Происшествия интервью «Мать увела ребёнка в лес, а вернулась без него»: откровенное интервью красноярских спасателей

«Мать увела ребёнка в лес, а вернулась без него»: откровенное интервью красноярских спасателей

В КГКУ «Спасатель» рассказали о работе и самых шокирующих случаях

В красноярском ПСО трудится больше 50 спасателей

27 декабря в России отмечают День спасателя. Мы поговорили с начальником красноярского поисково-спасательного отряда КГКУ «Спасатель» Дмитрием Тырцевым. Он рассказал, с какими самыми необычными случаями им приходилось сталкиваться, и бывает ли спасателям страшно.

Тырцев Дмитрий Владимирович — начальник красноярского ПСО. Работает в КГКУ «Спасатель» с 2012 года, в 2015 году стал руководителем поисково-спасательного отряда. Ранее служил в ракетных войсках стратегического назначения в Ужуре.

Дмитрий Тырцев — руководитель красноярского ПСО, он занимается координацией работы спасателей и сам выезжает на крупные ЧС

На какие вызовы выезжаете чаще всего?

— За этот год у нас спасено 1097 человек и это абсолютно различные ситуации. Когда начинается сбор дикоросов, много вызовов на поисковые работы. В этом году мы искали в лесу 134 раза. Часто оказываем помощь пострадавшим в ДТП. Бывает, что машина искорежена настолько, что пострадавший не может оттуда выбраться. Некоторые находятся ещё в сознании, иногда достаем уже тело и передаём полиции.

Дома часто бывают случаи, когда ребёнок оказывается заперт один. Мама вышла за хлебом, а он защёлкнул замок. Спасатели проникают в квартиру через балкон или окно с помощью канатного доступа — спускаются либо с крыши, либо, если соседи идут навстречу, с верхних этажей. У нас есть специальный инструмент, который позволяет открыть пластиковое окно снаружи, не разбивая его.

На «Столбах» часто приходится оказывать помощь населению — туристы получают травмы и не могут передвигаться самостоятельно. Последний случай был — женщина получила открытые переломы обеих ног — упала с высоты 10–16 метров с верха скалы.

Почему так часто получают травмы на «Столбах»?

— В основном травмируются молодые — они неподготовленные, но им очень интересно. Поднимаются на скалу, потом смотрят вниз и боятся спуститься. У нас там дежурят постоянно четыре человека, есть альпинистское снаряжение, чтобы оказывать помощь. Бывает, человек просто ломает ногу на тропе: поскользнулся, подвернул лодыжку — перелом. В прошлом году была ситуация, когда парень испугался клещей, звонит: «Меня окружили клещи, я не знаю, что делать!». Он запаниковал реально. Его нашли на тропе, а он, может, увидел 2–3 клеща на себе и испугался.

Спасатели выезжают на поиски по всему краю

Расскажите про случай, который вас поразил?

— Был очень неприятный инцидент года три назад, когда мать занесла ребёнка 2 лет в лес и оставила там. Тревогу забила соседка — она увидела, как мама с ребёнком пошла в лес, а вернулась без него и о пропаже не заявила. Полиция потом разбиралась. Мы искали его, нашли, спасатель — уже возрастной, говорит, — я его поднял, прижал, у меня слезы из глаз — как можно такой комочек оставить? Он где-то сутки один был в лесу. Я даже жене рассказал, она плакала.

А взрослые люди максимум сколько гуляли по лесу?

— Железногорске мужчина 17 дней блуждал по лесу с собакой. После этого похода собака не выжила, а человек выжил. Неделю или даже больше искали его вместе с федералами и волонтерами. Все силы приложили к поиску, но найти не могли. А он кружил по лесу и в итоге вышел сам на трассу в районе Уяра.

Кого чаще всего приходится спасать?

— Наверное, мужчин. Они более самоуверенные, ведут более активный образ жизни. Женщин на охоте я ни разу не видел, хотя, говорят, есть и такие.

У спасателей есть целая коллекция гранат и снарядов, которые находили в черте города
Иногда находят и противотанковые мины

Бывает ли спасателю страшно на работе?

— Конечно, бывает страшно. Но опять же, страх должен быть, потому что это основа чувства самосохранения. Но также есть осознание, что это надо сделать, знание, как это сделать, не повредив себя, не навредив тому, кого спасаешь, поэтому берём и делаем. Понятно, что если спасатель не знает, как с помощью канатного доступа спуститься с 16-го этажа до 11-го, мы его просто не отправим на такое задание.

Спасатель должен быть универсалом — уметь и в воду, и на крышу, и под землю?

— У нас существуют категории. Спасатель — это новичок, который только пришел, далее он начинает развиваться и становится спасателем 3-го класса, затем 2-го класса и 1-го класса. Чтобы получить 3-й класс, нужно иметь не менее 3 дополнительных специальностей, чтобы стать спасателем 2-го класса — не менее 5. Спасатель 1-го класса должен иметь не менее 7 специальностей — это уже спасатель-универсал.

Дополнительные специальности бывают разные: газоспасатель — работает в среде, непригодной для дыхания. При разрушении здания работает погрузочно-разгрузочная техника, тут необходимы спасатели-стропальщики. Чтобы искать в тайге, в степи — нужно уметь управлять квадроциклом, вездеходной техникой. Обычного мальчишку с улицы ведь не посадишь на «Буран»? Отдельно работа на высоте с помощью канатного доступа, раньше это называлось промышленным альпинизмом. Когда был пожар в «свечке» на Шахтеров, 40, искореженные металлические конструкции телепало ветром, они могли упасть. Мои ребята организовали станцию на 25-м этаже и работали в течение нескольких дней. Отдельная специализация — судовождение. Летом бывают ситуации на Мане — мужчина с семьей сплавлялся по речке, лодка порвалась, и они оказались на острове. Если я отправляю спасателя, он должен уметь управлять моторной лодкой, иметь удостоверение судовождения. Из 52 спасателей у меня 15 человек — спасатели 1-го класса, это действительно те люди, которые умеют всё.

Часто спасателям приходится погружаться на дно. Обычно они тренируются в Енисее, а при -25 наполняют бассейн

— Из каких профессий обычно приходят в спасатели?

— Очень много из пожарной, охранной службы — это ребята, которые работали по мониторингу и тушению пожаров на севере края. Есть у нас педагоги, юристы, есть даже повар — раньше плавал до Дудинки на туристических судах, поварил, потом стал судоводителем, сейчас он у меня моторист.

Есть 4 спасателя с дополнительными обязанностями медицинского работника. Это реальные врачи — двое со средним образованием, двое с высшим. Один травматолог, другой терапевт. Каждый спасатель в пределах допустимого может оказать первую помощь, но они могут сделать это уже более квалифицированно.

— Есть ли среди спасателей девушки? Или это все-таки «мужская» профессия?

— Да, у меня есть три девчонки. Очень опытный спасатель 1-го класса — Юлия Борисова. У нее 7 специальностей, высшее образование, она мастер спорта по альпинизму, я был с ней на Борусе в Северных Саянах на сборах, и там нам пришлось эвакуировать два тела. Она принимала участие наравне с мужчинами. Конечно, если рядом находятся мужчины, они не будут давать женщине неподъемные грузы, но когда в команде четыре спасателя — одна из них женщина, и надо каждому взять за рукоятку носилок, она также берётся и несёт. Также есть спасатель с дополнительными обязанностями медицинского работника Настя Гайсина. У нее уже три специальности, сейчас будет сдавать на второй класс. Она также участвует в ликвидации последствий ДТП, работает тем же инструментом, что и мужчины.

В машине спасателей есть специальный инструмент, которым можно разбирать последствия ДТП
Тяжелым инструментом работают и мужчины, и женщины-спасатели

— Проверяется ли психологическое состояние спасателей?

— Да, первоначально при поступлении на работу во время обучения спасатель проходит аттестационную комиссию. Перед этим с ними работают психологи, тестируют, проводят отбор, затем мне, либо вышестоящему руководству докладывают, есть ли смысл брать этого работника, готов ли он психологически. Скажу так, у меня 100% спасателей физически и профессионально подготовлены, потому что другие здесь не удержатся. Здесь очень высокие психические и эмоциональные нагрузки, сами знаете, иногда приходится работать не с живым человеком, а уже с телом, искореженным телом, частями тела…

— Как спасателям удается не принимать всё близко к сердцу?

— Нужно быть настроенным на работу, а наша работа — это спасать в любых ситуациях. А ситуации бывают разные. Иногда полиция обращается, приходится залазить в коллекторы, доставать криминальные трупы. В коллекторах жарко, запах разложения, мы отключаемся от этого наружного воздуха, подключаем дыхательные аппараты, надеваем специальные разовые костюмы — с телом поработал, потом сворачиваешь и сжигаешь. Поэтому все спасатели — это морально устойчивые ребята, которые знают, что они могут, и выполняют это. Кто не может — тот сюда не идет.

— Сами спасатели часто получают травмы во время спасательных операций?

— Конечно. Недавно у нас травматолог получал травмы. Шел сильный дождь, коммунальные службы раскапывали яму, грунт пошел и работника завалило. Спасатели извлекали тело, спустились вниз, там труба в глине, ступил — нога сорвалась, получил травму. На «Столбах» тоже получал травму спасатель — упал на скользкой тропе, травмировал плечо. Поэтому у нас спасатели застрахованы, в случае травмы получают выплаты.

Работа спасателей непредсказуема, поэтому они всегда находятся в боевой готовности

— Где нужно учиться, чтобы стать спасателем?

— Спасателем может быть гражданин России с 18 лет, прошедший обучение по программе спасателя и аттестованный комиссией. Обучение проводится в учебно-методическом центре ГУ и ЧС на Пролетарской. Оно длится порядка 3–4 недель, там преподают приемы и способы спасения, психологическую подготовку, медицинскую подготовку. Я сам обучался в 2012 году. Это серьезная подготовка, у нас были не просто классные занятия, была практика: для психологической подготовки нас водили в морг, при нас препарировали тело, готовили к погребению. Я первый раз присутствовал, но выдержал, для меня это было и интересно, и немножко жутковато.

— Какой график работы у спасателей? Хватает времени на семью, хобби?

— График у спасателей, которые заступают на смену, — сутки через трое, через четверо. Но мы всегда находимся в оперативной готовности, в случае чрезвычайных ситуаций в любой момент дня или ночи их могут вызвать. Если спасатель на время выходных уезжает далеко, он пишет заявление, мы составляем график, чтобы всегда был запас людей, которые могут среагировать. Свободно уезжать спасатели могут во время отпуска — у молодых он 38 дней, через 10 лет спасательской службы — 43, через 15 лет — 48.

Даже в выходные дни спасателей могут вызвать на работу

— В перерывах между сменами чем занимаются спасатели?

— Проводят время с семьей, иногда подрабатывают. Наша работа по закону позволяет в свободное время работать дополнительно. Знаю, что кто-то увлекается путешествиями, ходят на «Столбы», лазят в пещеры, ездят на рыбалку — у всех разное.

— Сколько получают спасатели?

— Средняя зарплата в нашем учреждении 31–35 тысяч рублей. Спасатель 1-го класса получает около 40 тысяч рублей, молодой спасатель без стажа — 25. Конечно, хотелось бы больше. Но именно в Красноярском крае мы добились такой льготы, что проработав 15 лет спасателем и достигнув 40-летнего возраста, ты начинаешь получать социальную выплату от правительства края в размере 10 тысяч ежемесячно и до момента ухода на пенсию. И у меня таких спасателей немало. Еще одно из положений, что этот человек обязательно должен участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, но в нашем крае не было года, чтобы не было какого-то ЧС. И у меня даже молодые спасатели очень многие уже участники ликвидации последствий. Я встречался со спасателями из Омска, Новосибирска, Кемерова, у них нет такого.

— Те, кого спасли, часто потом приходят с благодарностями?

— Конечно, благодарят не все, но это нестрашно, это же наша работа. Бывает, приходят с семьей, показывают — вот эти ребята меня спасли, чай пьют вместе, приносят грамоты и письма. Иногда начинают предлагать деньги, но мы, конечно, отказываемся.

В благодарность спасённые часто приносят грамоты и письма спасателям
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства