Страна и мир летопись Экспедиция NGS24: история исчезнувшего спецпоселения Корбик, от которого остались деревянные кресты и Мадонна в тайге

Экспедиция NGS24: история исчезнувшего спецпоселения Корбик, от которого остались деревянные кресты и Мадонна в тайге

Мы побывали на старом погосте, за которым ухаживают литовцы и русские

Могилы ссыльных литовцев отличаются от тех, в которых похоронены местные

Дорога до литовского кладбища спецпоселения Корбик тянется между руслом речки и горным хребтом. Сегодня здесь, на краю Березовского района, звенящая тишина и сугробы по колено. Вероятно, такая же картина здесь была и сто лет назад, но в 1930-е всё поменялось. Эти красивые, но пустынные и по большей части холодные края насильно заселили тысячами людей, которые на долгие годы оказались оторваны от родины, а некоторые остались здесь навсегда. Ссыльным пришлось валить лес, а для сплава его до ДОКа на Енисее — возводить систему плотин на Базаихе. При помощи правозащитников мы изучили списки ссыльных, а местные жители рассказали, каким запомнили Корбик до полного исчезновения в 1970-х.

Спецпоселенец (спецпереселенец, трудпоселенец) — лицо, выселенное из места проживания, преимущественно в отдаленные районы страны, без суда. Сначала это были «кулаки», потом переселенные по национальному признаку. Из стран Прибалтики людей высылали как «антисоветские элементы». Все литовцы, которых переселили в Корбик, были отправлены сюда 22 мая 1948 года. В основном семьи фермеров.

От ближайшей деревни до Корбика идти несколько километров по сугробам вдоль хребта

Первые иностранцы здесь появились задолго до ссыльных и по своей воле. Во время реформ Петра Столыпина в начале ХХ века здесь возникло несколько Веймарских хуторов — люди выбрали это место как наиболее подходящее для ведения хозяйства. Суровые сибирские условия приехавших немцев не пугали.

Однако бóльшая часть жителей это место не выбирала — людей свозили для работы по заготовке леса. Сортировка ссыльных проходила на станции Енисей в Красноярске. Пересыльный пункт существует до сих пор — теперь это помещения исправительной колонии № 6 на Парашютной.

Далее людей распределяли по спецпоселкам и лагерям (для тех, кто был осужден). Основную часть отправляли по воде на север, например, на строительство Трансполярной железной дороги, которую уже тогда называли «мертвой». В соседний с Красноярском Манский район сослали несколько тысяч литовцев. Часть из них распределили чуть дальше — на окраину Березовского района. В Корбик отправили 160 семей. В основном это были дети, женщины и старики.

Фото из Корбика в Сети нет, но есть несколько фотографий в Музее ГУЛАГа, показывающих ссыльных литовцев за работой в Красноярском крае

Руководитель красноярского общества «Мемориал» (признан в России иностранным агентом) Алексей Бабий в прошлом году перевел и опубликовал списки ссыльных в Красноярском крае. По Корбику в документе 118 человек. Напротив фамилий указаны даты рождения ссыльных. Самый преклонный возраст из всей группы у Каролины Битайтене. Она родилась в 1856 году в небольшой литовской деревне. Умерла она в год прибытия, женщине было 92 года на тот момент.

На многих могилах литовского кладбища первый год ссылки указан как год смерти. Первый период действительно был самым страшным — из-за стресса и адаптации к новым условиям, говорит Алексей Бабий.

— Условия были невообразимые. Дети, особенно груднички, погибали еще на этапе. По прибытии в конечный пункт было не лучше. Только представьте: вас закинули на лесоповал, а вокруг люди, язык которых ты не знаешь, и не понимаешь даже, что они от тебя хотят. Не говоря уже о том, что комендант в спецпоселке — царь и бог. Определяют на работу, не спрашивая, что человек умеет и может. Лесоповал — значит, лесоповал. Все поначалу жили в бараках: холод и голод. К середине 1950-х быт как-то наладили, сельские люди начали возделывать огороды и так далее, — рассказывает Бабий.

На всех деревянных крестах есть такие таблички с информацией об усопшем, на этой дата смерти — 1948 год, первый год ссылки в Корбик

Первых ссыльных и осужденных в лагерях начали освобождать спустя несколько месяцев после смерти Иосифа Сталина — в 1953 году. Но в Корбике первые ссыльные получили свободу только в 1956 году. Уезжали они из Красноярского края вплоть до 1966 года.

Показательны истории двух женщин с одним и тем же 1870 годом рождения. На момент начала ссылки им было по 78 лет. Но если Марийона Симонайтене умерла на родине вскоре после возвращения из Сибири в 1960 году, то Мандэлена Ожалене умерла в изгнании (так в официальных документах называется спецпоселение) в 1957 году — уже после того, как все ее родные получили право на выезд.

С полным списком ссыльных, отправленных в Корбик, можно познакомиться по ссылке.

Места в районе Корбика очень живописные

Исторические факты о Корбике и других исчезнувших населенных пунктах собирает Петр Викторович Кривицкий

- Он родился в местном селе Верхняя Базаиха, но после школы уехал. Жил в разных регионах, а на пенсии его потянуло в родные края. Местные уже называют Петра Викторовича краеведом, а он рад — печатается в местной прессе, поддерживает связь с теми с местными жителями, которые помнят лучшие годы и Верхней Базаихи, и Корбика.

— В 1929 году в район Верхней Базаихи отправили первых специалистов, которые должны были просчитать и начать строительство поселка для лесозаготовки. Идея была в вырубке леса в верховьях реки Базаихи и сплаве его по ней до ДОКа на Енисее. Сплав был с конца апреля по июнь. Вода накапливалась в плотинах, которые были на каждом 5–7-м километре реки. Первыми на лесозаготовках работали раскулаченные из Забайкальского края, затем прибывали и другие: украинцы, финны, калмыки, литовцы, — вспоминает местный житель.

Лес в районе Верхней Базаихи заготавливали до 1980-х годов

Сплав леса по Базаихе продолжался до 1960-х годов. Затем решили, что выгоднее и проще возить лес грузовиками. К тому времени у лесозаготовителей появилась разная техника. Литовцы же в Корбике возили лес на лошадях.

По воспоминаниям Кривицкого, Корбик был довольно большим поселком с начальной школой, пекарней. Дети постарше ходили в школу Верхней Базаихи (этой дорогой мы и прошли во время подготовки материала).

На месте огородов и полей с пашнями вырос лес

Старые фотографии, экспонаты из прошлого бережно собирают в Доме культуры села Верхняя Базаиха. Его руководитель Ирина Медведева вспоминает, что классы в местной школе были многонациональными за счет детей ссыльных. Если до войны сюда ссылали раскулаченных, во время войны — немцев из Поволжья, то после 1946 года приезжали уже литовцы, татары, украинцы, марийцы, калмыки. Ссыльные некоторых национальностей жили обособленно, те же литовцы, но разница в менталитете не была причиной для конфликтов.

— Все жили очень дружно. Я помню, был у нас праздник Ивана Купалы. И мы соревновались целыми улицами, где будет мощнее костер (по традиции через него прыгали). Гуляли до утра, а потом вместе шли на работу.

Вспоминая литовцев, Ирина Медведева характеризует их как сильных и очень работящих людей, у которых ничего в хозяйстве не пропадает.

Историю всех окрестных деревень собирают в ДК Верхней Базаихи

— Они умело управлялись с любыми делами. Например, забьют корову и все-все ее части у них идут в дело. Какую они делали отменную колбасу, а на веранде вывешивали копченые окорока. Вкуснее этого мяса я, наверное, ничего не ела, — восхищена Медведева.

Корбик, по воспоминаниям Ирины Медведевой, начал «переезжать» в Верхнюю Базаиху еще в 1960-х. Построенные дома семьи просто переносили на новое место. Большинство литовцев к тому моменту уже уехали на родину.

В лучшие годы работы леспромхоза в Верхней Базаихе была столовая. Здесь же пекли хлеб и большой ассортимент кондитерских изделий. Были даже торты на заказ. Для приезжих рабочих уже не строили бараки — возвели вполне комфортное по советским меркам общежитие. Для командировочных была гостиница, которую в народе называли «заежка». А также почта, средняя школа, больница, ателье, парикмахерская, клуб, детский сад и три магазина: промтоварный, хозяйственный и продуктовый.

Леспромхоз со всей инфраструктурой для 800 человек канул в лету. Здесь выросли новые деревья

Еще в 1980-х в Верхней Базаихе жили 500 человек, а сейчас едва 200. От Корбика же, Веймарских хуторов и других мелких населенных пунктов осталось только кладбище. Оно отличается от привычных нам погостов огромными крестами. Но даже они не редкость для здешних мест — например, в поселке Хабайдак стоят такие же огромные кресты умерших литовцев. Местом паломничества стала статуя «Сибирская Мадонна», или «Мадонна Корбикская». Ее автор попал в лагеря 16-летним парнем.

Статуя появилась на кладбище Корбика в 1950-х

Автора деревянной скульптуры зовут Йонас Мальдутис. 10 лет лагеря и 5 лет ссылки он получил за изготовление стенгазеты, которую признали антисоветской. Юноша смог выжить в трудовом лагере и приехал к родным в Корбик в 1956 году.

К тому времени на местном кладбище уже появилось много литовских могил. Богомольные женщины попросили Йонаса вырезать из дерева скульптуру Пресвятой Девы Марии в рост человека. Они дали ему открытки с изображением святой, и он вырезал скульптуру из специально привезенной сосны.

Над статуей поставили крышу, чтобы деревянная скульптура сохранилась дольше

Ссылка для Йонаса закончилась только в 1961-м, до отъезда на родину он работал еще какое-то время на мебельной фабрике под Красноярском. А его Мадонна со временем начала ветшать, и статую в 2010 году заменили на более свежую. Ранее литовцы вывезли из основной части могил прах своих родных и перезахоронили на родных местах.

Оригинал скульптуры вывезли в Литву, где отреставрировали и выставили в Литовском национальном музее по случаю 70-летия изгнания. Итоги реставрации лично оценил глава Ватикана, Папа Римский Франциск.

Общественники спешили с вывозом скульптуры, которая к 2010 году сильно обветшала и могла разрушиться по дороге
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Дарья Дениско
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Знакомства
Объявления