Показываем советы по режиму дня в одной картинке
Мы продолжаем серию материалов о подготовке к школе. На главные вопросы о том, как подготовить ребёнка к школе и чего не стоит бояться, нам ответили учитель и психолог.
Начнем с главного — режима дня. Основные советы учителя — в одной картинке.
Главный миф: «Читать и писать детей должны научить родители — в школе не учат»
«Это неправда», — отвечает нам учитель младших классов лицея № 11, обладатель титула «Учитель года» Сергей Пикалов, который в этом году как раз принимает новых первоклассников.
«В первом классе научить читать и писать — это основная задача учителя. Первые три четверти — период обучения грамоте: учат распознавать звуки, буквы, их правильному начертанию», — говорит Сергей Викторович.
По его словам, к поступлению в школу ребёнок должен обладать знаниями на «житейском уровне»: знать, например, времена года, дни недели, вежливые слова, элементарные правила дорожного движения: «Каких-то предметных знаний у него может и не быть. Нет такого обязательного "перечня" для поступления в первый класс».
«Традиционная или развивающая — какая программа обучения лучше?»
Родители всегда хотят для своего ребёнка лучшего, но этот вопрос ставит их в тупик.
«Школьные программы делятся на два вида: традиционное обучение и развивающее. <…>
По предметному содержанию программа что у традиционной системы, что у развивающей абсолютно одинаковая. Ребёнок на выходе из начальной школы должен иметь определенный перечень навыков и умений.
В чем отличие? Там разные подходы чуть-чуть: в одной программе, например, таблицу умножения учат во втором классе, а в другой — в третьем. Но на выходе-то мы всё равно эту таблицу умножения знаем», — объясняет Сергей.
По его словам, родители часто боятся брать развивающую программу, потому что переживают не столько за детей, сколько за себя: справятся ли они сами, смогут ли они помочь ребёнку с такими новыми подходами.
«Как заметить, сложился ли контакт у ребёнка с учителем? Как быть с конфликтами в классе?»
Учитель и психолог отвечают однозначно: родитель должен помогать создавать положительный образ учителя. В большинстве случаев для ребёнка учитель — это авторитет, и это правильно.
При этом оба специалиста добавляют, что если общение между учителем и учеником не сложилось, родители почувствуют это сразу.
«Не спешите делать выводы. Иногда это родительские страхи проецируются на детей, когда у самих родителей не складывается отношений с учителем. Дети — более гибкие в этом вопросе. <…> Учителю стоит довериться», — считает психолог начальной школы гимназии «Универс» Анна Мокроусова.
Даже когда ребёнок плачет и жалуется — это тоже может быть лишь одним из этапов развития отношений между ним и учителем. «Говорите с ребёнком. Записывайте плюсы и минусы, смотрите, чего больше. Ведь действительно бывают и такие случаи, когда нужно поменять учителя, найти специалиста, с которым ребёнок на одной волне», — уточняет психолог.
Что касается конфликтов между детьми — к этому надо быть готовым. «Дети есть дети. От этого никуда не деться. Где-то поконфликтовали, заняли их общим делом, и всё снова хорошо», — рассказывает учитель.
«В качестве рекомендации… Если дети поругались, это не значит, что надо родителям ругаться. Потому что дети уже через час помирились, а родители до сих пор друг с другом, как кошка с собакой. Был у меня такой случай».
«Продлёнка — спасение для родителей или мука для ребёнка?»
По статистике учителей — в первых классах на продлёнку оставляют почти половину всех учеников. Группы продлённого дня работают иногда до 15:00, а иногда и до 18:30. Составлять списки таких групп начинают в конце августа.
Однако учителя и психологи просят родителей не торопиться оставлять детей на продлёнке. По их словам, детям нужно время, чтобы адаптироваться.
«Получается, что они остаются в незнакомом им месте, с незнакомыми пока учителями и воспитателями… Вообще первый месяц лучше, чтобы ребёнок был в школе недолго. Первое время у детей всего три урока… Им нужно привыкнуть ко всему новому, что их окружает», — говорит Сергей.
Совет: если есть возможность, возьмите отпуск на сентябрь.
«Телефон и соцсети»
Запрещать брать телефоны с собой учитель считает плохой затеей. Он понимает, что родителям важно быть на связи с ребёнком. Однако учитель просит родителей переписать расписание школьных звонков, чтобы звонить только на переменах.
У детей из началки, по его мнению, с телефоном может быть другая беда — игры на смартфонах:
«Помню, у одного ученика прям стресс был, когда я или родители просили его не играть». На этот случай учитель просит родителей изначально устанавливать на телефон образовательные игры: головоломки, детские сканворды, предметные игры, а не «стрелялки» или «бродилки». Или вообще дать ребёнку простой телефон, только для звонков и СМС для связи.
Соцсети же, по мнению экспертов, беда более старшего возраста.
Советы психолога:
Перед началом учёбы прогуляйтесь с первоклассником по школьной территории, а если запустят внутрь, то и по самой школе. Так ребёнок познакомится с местом.
Берите ребёнка с собой по магазинам во время подготовки к 1 сентября. И пусть поход за покупками будет как увлекательная игра — позволяйте ему самому выбрать свою тетрадку, дневник. «Для ребёнка школа — это что? Это его первый рюкзак, тетрадка. Это важно».
Создайте позитивное отношение к первому дню в школе. Расскажите, что там будет, как проходит линейка. Скажите, что вы будете рядом. А еще обрадуйте ребёнка, что после линейки праздник продолжится — вы пойдете за мороженым или в кино.
Не делайте из ребёнка «объекта своей гордости», записывая его во всевозможные кружки, чтобы при возможности упомянуть об этом перед другими родителями. Не сравнивайте своего ребёнка с другими. Пусть он пробует и выбирает увлечение сам. При этом не спешите уходить — минимальное время, чтобы понять, подходит ребёнку занятие или нет, — обычно 3 месяца.
Фото НГС (1), Артёма Ленца (2, 3, 4)
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS)