Страна и мир «Русским жилье не сдаем» и сила эмигрантского комьюнити. История красноярца, который уехал в Грузию

«Русским жилье не сдаем» и сила эмигрантского комьюнити. История красноярца, который уехал в Грузию

Как живут поуехавшие после начала мобилизации россияне в стране хачапури и вина

Набережная в одном из городов Аджарии, автономной республики в составе Грузии

Читатель NGS24.RU Виктор (имя изменено) покинул страну 28 сентября, чтобы не попасть под мобилизацию. Он несколько суток добирался до Грузии — через две страны и три города. Публикуем рассказ красноярца о его опыте экстренной эмиграции.

Как всё начиналось


— К эмиграции я готовился давно. После начала СВО мы вместе с уже бывшей девушкой твердо решили уехать из страны. Правда, тогда всё было больше похоже на побег, чем на обдуманное действие. Мы поменяли рубли на валюту, собрали чемоданы и лихорадочно искали место, где можно осесть на несколько месяцев.

Изначально рассматривали несколько направлений: Грузия, Армения и Таиланд. Цены на аренду недвижимости взлетели моментально. В Тбилиси даже через знакомых нам не удалось найти ничего дешевле 500 долларов за однокомнатную квартиру (тогда это казалось дорого), в Ереване и других городах оказалась схожая ситуация. От посещения Азии мы решили отказаться. Нужно было отдать больше 100 тысяч на одного только за билет на самолет.

Прошло несколько дней, стало понятно, что СВО — это надолго и пока военное положение с закрытием границ не грозит. Решено было готовиться к переезду в перспективе. Прошло несколько месяцев, были попытки получить долгосрочный «шенген», однако истории поездок хватало только для того, чтобы оформить его на 3 месяца. Переезд окончательно был отложен.

Заявление Путина о начале частичной мобилизации 21 сентября мы смотрели на работе вместе со всеми коллегами в прямом эфире. Это не было шоком, но почву из-под ног выбило капитально. Коллеги женского пола плакали. Такой подавленности в жизни я не ощущал никогда. Несмотря на заявления о критериях отбора на службу, под которые я не подходил, решение уехать дозрело.

22 сентября я начал мониторить билеты в Тбилиси, но покупать не стал. Перспектива никогда не вернуться домой пугала. Тем более никто из друзей и знакомых на переезд вместе со мной в то время не решился.

Подготовка, цены на билеты и липкий страх


Утром 23 сентября я в очередной раз почитал новости, зашел на сайт продажи билетов, увидел, что цена поднялась на 10–15 тысяч и всё оформил за 15 минут. Вылет — утром 28 сентября. Маршрут лежал через несколько городов. Красноярск-Ош (Кыргызстан), Ош — Бишкек, Бишкек — Шарджа (ОАЭ) и Шарджа — Тбилиси. Родные мое решение поддержали.

Билеты из Красноярска в Ош обошлись примерно в 35 тысяч. Ош — Бишкек — Шарджа — Тбилиси — в ту же сумму (вместе с багажом). С 24 сентября на работу я уже не выходил. Попросил время на подготовку к отъезду и прощание с родственниками. В известность поставил только начальника. Он всё понял.

Одни таблетки про запас встали в несколько тысяч рублей

Первым делом пришлось купить ноутбук — понимание, что кроме удаленной работы в маленькой Грузии мало что светит, появилось быстро. По здоровью серьезных нареканий раньше не было, но пара хронических заболеваний есть. Поэтому несколько тысяч ушло на таблетки про запас.

Когда 25 сентября я услышал, что начали призывать знакомых, и появилась информация, что с 27-го закрывают границы, попробовал поменять билет хотя бы на день раньше. На сайтах не было ни одного — ни в Среднюю Азию, ни на Кавказ. На 29 сентября билет в Астану стоил уже 800 тысяч рублей.

Оставалось просто ждать. Каждые 5–10 минут листал новостные чаты. Жить в ожидании того, что тебя могут не выпустить, хуже, чем знать, что точно не выпустят — пусть даже это будет настоящей катастрофой. Все 4 дня до отлета я проводил вечера с родными. Как будто была надежда, что до отъезда всё изменится. Наверное, поэтому я брал возвратные билеты.

С 27 на 28-е не спал. Самолет вылетал в 7 утра. Наверное, это и был самый сложный момент. На пограничном контроле проверяющий, увидев меня, начал демонстративно махать рукой, призывать к себе и улыбаться.

Допрос длился минут пять, хотя по ощущениям всё будто растянулось на час. «Цель поездки?» — спросил пограничник. Ответил, что деловая. Тут же еще один: «Что конкретно будете делать?» Рассказал про торговлю телефонами. Ранее мониторил, что в Кыргызстане они дешевле в два раза, буду возить оттуда в Красноярск. «Когда назад?» Ответил, что неделя или больше. «Как поедете обратно?» Сказал, что, скорее всего, на поезде, так дешевле. Потом долгий взгляд в паспорт, а затем в компьютер (видимо, проверял по базам). Я пытался пошутить: «Не похож?» В ответ вопрос: «Служили?» Я ответил правду, что нет. После — штамп и пропуск.

Россиян, по ощущениям, в зале ожидания было человек 10, все призывного возраста. Один мужчина выпил в баре стакан виски залпом сразу после таможни.

Кыргызстан, проблемы с такси и вездесущие тараканы


Самолет в Ош летит около двух с половиной часов. В аэропорту пришлось сидеть полдня. В курилке на улице — все русские. Калининград, Москва. Айтишники, менеджеры. Большинство решило осесть в Бишкеке. Один парень из столицы, видимо, сбежал прямо с работы — был в строгой одежде. Тесть его посылал на СВО, говорил, что уезжать не надо, жена решение уехать тоже не поддержала, но обещала приехать к нему позже.

В Бишкеке такси ждать пришлось минут 40. «Яндекс» не ехал, а местные агрегаторы сменили три машины, прежде чем удалось кого-то дождаться. Поездка из аэропорта стоила около 800 рублей. Наши банковские карты в Кыргызстане работают.

Сим-карта с безлимитным интернетом на неделю в Кыргызстане стоит около 200 рублей

Квартиру тут я снял еще в предпоследний день в Красноярске, удаленно. Договорился с бишкекским татарином на сутки. Через интернет-сервисы забронировать что-либо было нереально. Деньги перевел через «Сбербанк Онлайн». Был страх, что кинут, готов был вернуться в аэропорт и ночевать там. Квартира в итоге оказалось старой однушкой в хрущевке, куча тараканов. Ночью, когда включил свет, они буквально свисали со стен, один залез в рюкзак.

Наутро в аэропорт решил ехать пораньше. В ожидании лихорадочно искал жилье в Тбилиси по группам в телеграме. Прошлым вечером я был участником всего одного эмигрантского паблика. К середине дня их стало около 25.

12 часов в ОАЭ и поиск жилья в Грузии


После прилета в Шарджу (ОАЭ) встретился в аэропорту с двумя молодыми русскими парнями — айтишником из Москвы и музыкантом из Питера. Своих легко замечаешь, здесь большинство либо черные, либо арабы или индусы. Все белые в огромном аэропорту — россияне. У парней с жильем было попроще — либо родственники приютят, либо знакомые. Меня товарищи в Тбилиси могли поселить у себя только на день.

Для иностранцев цены на жилье могут быть изначально завышены

Изначально риелторы в личке ставили цену в 400–500 долларов за «двушку» или однушку. Однако цены росли каждый час. Одна и та же квартира могла подорожать на 200–300 долларов. В итоге переписку вел с примерно сотней разных риелторов. Дешевые варианты снять не получалось. Ответы были однотипные: занято, русским хозяин не сдает, либо предлагали жилье от 700 до 1000. Так прошли 12 часов в аэропорту Шарджи.

В столицу Грузии летели по большей части россияне. По прилету в Тбилиси стояли две проблемы: чтобы впустили в страну (были прецеденты, когда разворачивали и отправляли обратно) и при благополучном раскладе найти угол.

Привет, Грузия, или Прощание с надеждой


Прилетели 30 сентября около 11:00. На таможне спросили про цель поездки, срок пребывания и жилье. Ответил, что сейчас поеду смотреть квартиры. Пропустили.

В аэропорту сразу пристал молодой таксист-грузин. Навязчиво предлагал свои услуги. Я сказал, что вызвал «Яндекс», на что он грубо ответил: «Зачем вы вообще сюда приезжаете со своими приложениями?» Как рассказали позже, такие эксцессы — не редкость.

В итоге уехал за 70 лари (примерно 1500 рублей). Таксист, вызванный по приложению, за обозначенные 30 лари трогаться с места не хотел, просил 150. Так как сил уже не было, я решил не повторять ситуацию с Бишкеком и сошлись на том, что сбил цену вдвое.

Чаще всего хозяева квартир не хотят сдавать жилье россиянам

К 12 часам был в исторической части Тбилиси, у знакомых. Тут трехэтажный дом, разделенный на квартиры на каждом этаже, их снимают россияне еще с марта. Остаток дня я снова и снова прозванивал риелторов, договориться удалось только с одной девушкой. В 7 вечера должен был ехать смотреть квартиру: две комнаты, отопление, интернет. Жилье на окраине, зато всего 500 долларов, плюс коммунальные услуги, это еще 50–70 в месяц.

Встречу отменили за час до начала. Хозяин отказался иметь дело с россиянами. Риелтор передо мной извинилась. Однако после этого надежда найти жилье в Тбилиси пропала окончательно. Искать в Батуми смысла не видел, цены были чуть ниже, а проблемы те же.

Россияне, уехавшие еще в марте, чувствуют себя в Тбилиси как дома

От безысходности начал мониторить эмигрантские группы типа «Ковчега» и наткнулся на сообщение одного парня — он писал, что в курортном городке Кобулети можно снять комнату в отеле на месяц всего за 300 долларов вместе с коммуналкой. Молодой человек скинул мне номер хозяина. К утру я знал, куда дальше ехать.

Маленький городок Кобулети, где каждый десятый житель — из России


Дорога от Тбилиси до Кобулети занимает 6–7 часов. Ехать пришлось на старом микроавтобусе. Стоит поездка около 900 рублей. По пути куча живописных мест, власти строят новые развязки и прорубают тоннели в горах.

По дороге из Тбилиси в Кобулети встречаются симпатичные пейзажи

Причем это действительно маршрутное такси. Пассажир кричит, где ему выходить, и водитель тормозит в какой-нибудь глухой деревушке. Из тех, кто был внутри салона, россиянином был только я.

В отель вселял друг хозяина, я оставил небольшой залог и наконец распаковал чемодан. Это было поздним вечером 1 октября. Общий путь до конечной точки занял трое суток.

Вместе со мной в отель заселились четыре молодых парня из Краснодара. Все на удаленной работе. На месте познакомился с тем, кто мне посоветовал приехать сюда. Это специалист по 1С, живет вместе с братом, тоже из Краснодара. Молодые люди планируют рвануть в Турцию через месяц.

Такой номер обходится в 300 долларов за месяц

Цены на еду и обслуживание


Спустя неделю стало понятно, где и что выгоднее покупать. К примеру, яйца могут в одном магазине стоить 100 рублей, в другом — 80. За несколько килограммов фруктов и овощей отдать придется немного — около 300 рублей.

За подобное количество овощей и фруктов на рынке просят около 300 рублей

Мясо стоит примерно как в Красноярске — 300–350 рублей, если речь о курице. Маленькая бутылка подсолнечного масла обходится в сотню на российские рубли. Хлеб — 30–50. Пока готовлю только завтраки — яйца, сосиски, колбаса. Ужинаю в обычном кафе. Хороший выбор блюд и не сильно дорого.

Первое и второе — к примеру, харчо и картошка со свининой — стоит около 300–350 рублей. Порции такие, что с трудом доедаешь. В России ел три раза в день, тут хватает и двух приемов пищи.

За 150–200 рублей можно взять хачапури, съесть за раз даже взрослому мужчине сложно

Алкоголь. Его много. Бутылка пива — от 70 рублей. Домашнее вино — от 140 за литр. Чача чуть дороже, но уже за 0,5. На рынке обычно всё дешевле в полтора-два раза, чем в магазине.

Литр вина стоит от 140 рублей

Перевод денег и обменники. Опять же выгоднее ближе к рынку. За 25 тысяч рублей получите около 1100 лари. Курс доллара и евро к лари плавает ежедневно и пока падает. За 1 доллар дают 2,7–2,8 лари. Переводить деньги через российские карты можно при помощи приложения «Корона». Правда, требуется грузинская симка. С безлимитным интернетом — около 200 рублей в день. Зато сможете оставлять заявку в нужном банке и снимать рубли или валюту. Отделений банков много, дойти до ближайшего — 5–10 минут.

Грузинские банковские карты завести сейчас достаточно просто. Есть несколько банков. Обслуживание может стоить от 60 до 300 лари в год (1,5–7 тысяч рублей). В одном филиале одной и той же кредитной организации могут попросить документы о трудоустройстве либо справку о том, что у вас есть движение средств на российском счете. В другом могут вообще ни о чем не спрашивать.

На улицах очень много собак, все чипированные. В основном они либо спят, либо попрошайничают

Что дальше?


В целом, с комнатой в отеле, зарплаты в 45 тысяч деревянных на еду и жилье хватает. Если не курите и не пьете, то достаточно и 35.

В русскоязычном чате Кобулети сейчас 3 тысячи человек, при населении города в 27 тысяч местных. Снять квартиру можно за 400 долларов. Как минимум, на сотню дешевле, чем в Батуми, который находится в 20 километрах.

В чате Кобулети около 3 тысяч человек, многие ищут работу

Сейчас люди в чате не только делятся информацией, но и предлагают услуги. Кто-то рекламирует свои навыки: стрижка, домашние пельмени, мастера на час. Очевидно, что люди здесь надолго и ищут возможности заработка на местах.

В октябре в Кобулети сезон дождей. На три пасмурных дня приходится один солнечный. Купаться, если закален, можно как минимум еще месяц. Днем — около +20, ночью — +15.

Автор статьи ждет, когда жилье в Тбилиси подешевеет, и планирует вернуться туда

В планах с 20-х чисел искать жилье в Тбилиси или хотя бы в Батуми. Там больше возможностей. Главное — чтобы было центральное отопление либо газовый обогреватель. С этим в Кобулети беда. Чем ближе к морю, тем хуже сушатся вещи, кондиционер — временное спасение, зимой его будет не хватать.

В общем, несмотря на курортный статус городка, это далеко не рай. До сих пор надеюсь, что ситуация в нашей стране в ближайшем будущем поменяется. Дом есть дом. При иных обстоятельствах подобное путешествие было бы счастьем, а сейчас — вынужденная мера.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства