Мы попросили администрацию «Столбов» провести экскурсии по спорным местам и узнали, кому и почему разрешают рубить лес
В последние два года участились случаи, когда в охранной зоне заповедника «Столбы» вырубают вековые сосны или молодые ивы и черемухи, чтобы воткнуть очередную базу отдыха или коттедж. Другие по-хамски разъезжают по руслам рек с рыбой на грузовых машинах. До 2015 года, говорит замдиректора по охране территорий заповедника Иван Кириллов, было «затишье». Выход из экономического кризиса вызвал всплеск строительства. Особенно в престижном направлении по улице Базайской, к «Мраморному карьеру», где участок земли, по оценкам риэлторов, может достигать 10 млн.
Стоит прояснить, что такое охранная зона. Это территория примерно в 2 км вокруг периметра самого заповедника. Вырубка лесов, строительство тут могут повлиять на миграцию животных и птиц или заставить их покинуть привычные места обитания. Спросите, почему тогда на левой стороне в сторону Дивногорска рассеяны сотни дачных домиков и солидных коттеджей? Земля принадлежит городу, и он нарезает участки. Старая застройка давно зафиксирована, а вот за новыми участками, где только планируется вырубка, тщательно следит администрация «Столбов».
«Много идет заявлений от многодетных семей, других частных лиц на строительство в охранной зоне, в частности, на Базайской, — говорят в дирекции «Столбов». — Если участки находятся в окружении других и деятельность там не будет угрожать экосистеме, то согласуем. Если он плотно покрыт растительностью и придется все сносить — нет».
Последнее уголовное дело касалось вот этой площадки у ручья Калтат и детского лагеря «Огонек» вдоль Базайской. Знали ли арендаторы участка, что их договор закончился, — вопрос. Но когда в мае 2017 года на поляне начали рубить деревья под базу отдыха, бдительные соседи — собственники такой же базы конкурентов, позвонили в администрацию «Столбов». Лесорубов тут же задержали с полицией, приписали им ущерб в полмиллиона и штраф за несогласованную со «Столбами» хозяйственную деятельность в размере 6 тысяч рублей. Участок мэрия забрала обратно, а в прокуратуре до сих пор расследуют уголовное дело по статье «Самоуправство» (ст. 330 УК РФ).
А это уже окраина элитного СНТ «Мраморный карьер» — примерно 18 км от Свердловской. Историю можно начать с запомнившейся всем фразы героя «Нашей Раши»: «А кто это сделал?». Она началась, когда собственник двух соседних участков затеял стройку. Одновременно с появлением забора ночью был отпилен большой кусок грунта, выкорчеваны деревья — появилась неплохая дорога для проезда грузовой техники.
Часть земли, говорит Иван Кириллов, оказалась на участке под застройку, а стволы нашли на поляне у «Гренады». Спилы полностью совпадали. Однако полиция не нашла «неизвестных нарушителей» — за руку никого не поймали.
Как отмечал раньше риэлтор Евгений Ронжанин, люди начинают присматривать дома в «приличных» районах — «Удачном», «Мраморном карьере», «Чистом», «Серебряном бору» — при наличии 10 млн руб. Но порой суммы не хватает — столько стоит только земельный участок. Сегодня мы нашли лишь одно предложение с участком — 8,6 сотки продают за 3,5 млн. «Поселок расположен между Торгашинским хребтом и заповедником "Столбы" — с точки зрения экологии, вероятно, это лучшее место в Красноярске», — гласит объявление. Участки с домами продаются за 18 млн и выше.
В отличие от обычных поселков, сюда ведет неплохая, хоть и узкая, асфальтированная дорожка. Въезд отгорожен шлагбаумом, а за порядком на территории бдит видеокамера. Встречаются тут и скромные дома, но большинство говорит о достатке владельцев.
Практически все домовладельцы, чьи усадьбы выходят на берег Базаихи, укрепляют берег и обустраивают места для отдыха, релаксации или шашлыков. При этом гуляющие по Торгашинскому хребту, например, к воде пройти не смогут — вокруг все огорожено заборами. В администрации «Столбов» подтверждают, что это противоречит Конституции и законам, но собственники предъявляли им документы из «нулевых», где в кадастровых планах прорисованы те самые границы с заборами. Живут тут, по словам нашего собеседника, в том числе юристы и судьи.
В объявлениях о продаже домов авторы не скупятся на описание. «Мраморный карьер» называют не иначе как «Сибирская Швейцария»: «Сказочно красивое и фантастически неописуемое место». «Вокруг сосны елки !!!! Тишина — красота и спокойствие от суеты !!! Участок находится на берегу реки Базаиха!!! Первая линия — в конце участка свой берег реки) — выход к воде личный !!!», — не скупится на эмоции собственник (орфография и пунктуация объявления сохранены).
Также в объявлениях говорится, что в реке водится хариус: «Его можно ловить прямо с участка». А со стороны Торгашинского хребта «идеальные места для катания на снегоходах и квадроциклах».
Переносимся дальше по улице Базайской. Спустя год после начала уголовного дела против компании «Форвард» здесь до сих пор можно найти спиленные ветки черемухи и ивы. На берегу стоят беседки с мангалами, но они тут с «нулевых». «Я со своего школьного возраста помню, беседки стояли "Столбы", кто хотел, мог спуститься и отдохнуть. Какие-то предприимчивые люди решили это под себя забрать», — поясняет Иван Кириллов. Сейчас работы тут не ведутся.
Напоминающий олимпийские кольца фундамент находится уже возле фанпарка «Бобровый лог». Компания «Агат» намерена возвести здесь базу отдыха. В проекте, который предоставляли «Столбам», даже есть бассейн и стеклянный крытый пешеходный мост. Скорее всего, объект строится к Универсиаде, в которой «Бобровый лог» будет одной из площадок.
Сначала застройщика «Агат» приняли за нарушителя, но позже выяснилось, что разрешение на строительство есть и зона не охранная. Зато грузовые машины ездили по таковой, а еще разбивали русло с рыбой — попасть на островок со стройплощадкой иначе нельзя. В итоге застройщик согласовал погрузку по ледовой переправе и в нарушителях больше не значится.
Напротив фанпарка «Бобровый лог» мы нашли еще один дом. Витражные окна, камин внутри и даже что-то напоминающее бассейн под ними. Стройка кипит. Согласованная она или нет — вопрос. На дом мы набрели уже без сопровождения представителей заповедника.
Это еще один спорный и нашумевший участок, отданный СНТ «Полесье» и «Раздолье», в охранной зоне. О нем мы писали еще в декабре 2015 года. Шестнадцати гектарам берез, сосен и лиственниц на берегу Енисея возле «Роева ручья» грозит вырубка — на их месте также могут вырасти коттеджный поселок и дачи. О том, что лес попал в частные руки, забили тревогу местные дачники, случайно изучившие публичные карты Красноярска. Сегодня борьба продолжается, но в лесу уже выросли три коттеджа. Председатель соседнего дачного общества говорит, что к скандалу причастны «алюминщики».
По словам замдиректора по охране территорий заповедника Ивана Кириллова, сейчас на «Столбах» готовят проект по охранным зонам. Старый был принят в далеком 1994 году и морально устарел: уточняются границы. Если его утвердят в Министерстве природы РФ, то без ведома администрации заповедника нельзя будет ни вырубить деревья, ни возвести дом. Пока ее ответы носят рекомендательный характер.
Фото Артёма Ленца
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS)