Дороги и транспорт Вынесло под колеса

Вынесло под колеса

Видео аварий с дерзкими пешеходами взорвали соцсети — юристы рассказали, когда виновные пешеходы платят по 70 тысяч за помятые бамперы

В последние дни декабря аварии с участием пешеходов взорвали социальные сети. Часть красноярцев обрушила проклятия на водителей, обвиняя их в невнимательности. Другие открыто требовали расправ над теми, кто сломя голову несется через дорогу. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал, почему водители платят деньги даже виновным пешеходам, как можно урезать эти выплаты и есть ли шанс наказать выскочившего на дорогу.

Утро 17 декабря. С Октябрьского моста на Мичурина несется поток машин, горожане толпятся у «зебры» в ожидании зеленого сигнала светофора. Внезапно буквально в 40 м перед машиной на дорогу выбегает пешеход. Водитель резко бьет по тормозам и уходит в занос. Его иномарка бьется об отбойник, а шустрый пешеход скрывается за домами.

«Выскочил бы и втащил, однозначно надо было догонять», — открыто намекали на самосуд некоторые пользователи в соцсетях. Другие же читатели винили водителя в том, что с моста он летел на повышенной скорости.

Занос на отбойник спровоцировала не высокая скорость, а особенности дороги, полагает специалист по контраварийному вождению Александр Пономарев, изучив видео. По его словам, водитель со скоростью 65–70 км/ч шел по изгибающейся влево дороге. При экстренном торможении вся нагрузка перераспределилась на переднее правое колесо: перед машины зацепился, а задняя часть ушла в занос.

Через 2 дня в центре случилась обратная ситуация: пешеход брел по дороге так, словно искал смерти на «зебре».

Темная фигура выползает на переход Маркса в районе Парижской Коммуны. За минуту 7 машин, притормаживая и маневрируя, проходят в считаных метрах от мужчины, пока 8-я иномарка все-таки его не сбивает. В лобовом стекле «Хонды» наглухо застревает пивная бутылка мужчины. По данным ГИБДД, пострадавшим оказался бездомный.

Александр Пономарев полагает, что шансов обрулить пешехода у водителя не было: «Водители из первого ряда прекрасно видели пешехода и объехали его. Перед "Хондой" двигался другой автомобиль. Он объехал авто и тут из-за него внезапно появляется пешеход. Понятно, что если бы "Хонда" двигалась со скоростью 30 км/ч, то шанс обрулить был. Но он двигался в рамках ПДД — не больше 70 км/ч, пешеход был в слепой зоне».

За 11 месяцев 2015 года на дорогах края сбили 1237 человек, с жизнью расстался каждый десятый из них. В 54 % случаев наезд произошел по вине водителей, в 46 % — пешеходов.

В соответствии с законодательством РФ за причинение тяжкого вреда здоровью виновные водители рискуют лишиться свободы (ст. 264 УК РФ), в гражданских исках пешеходы требуют компенсации вреда. По словам красноярского юриста Артура Спиглазова, вина пешехода освобождает водителя только от уголовной ответственности: «Пешеход всегда через суд получает компенсации, поскольку автомобиль по законам является источником повышенной опасности».

Слова эксперта подтверждает судебная практика. В 2010 году Октябрьский суд обязал двух водителей заплатить по 50 тыс. пешеходу, который выскочил на Копылова в неположенном месте и угодил сразу под два ВАЗа. Следователи не нашли вины в поступках водителей, и мужчина подал гражданский иск. Суд решил, что «ответственность водителей наступила независимо от их вины».

Директор юридической компании «Абсолютное право» Евгений Нигматулин говорит, что степень вины водителей определяют две вещи: момент возникновения опасности и техническая возможность затормозить после ее наступления. «Даже если водитель двигается на зеленый сигнал светофора или сбивает пешехода, когда тот переходит дорогу в неположенном месте, не факт, что водителя признают правым», — отмечает эксперт. Так, если наезд произошел на переходе или у остановки, то суд может решить: дорожные знаки предупреждали об опасности. Техническая возможность остановиться рассчитывается из скорости движения автомобиля: по тормозному пути устанавливается время торможения, еще несколько секунд списывают на перенос ноги на тормоза и срабатывание систем, если был факт превышения скорости, то ставится вопрос, произошло бы столкновение при движении с приемлемой скоростью.

В итоге, констатирует г-н Нигматулин, невиновный водитель может в разы уменьшить требования пострадавших пешеходов: «При среднем вреде здоровью пешехода (это 21 день на больничном) компенсация с виновного водителя — 50–70 тыс., без вины — в 2 раза меньше».

Впрочем, полностью от финансовых претензий пешеходы не защищены. Четыре года назад в Красноярске произошло ДТП, после которого суд впервые подтвердил: страховщики могут требовать деньги с пешеходов-виновников.

Под колеса автоледи угодила девочка-подросток, выскочившая на дорогу в неположенном месте. Семья потратила на лечение ребенка около 10 тыс. руб., потребовала в суде у водителя 50 тыс., но получила лишь 25 тыс. Однако при аварии машина была повреждена, и компания-страховщик «Ингосстрах» потребовала от родителей девочки оплатить ремонт. Как писали тогда СМИ, семью обязали заплатить 70 тыс. За 2 года тяжб семья дошла до Конституционного суда, который, как и предыдущие инстанции, не отменил решения.

В архиве краевых судов мы отыскали лишь пару исков к виновникам-пешеходам от страховых компаний. В 2011 году тот же «Ингосстрах» взыскал 70 тыс. с пешехода, выскочившего на нерегулируемый переход в Советском районе. В ноябре 2015 года компания «Ренессанс Страхование» подала аналогичный иск на 78 тыс. руб.

Юрист «Ренессанс Страхования» Степан Слизков практику таких исков считает крайне нераспространенной: «Предъявлять иски о компенсации затрат на ремонт страховые компании могут, только если машина застрахована по каско. Проникновение этого продукта на рынок не распространено, соответственно, и мало случаев, когда обладатели этих полисов совершают наезды по вине пешеходов». По словам Степана Слизкова, не имеющие полисов каско также могут требовать у виновных пешеходов возместить ущерб, однако примеров такой практики в Красноярске не припоминает.

Водителям, не желающим попадать в подобные ситуации, специалист по контраварийному вождению Александр Пономарев посоветовал максимально высоко поднимать взгляд от дороги: «Масса людей несутся через дорогу и не понимают, что малейший удар на скорости их просто сломает. Большинство водителей охватывают взглядом метра три перед собой. Чтобы контролировать ситуацию на тротуарах, стоит изредка смотреть выше».

Антон Понарин

Фото depositphotos.com

Видео krasmix.ru (1), «ЧП Красноярск» с vk.com (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства