Молодые красноярские архитекторы предложили закрыть проспект Мира для транспорта. По их затее он должен превратиться в пешеходную зону с парками, скверами и велодорожками. Транспортная нагрузка ляжет на ул. Ленина и Маркса, а движение по перпендикулярным им улицам уйдет под землю. Одни горячо поддерживают мировую тенденцию и верят в ее реализацию, другие считают утопичной и в ужасе ждут транспортного коллапса. Очередная идея пешеходной зоны будет рассмотрена мэром Эдхамом Акбулатовым в ближайшее время. Подробности — в материале НГС.НОВОСТИ.
Многолетняя история с предложениями сделать проспект Мира в Красноярске пешеходной зоной получила новый виток. На этот раз идею озвучили молодые красноярцы из бюро «Лаборатория архитектуры и дизайна». Ролик, рассказывающий о необходимости появления в центре зеленых насаждений, новых мест семейного отдыха и современного транспорта, был презентован 15 июня, на Дне города.
Как сообщил корреспонденту НГС.НОВОСТИ один из руководителей бюро Алексей Шишкин, такие изменения городу необходимы для «здорового» развития: «Это поможет снизить загазованность центра, улучшить городскую среду, а также повысить туристскую привлекательность».
По задумке архитекторов, проспект Мира должен быть полностью освобожден от автомобилей и отдан во власть гуляющим красноярцам. Транспорт, следующий через центр города, будет двигаться по ул. Ленина, К.Маркса, Дубровинского и Игарской. Потоки через «сквозные» (перпендикулярные) улицы — например, Вейнбаума, планируется пустить под землей.
Подобные меры Алексей Шишкин считает решением проблемы пробок: «Если все будет развиваться по тому же вектору, как сейчас — «на улице пробка, нужно ее расширить», — это заливание пожара бензином. Нужна альтернатива общественному транспорту и разумное ограничение личному. Метро тоже не панацея. У нас не будет такого пассажиропотока, как в Москве, зачем его строить?».
За свою идею инициаторы собирали подписи на Дне города. Однако количество голосов озвучить отказались: «Цифра не та, которой можно хвастаться, но сочувствующие и понимающие нашлись».
Идеей зеленого пространства в историческом центре заинтересовались депутаты горсовета. Алексей Додатко предложил мэру Эдхаму Акбулатову рассмотреть предложение на ближайшей сессии горсовета.
В пресс-службе ГИБДД по Красноярску идею назвали вопросом сложным и комментируют с осторожностью. Полицейские хоть и боятся большей нагрузки на центральные улицы — Ленина и К.Маркса, все-таки видят в предложении больше плюсов.
«Если исходить из аварийности на проспекте Мира и проблемы с незаконной парковкой в две полосы, то мы не против», — резюмирует инспектор по пропаганде Анна Шур.
Мнения красноярских специалистов, с которыми удалось пообщаться автору, по вопросу разделилось. Член Союза архитекторов России Андрей Ратушняк назвал данную идею утопической: «Будут три месяца в году по ней прогуливаться два человека, а «серые» люди ездить в серый дом». Для того чтобы сделать исторический центр пешеходным, нужно комплексно пересмотреть всю транспортную схему Красноярска, уверен он. Трамваи, доставляющие много шума, и перехватывающие парковки, от которых весь город встанет, г-н Ратушняк считает популистскими мерами.
Главный архитектор «Красноярскгражданпроекта» Антон Шаталов горячо поддерживает своих коллег. «Идея не нова, это тенденция развивается во всем мире — в Амстердаме, Копенгагене, Барселоне есть пешеходные улицы с велосипедными дорожками, парками», — говорит г-н Шаталов. Специалист отметил, что в начале 80-х проспект Мира был пешеходной зоной.
Архитектор отмечает некоторые спорные моменты в решении узловых точек на схеме молодых коллег. Но в целом он одобряет ограничение транзитного транспорта в центре города: «Не должен человек из Советского района ехать в Свердловский через исторический центр. Да и вообще, только у нас принято парковаться в шаге от подъезда или магазина». Избежать транспортного коллапса, по его мнению, поможет строящийся четвертый мост, и еще два, заложенные в генплане Красноярска.
К вопросу о пешеходной зоне в историческом центре обращались пять поколений архитекторов Красноярска, рассказывает Антон Шаталов. Так, с 80-х годов в архивах «Красноярсгражданпроекта» лежат проекты транзитного тоннеля под ул. Вейнбаума. Он отличается от вновь предложенного тем, что пересекал не только ул. Ленина и К.Маркса, а начинался от ул. Республики до Коммунального моста. К этому же времени относится проект пешеходной платформы на ул. К.Маркса: автомобили планировалось пустить под землей от угла Центрального парка до кинотеатра «Луч».
Ежедневные заторы в часы пик, отсутствие цивилизованных парковок и повышенная концентрация выбросов от автомобилей в центре Красноярска активно обсуждаются в последние два года. В 2012 года спикер ЗС края Александр Усс предлагал ограничить движение личного транспорта в исторической части города в часы пик или по определенным дням. А в июне 2013 года мэр Эдхам Акбулатов заявил, что в ближайшие два года парковки станут платными.
Отдать улицы во власть пешеходов уже решили в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Иркутске. Такой же вопрос рассматривается и в администрации Новосибирска.
Во сколько бюджету Красноярска обойдется реализация проекта, пока не понятно. Сами инициаторы идеи признаются, что для расчетов нужен не ролик, а полноценный проект со всеми сметами.
Юлия Глушко
Фото Ольги Ярцевой
Видео «Лаборатории архитектуры и дизайна»