006 году здание на Перенсона перекупило ООО «Фогест», 3 февраля того года рабочие сняли макет самолета с вывеской и вывезли в неизвестном направлении. «Пикра» даже подавала иск в арбитражный суд, требуя возмещения ущерба в размере 1,3 миллиона рублей, но ни один из исков суд не удовлетворил.

Тот самый самолет

В 2015 году в Красноярске открылся «Синема-парк», федеральная сеть, кинотеатр которой ждали еще в 2006 году, но открытие отложилось из-за затянувшегося строительства «Галереи Енисей». Кинотеатр предлагал сразу 10 залов на любой вкус: стандартные, залы-релакс с диванами, первый в Красноярске IMAX-зал и зал 4DX — это тот, в котором кресла вибрируют и наклоняются, подстраивая зрителя под фильм, а в лицо распыляют аэрозоли, имитирующие, к примеру, дождь. С самого старта «Синема-парк» отличался единой ценой билетов в зале независимо от выбора места.

Зал повышенной комфортности в «Синема-парке»

За два десятка лет подход к кинобизнесу в Красноярске, да и по всей России кардинально изменился: рассыпающиеся холодные однозальники сменились огромными комплексами с целым набором услуг. Смотреть очередных «Мстителей» можно на огромном экране высотой с трехэтажный дом, а российское кино, которого так не доставало чиновникам в «нулевых», теперь продвигает Минкульт, расчищая кинопрокат от западных новинок.

Спасибо читателям, которые делились с нами теплыми воспоминаниями и следили за нашим сериалом, но на этом история кино в Красноярске не заканчивается — именитые режиссеры снимали в его окрестностях свои культовые ленты, о которых мы обязательно расскажем в следующих сериях.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства