Страна и мир Мачу-Пикчу — вытягивание денег, а La Rusa — неприличная поза: красноярка съездила в Перу и увидела настоящих шаманов

Она осталась в восторге даже без Мачу-Пикчу

Местные жительницы в национальных костюмах в Уарасе

Красноярская журналистка и ведущая Елена Шабанова в январе месяц провела в Перу. Как раз, когда в стране объявили чрезвычайное положение из-за протестов против ареста бывшего президента. Елена рассказала NSG24.RU, как впервые в жизни ездила одна и сразу на другой конец земли, как ходила по древней столице инков, отравилась чичей, как не попала в Мачу-Пикчу и не попробовала аяуаску, но всё равно осталась в полном восторге от Перу.

Не грозный Иван

Надо сразу сказать, что я, конечно, вообще никакая не путешественница. В моем бэкграунде раньше были только какие-то пакетные туры. И в начале путешествия я сама от себя офигевала, что называется, от того, что решилась поехать, еще и одна.

У этого путешествия есть предыстория. В 2022 году мы с друзьями познакомились с Иваном из Перу, который на тот момент жил в Абакане. Он приехал еще до ковида как волонтер по приглашению языковой школы преподавать английский, французский и испанский. Иван приехал и тут же наступил ковид: закрыли границы и он вообще никак не мог вернуться назад в свою Перу. Тогда Иван решил: «Ну и ладно, буду изучать тут русский язык». И он за это время очень хорошо изучил русский, мы с ним, по сути, общались по-русски.

Вообще, надо рассказать про Ивана. Это его настоящее имя. Он мне рассказывал легенду, почему его так назвали. Когда мама была им беременна, она пошла в кинотеатр на фильм с Жан-Полем Бельмондо. И так вдохновилась главным героем, что решила назвать своего сына, которого тогда носила под сердцем, в честь него. Фильм назывался «Иван Грозный» (NGS24.RU не нашел в фильмографии Бельмондо роли Ивана Грозного, возможно, это был другой актер. — Прим. ред.).

Но Иван, конечно, никакой не грозный. И он так классно рассказывал про Перу, что все мы решили, что надо лететь. Нас собирается компания человек семь-восемь, мы покупаем билеты, я оформляю шенгенскую визу, первую в своей жизни, и мы планируем поездку.

Всё состоялось благодаря перуанцу с русским именем Иван

Иван — путешественник со стажем. Он посетил десятки стран, знает свой родной испанский, французский, английский, русский и португальский. И он как опытный путешественник подобрал тогда вообще очень хорошие билеты. Весь маршрут стоил 80 тысяч рублей туда-обратно. Это Красноярск — Москва — Будапешт. В Венгрии мы хотели на несколько дней остановиться. Затем Милан — Мадрид — Лима.

Мы должны были вылететь из Красноярска, и кто-то из Москвы 8 марта 2022 года. Но случается 24 февраля, и понятно, что никто никуда не летит. Границы постепенно закрывались, вылететь нет уже никакой возможности, да и настроения, будем честны, тоже не было. Ивана вывозит из России перуанское посольство. Оно собрало всех перуанцев по России, вывезло автобусом до Литвы, и из Литвы уже на самолетах они вернулись в свою страну.

Иван созвонился с нашими авиакомпаниями, объяснил, в какую ситуацию попали мы, туристы, и они заморозили деньги. То есть они просто лежали на счетах и ими можно было в течение года воспользоваться.

Затем в 2023 году я в январе увольняюсь с должности руководителя пресс-службы краевого министерства спорта. Понимаю, что у меня на счетах лежат билеты и буквально через месяц они превратятся в тыкву. Я обзваниваю всех друзей и убеждаю: «Поехали, поехали». Они отвечают: «Лен, мы не можем так срочно свои планы поменять, а ты смотри сама».

Я мучаюсь какое-то время, созваниваюсь с Иваном, он уговаривает лететь, обещает всё показать, и я решаюсь. Покупаю заново часть билетов, они выходят уже несколько дороже — 124 тысячи рублей. Маршрут меняется на Красноярск — Сочи — Стамбул — Мадрид — Лима. Шенгенская виза у меня к тому времени истекла, но туристам она и не нужна, если не собираетесь выходить в еврозоне из аэропорта.

Стамбульские приключения

Я, безусловно, очень волновалась, потому что вообще никогда одна не путешествовала. А тут я лечу одна, непонятно куда, без испанского и с не очень хорошим английским. В Стамбуле я планировала остановиться на два дня, погулять по улочкам.

Прилетела туда ночью. Доезжаю вроде как до своего отеля и иду по карте по навигатору. У меня еще интернет не включился, так что я шла по приложению, которое без интернета работает. Я прихожу до места, оглядываюсь, а там вообще ничего нет. Только пожарная станция. Три часа ночи на дворе, пожарная станция, я в ужасе и не понимаю, что делать и куда дальше идти.

Я побежала по этой улочке, а отелей вроде бы много, кругом вывески, но они все закрыты, и никуда не достучишься. В какой-то момент я нашла открытый отель, забегаю, спрашиваю, могу ли я переночевать. Они отвечают: «О да, конечно — 80 евро ночь». А, чтобы вы понимали, мой отель, который я забронировала и не нашла, стоил где-то восемь евро за ночь. И моя жаба говорит: «Ну, ты вообще подумай, и так денег немного. А надо ли тебе это?» Я говорю, что подумаю, и выхожу в трансе.

Пару дней Елена провела в Стамбуле

Как раз в это время по улице мимо проходила пара: девушка и восточной внешности мужчина. Я что-то на английском пытаюсь им лопотать: что отеля моего нет и не могли бы вы помочь, подсказать, где бы можно было переночевать. И тут девушка начинает со мной по-русски говорить. Оказалось, зовут ее Дарья, она из Казахстана и приехала учиться в Турцию. А это ее бойфренд, с которым она познакомилась уже здесь, Мустафа.

Они сначала пытаются дозвониться до этого отеля, но там трубку не поднимают. На карте его тоже не нашли. И они в конце концов говорят: «А пойдем, Лена, у нас переночуешь, мы тут квартиру снимаем и у нас есть холл с диванчиком». Я очень благодарна этой девушке, потому что я была в каком-то трансе вообще непонятном.

Уже утром удалось созвониться с отелем. Оказалось, что они переехали и забыли мне сообщить.

Чрезвычайное происшествие

15 января, когда я еще была в Турции, в Перу объявили чрезвычайное положение и туристов попросили воздержаться от посещения. Там в декабре сместили и арестовали президента, а его место заняла вице-президент Дина Болуарте. Несогласные начали проводить манифестации в поддержку бывшего президента и требовали отставки Болуарте.

Я опять звоню Ивану, спрашиваю, может, раз такое дело, мне вернуться в Россию. Но он успокоил: «Всё нормально, я сейчас стою на улице и ничего не происходит». Я снова доверилась и решила-таки лететь в Перу.

В Мадриде я восемь часов провела в аэропорту, и потом был самый большой 12-часовой межконтинентальный перелет оттуда в Лиму. Я, когда летела из России, очень боялась этих длинных перелетов и сидения в аэропорту. Но, как говорится, у страха глаза велики. Уже в путешествии я поняла, что семь-восемь часов в аэропорту не так страшно, если относиться к этому как к части путешествия. Когда ты можешь общаться с людьми, смотреть по сторонам, то это время пролетает совершенно незаметно. Ну и 12-часовой перелет тоже не так страшен — тем более когда на борту подают красное вино. Я села в кресло, нас накормили, я выпила красного вина, спокойно уснула и проснулась уже на подлете к Перу.

В Лиме меня встретил Иван, здесь он уже взял всю ответственность на себя и сопровождал по стране, был таким индивидуальным гидом.

Лима — это столица на берегу Тихого океана, она огромная, там живет где-то 10 миллионов человек. По большому счету, я бы сказала, что в самой Лиме именно туристу особо смотреть нечего. Просто поизучать город пару дней. Там испанская, колониальная архитектура, красивые церкви в центре города, главная площадь Плаза де Армас. Есть райончик Мирафлорес — очень красивый, со всякими статуями, парками, на берегу Тихого океана. Он как раз считается туристическим.

Испанская архитектура как напоминание о колониальной эпохе

Мы сходили еще на пляж недалеко от города. Купаться там невозможно, потому что волны большие, ну зато серфингистов очень много. И были в зоопарке Parque de las Leyendas — Парк легенд. Я как бывший работник красноярского зоопарка могу сказать, что зоопарк шикарный. Во-первых, это богатейшая коллекция животных Южной Америки. Во-вторых, там практически нет вольеров. Во многих локациях животные просто гуляют: ты идешь, а вокруг тебя обезьянки прыгают, тут же павлины, лама, альпака. Для опасных каких-то животных, конечно, вольеры есть.

Билет в зоопарк стоил 15 соль, тогда это 300 рублей. На тот момент курс был: один соль — это 20 рублей (к концу августа один соль стоит чуть больше 25 рублей).

Финансовый вопрос решался так, что я ехала в страну с наличкой, плюс у меня была казахстанская карта, которую на всякий случай дала подруга.

Еда и отравленная чича

Еда в Лиме, в Перу, в общем, дешевая. Стандартный обед у нас выходил где-то в 8–10 солей. Это какой-нибудь супец, второе — мясо с гарниром и напиток. В Перу очень дешевые фрукты. Килограмм манго стоил 50 рублей, авокадо примерно в такую же цену. Авокадо у них какой-то совершенно шикарный, просто тает во рту. Апельсины, клубника — всё очень дешево. При этом я не очень понимала, почему на обеде в ресторане, в кафе почти нет свежих овощей — в основном они шли вареные, печеные.

Очень много, конечно, севиче (перуанское блюдо из маринованной рыбы или морепродуктов), почти в каждом кафе оно есть. Я всё перепробовала, всякую разную их еду, и в том числе их знаменитую чичу. Это слабоалкогольный напиток типа пива, который изобрели еще женщины инков (изначально они жевали листья маиса и сплевывали в горшки, после чего смесь бродила там несколько недель).

Я почитала про чичу и, честно говоря, поначалу не захотелось. Хотя потом подумала, что сейчас явно уже слюни не используют, и попробовала. И она оказалась такой классной, вкусной, кисленькой и охлаждающей. Я даже взяла добавочки. Но что-то пошло не так: я жутко отравилась и мне сразу всё начало казаться ужасным и хотелось домой. Я тогда позвонила другу, и он сказал, что я как Штирлиц из анекдота, которого над картой Советского Союза неудержимо рвало на родину.

Ла руса

Какое-то время мы вынуждены были находиться в Лиме, потому что практически все дороги были перекрыты из-за протестов в стране. Закрывали даже некоторые аэропорты.

Я тогда из любопытства спрашивала у местных, что они знают про Россию. В основном говорили, что это большая, далекая и красивая страна. Потом вспоминали какие-нибудь выражения, связанные с Россией. Ruleta rusa — «русская рулетка». Montaña rusa — «русские горки», у нас это «американские горки». Еще возле торгового центра я встретила ростовую куклу Путина из картона, рядом — Байдена и Си Цзиньпина. Просто фигурки, с которыми люди фоткались. Вот значит три популярных международных лидера в Перу.

Иван еще мне рассказывал, что слово la rusa («русский»), без привязки к каким-то предметам — это местное неприличное отчасти выражение, которое означает, скажем так, неприличную сексуальную позу. Это из-за представления перуанцев о том, что россиянки — белокурые, голубоглазые и с большой грудью.

Плюс у них есть салат huevo rusa, который, если читать по-русски, не очень прилично звучит, но произносится это как «уэво руса» — «яйцо русского». Какое еще яйцо русского? Иван объяснил, что это зимний салат, который русские в свое время завезли, и он подается в половинке яйца.

Как оливье со свеклой

Без Мачу-Пикчу

Через неделю дороги начали открываться и мы могли поехать в другие места. У меня, как у любого туриста, были представления о Перу: Мачу-Пикчу и озеро Титикака. От Мачу-Пикчу меня сразу отговорил Иван: сказал, что это просто вытягивание денег из туристов и можно посмотреть похожие достопримечательности и не отдавать кучу денег. Ну и в любом случае на Мачу-Пикчу дороги были закрыты, и мы поехали в противоположную сторону, в горный город Уарас.

До Уараса мы ехали на автобусе. Автобусы у них комфортабельные, двухэтажные, в которых можно спать спокойно и удобно. Билет до Уараса стоил 70 солей, то есть 1400 рублей.

Вообще, Перу уникальная страна, где можно выхватить разные климаты, увидеть Тихий океан и побережье — у них это называется коста, побывать в сельве — это джунгли, и в сиере — это как раз горные районы.

Уаскаран — одна из самых высоких гор в Южной Америке

Мы вечером сели в автобус и утром приехали. А перепад высот там очень большой. Если Лима находится на высоте 150 метров над уровнем моря, то высота Уараса — уже 6768 метров. И этот перепад я ощутила только, когда вышла из автобуса. Я почувствовала себя оглушенной рыбой, вообще не понимала, что происходит, тут же начались ужасная головная боль, тошнота, ломота, слабость. В общем, у меня начинается горная болезнь, по-местному — soroche.

Иван отвел меня в госпиталь. А там работники уже привычные: «А, туристка? Ну давай на каталку». Тут же мне поставили какую-то капельницу с физраствором, дали кислород подышать. И буквально через пять минут я уже как малосольный огурец была готова к путешествиям. Но организм всё равно должен адаптироваться к такой высоте. Я уже готова была идти на Уаскаран — самую высокую гору в Перу, но тут вернулась soroche. Там советуют жевать листья коки, но я их и жевала, и заваривала, и прикладывала — мне вообще никак не помогли.

Чем дальше от столицы, тем национальнее костюмы

И мы просто погуляли по городу, на саму гору не пошли. А это перуанские Анды. Там очень красивые лагуны, там самая высокая гора. Туда надо ехать на чуть большее время, чтобы успеть адаптироваться и походить по горам — это прямо красотища! Но мы уже взяли заранее билеты назад, поэтому просто походили по городу, посмотрели на местных жителей.

Лима — это город столичный, и там людей в национальных костюмах можно встретить исключительно если они вышли, например, подзаработать и сфотографироваться с туристами. А в Уарасе люди просто так в них ходят. И у них совершенно офигительные наряды! Можно встретить бабушку в зеленых ярких колготках, розовой юбке, в синем платочке и фиолетовой шляпе.

Куско, древняя столица инков

Следующей поездкой был Куско — это бывшая столица империи инков. Она тоже высоко над уровнем моря — 3400 метров. Туда мы летели из Лимы на самолете недорого — лоукостером за 28 долларов, то есть 2100 рублей. Отель в центре города мы брали за 12 долларов в сутки.

Куско, наверное, и в прошлом как столица инков был красивый, и он остался таким же красивым. Там в основном испанские здания, которыми налюбоваться невозможно. Это и вымощенные булыжниками мостовые, и совершенно шедевральные церкви. В церкви можно приходить на службы, это будет бесплатно. Если прийти вне службы, то платишь за посещение памятника архитектуры — около трех долларов.

Древний город инков

В Куско есть улица Хатун Румийок, в переводе с кечуа «большой камень». Там находится знаменитый двенадцатиугольный камень из стены дворца инков. И совершенно непонятно, как этот камень, который весит шесть тонн, могли инки перетащить в стену. Там, конечно, все истории про инков периодически заканчиваются выводами: «Ну, это всё инопланетяне. Обычные люди такого не могли сделать».

Там же в городе мы встречали манифестующих. Но у перуанцев другой совершенно менталитет. Помню, иду по Куско и вижу, как люди поют, на барабанах играют, улыбаются. «О, концерт какой-то, давай поснимаю». И только потом Иван мне перевел, что они пели что-то вроде: «Сколько ты стоишь, полиция? Не стреляйте в нас! Да здравствует наше братие в Лиме. Мы будем бороться, пока президент Дина не уйдет в отставку».

Куско красивый сам по себе, но из него есть пути и в другие места. Можно попасть в Чинчеро в 27 километрах от города. Это в прошлом была загородная резиденция одного из сына императора инков. Можно доехать до Мараса с соляными террасами. Они тоже существуют со времен империи и действуют до сих пор. Почти каждая семья в Марасе владеет одной, а то и несколькими соляными ваннами. Рядышком есть совершенно чудесный магазин с 50 видами соли, и мы как лоси наелись этой соли. Понятно, что это маркетинг для туристов, но они там продают, например, соль для привлечения любви, соль для повышения потенции, соль от сглаза и прочее.

Ночной Куско

Шаманский город

В Куско все приезжают, чтобы попасть на Мачу-Пикчу. Когда мы там были, то из-за ситуации в стране вход на Мачу-Пикчу был закрыт, но я ни разу не пожалела. Возле Куско есть небольшой городок Писак с археологическим парком-комплексом, где тоже была цитадель инков. Он был таким же сакральным, как Куско, потому что там находился храм Солнца со священным камнем.

Я не была на Мачу-Пикчу, но понимаю, что в Писаке можно посмотреть то же самое, только не надо выкладывать сверху 200–250 долларов. Входной билет на осмотр всех памятников в парке стоит 1400 рублей. Причем ты можешь гулять не только по Писаку, но и по другим достопримечательностям рядом.

Писак — это такой археологический парк с террасами, которые сделали инки. Нам говорили, что они то ли в космос сигналы посылали с этих террас, то ли для ритуалов использовали, то ли просто как плантации, на которых выращивали разные культуры. Считается, что на одной террасе была одна температура с одними климатическими условиями, на следующей повыше — уже другая влажность, другие условия, и так далее. И они там экспериментировали с выращиванием культур. Там же в парке можно встретить гуляющих лам и альпак, можно покормить их, прикоснуться, погладить.

Тоже не обошлось без инопланетян?

Из Куско в Писак мы добирались на автобусе примерно за 200 рублей и еще немного пришлось пройти, потому что манифестанты закрывали дорогу. Они просто положили булыжники или колючую проволоку раскидали по дороге — и всё, автобус не проедет. Там, кстати, мы встретили русских. Парень говорил с кем-то по-английски, но как-то по акценту сразу угадывалось. Они с друзьями арендовали машину, заехали в Писак, а выбраться назад не получалось, потому что дорогу перекрыли. Иван с местными жителями помог им найти объездной путь.

Вообще, Писак — такой шаманский город. Там ощущение, что все люди немного на эзотерике, нарастаманенные. Практически в каждом есть доме какой-нибудь салон шаманизма с каким-нибудь сушеными лягушачьими лапками, усами крысы, еще что-то.

Ну и приезжают в Писак за ритуалами, прикоснуться к чему-то священному и так далее. Мы когда возвращались назад, видели группу американцев, которые какой-то ритуал возле этого священного камня Солнца совершали.

Террасы в Писаке

Как в Ергаках, но с нюансами

Еще мы ездили в сельву, амазонские джунгли. Они совершенно потрясные. Я в какой-то момент фотографировалась и поняла, что где-то я видела очень похожий пейзаж — было безумно похоже на наши Ергаки. Но тут я поднимаю голову и вижу, как над головой прыгают обезьяны туда-сюда.

Там же можно встретить термитники — гнезда термитов, которые выглядят как наросты на деревьях. Если приложить руку, то на нее запрыгивают термиты, такие небольшие мурашки. И местные жители растирают ладошками этих мурашей, обтираются и получается такой репеллент благодаря запаху. Ты обмазался этой фигней, и к тебе уже никакая мошка не лезет, можно по джунглям спокойно ходить.

В джунгли многие едут опять же ради шаманизма и мистики. Я еще в самолете познакомилась с русским парнем, который сказал, что его в Перу интересует именно шаманизм и он там хотел попробовать, естественно, аяуаску.

Как в Ергаках

Вообще, почти все русские туристы, которых я встречала, говорили про эту аяуаску: все хотели попробовать или уже попробовали. В городе Тарапото есть даже музей аяуаски, который создал — кто бы вы думали? Русский человек, который приехал в Перу жить. Самое смешное, что когда я спрашивала местных жителей про аяуаску, они переспрашивали: «Что?».

Большая рыба и беспокойные, но добрые перуанцы

Была еще одна поездка, просто на побережье. Мне хотелось экзотики, и у нас был рыбный день — мы пошли на рыбную ферму. Там вылавливали пираруку — огромную рыбу размером практически с человека. Причем тоже очень дешевые, все эти рыбы. За один килограмм просят 25 солей, то есть около 500 рублей. Тут же продают огромных кальмаров, тоже с полчеловека, и весь кальмар стоит те же 500 рублей, 25 солей.

Тут же всю эту рыбу поставляют в кафе, можно попробовать свежее севиче. И там совершенно сумасшедшие официанты. Несколько кафе, мимо идут туристы, и официанты наперебой кричат: «К нам! К нам! К нам!» Настолько активные, настолько эмоциональные, что там стоит полицейский, который успокаивает: «Женщины, я же тут линию начертил и сказал, что за нее заходить нельзя». И они, стараясь не заходить за эту линию, пытаются переорать друг друга.

Вообще, перуанцы совершенно классные, хотя я и разные мнения читала по поводу них. Кто-то писал, что они негостеприимные, злые, хотя у меня прямо противоположное впечатление. Мне показалось, что они все открытые и доброжелательные.

Мне было интересно как филологу просто слушать их язык, понимать, как люди общаются. Я всё время от них слышала «си, си, си, си, си», то есть «да». Мне кажется, что русские столько «да» в своих предложениях не употребляют, а у них это буквально через фразу.

Они всё время используют уменьшительно-ласкательные слова. У нас есть Лена — Леночка, а у них это будет Лена — Ленита, Иван — Ивансито. И это они ко всему добавляют. Авокадо — это palto и будет paltito. Милая — линдита, красавица — фермоса, стройняшка — флакита, толстушка — гордита и так далее. Они пересыпают этим всю свою речь: «Си-си-си, гордита, си-си-си, пальтито», и так далее.

Мне кажется, это настолько демонстрирует менталитет — не наш из суровых краев, всё очень мягко и очень по-доброму.