NGS24
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Красноярске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

0 м/c,

штиль.

735мм 88%
Подробнее
0 Пробки
USD 89,70
EUR 97,10
Город Куда сбегает детство

Куда сбегает детство

Двух пропавших подростков нашли в шалаше в 100 километрах от дома — врач рассказал о причинах опасного явления под загадочным словом «дромомания»

Пропавшие в субботу, 4 октября, красноярские подростки за 2 дня успели заработать денег на шиномонтажке, наиграться в компьютерном клубе, переночевать в подъезде и построить шалаш в 100 км от города. Все выходные беглецов искали более 100 полицейских и волонтеров, обнаружили же их 6 октября в Козульском районе: были опознаны по ориентировке. Позднее выяснилось, что старший из них уже имеет опыт побегов, а его родители смотрят на это сквозь пальцы. Что побуждает детей сбегать из дома, как часто их находят и что говорят психиатры о таком явлении, как тяга к бродяжничеству, — в материале НГС.НОВОСТИ.

Двух красноярских подростков, пропавших в субботу, 4 октября, полицейским удалось разыскать спустя два дня почти в 100 км к западу от города — в Козульском районе. Как сообщили в пресс-службе МУ МВД «Красноярское», вечером 5 октября в дежурную часть отдела полиции № 5 поступило заявление от 35-летней жительницы Красноярска, которая сообщила, что ее 12-летний сын ушел в субботу в школу, но домой не вернулся.

Помимо полицейских к поиску подключились волонтеры. По информации организации «Поиск пропавших детей», 12-летний Антон Нечитайленко ушел из дома по ул. Комарова в школу. Позднее в школе был обнаружен портфель, а также ранец его друга, 15-летнего Константина Кривигина, который тоже пропал. Кроме того, был найден телефон одного из мальчиков.

«Нам позвонила тетя Антона и попросила разместить в группе ориентировку», — вспоминает координатор организации Оксана Василишина. В первую очередь волонтеры осматривали автомойки (Костя там периодически подрабатывал), торговые центры и кинотеатры. Почти двое суток более 100 оперативников уголовного розыска, инспекторов по делам несовершеннолетних и участковых совместно с волонтерами проверяли подъезды и чердаки, опрашивали соседей и родственников. Во все отделы были разосланы ориентировки.

Вечером 6 октября беглецов опознали полицейские п. Лазурный Козульского района, рассказывает начальник отдела организации деятельности подразделения по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по краю Наталья Шапруто.

Наталья рассказала автору, что денег они заработали на шиномонтажке. Ребята переночевали в подъезде, а на следующий день взяли билеты на электричку и поехали в Козульку. Зачем они туда отправились, женщина сказать не смогла, отметив, что вторую ночь мальчики провели в собственноручно сделанном шалаше. Алкоголь, по ее словам, они не пили — были абсолютно трезвы.

За два дня, отведенные на написание статьи, связаться с родителями Константина автору не удалось. Наталья Нечитайленко рассказала, что дети дружат уже 2 года, Костя живет в соседнем доме, но с его родителями она не общается, знает лишь, что мальчик не впервые убегает из дома.

Как поясняли мальчики полицейским, бежать они хотели втроем — но их третий приятель в итоге передумал. Информацией о покупке билетов маленькими беглецами полиция не располагает. «Когда стали проверять билеты, они испугались и вышли из вагона — даже не зная, на какой станции», — приводит слова ребят сотрудник ведомства.

Начальник отдела полиции по работе с несовершеннолетними Наталья Шапруто рассказывает, что 15-летний Константин уже знаком ее ведомству: мальчик неоднократно объявлялся в розыск и его не раз находили то в компьютерных клубах, то в поездах: «В последний раз, этим летом, его сняли с электрички на станции Иланская — тогда он пояснил, что он якобы собрался к бабушке, проживающей в Иркутской области», — вспоминает г-жа Шапруто.

Костя, по ее словам, живет с мамой и отчимом, семья в общепринятом смысле благополучна: родители работают и не злоупотребляют спиртным.

По словам Натальи Шапруто, незадолго до исчезновения подростка его мама уехала на дачу, оставив Костю одного, а ключи отдала соседям, написав ребенку записку. По причине уходов из дома подростка водили к психологу, а Антон просто попал под его влияние, полагает собеседница. Мама Антона отметила, что тот по приезду домой расплакался и пообещал, что больше так делать не будет.

Психиатры патологическую тягу к бродяжничеству называют «дромоманией», считая ее отклонением от нормального поведения. «Причин, побуждающих к этому, может быть много. Чаще всего это инфантилизм и проблемы в семье», — говорит заведующая детским отделением краевого психоневрологического диспансера № 1 Елена Володенкова. Инициаторами побегов в большинстве случаев являются подростки — в силу возраста: «Ребята хотят казаться взрослыми».

По словам специалиста, спровоцировать первый побег из дома может нездоровая обстановка в семье — будь то развод родителей, жестокое обращение или непосильные нагрузки, когда семья мечтает «сделать из ребенка чемпиона и отличника». Единичный побег еще не является патологией, но повторяющееся импульсивное стремление сбежать или сесть на первый попавшийся поезд может быть тревожным сигналом душевного неблагополучия. «Если ситуация в семье меняется к лучшему — ребенок перестанет уходить», — уверена г-жа Володенкова.

Чаще всего, по мнению психиатра, желание уйти возникает у детей спонтанно, но возможный побег можно попытаться предотвратить — внимательнее относиться к своему чаду, больше общаться с ним.

«Тревожным признаком может стать то, что ребенок стал тайно копить деньги или же собирать рюкзак», — отмечает Елена Володенкова.

Подавляющее число пропадающих детей находят в первые же сутки, — констатирует Наталья Шапруто. Что касается именно беглецов, то с начала этого года в розыск было объявлено 1069 несовершеннолетних — 1037 из них найдено. Назвала она и средний возраст беглецов — 16 лет, большинство из них — так называемые социальные сироты, попадающие в детдома уже в сознательном возрасте. «Одного бородинского мальчишку и в Новосибирске ловили, и на Алтае, и в Ачинске с поезда снимали, — вспоминает она, — а 17-летняя девочка из Емельяновского района начала убегать в 13 лет, этой весной ее забирали из Москвы».

Наталья Шапруто настоятельно советует родителям установить круглосуточный контроль за местонахождением ребенка. Такие услуги предлагают, например, операторы сотовой связи. У операторов «большой тройки» различные услуги локации телефона стоят в среднем около 3 руб. в сутки.

Существуют и другие технические возможности, например, GPS/ГЛОНАСС-трекеры с тревожной кнопкой, GPS-часы или спутниковые устройства. Однако, по словам представителей магазина навигационного оборудования Garmin, стоит оборудование дорого — от 3 тыс. руб. — и спросом пользуется лишь у охотников и автолюбителей.

Максим Косов

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства