Героине нашей сегодняшней статьи Светлане Максимовой 38 лет. Последние три с половиной года она трудится водителем троллейбуса. Журналисты NGS24.RU напросились с ней в поездку по маршруту и, пользуясь случаем, расспросили о рабочих буднях. После некоторых историй Светланы в голове возникает только один вопрос: «А это точно женская профессия!?» Светлана с улыбкой отвечает, что ее все устраивает. Ну, кроме…
Ежедневный ритуал
Рабочая смена у Светланы зачастую начинается в 4 часа утра. Через 40 минут она должна выехать первым рейсом, а до этого получить путевку, пройти обязательный ежедневный медицинский контроль, зимой — подготовить обледеневшую машину к дороге.
Если артериальное давление или температура тела у водителя ощутимо выше нормы, автоматическая система не даст допуск к работе. Нужно взять паузу, привести организм в порядок, через 20 минут заново провести анализ. Про бокал вина или бутылку пива накануне перед сном сразу можно забыть. Чувствительный алкотестер «поймает» алкогольные пары и тут же водителя отбракует.
Сейчас спартанский график и ежедневные медицинские ритуалы для красноярки уже в порядке вещей. Хотя несколько лет назад в шоферы она пошла неожиданно даже для самой себя. До этого Светлана много лет работала администратором в общепите. В троллейбусном депо оказалась за компанию с подружкой, которая всегда мечтала стать водителем троллейбуса, но в одиночку испугалась идти на сложные курсы.
Светлана отплатила 50% стоимости обучения на водительскую категорию D. Это ей обошлось в 8 тысяч рублей. По договору девушка была обязана некоторое время отработать в депо. Новичков посадили оттачивать технику управления электромашиной на легендарных советских троллейбусах ЗиУ (аббревиатура происходит от названия завода имени Урицкого — Прим. ред.).
Строптивая «зиушка»
По рассказам Светланы создается впечатление, что раньше женщинам-водителям троллейбусов приходилось совсем не сладко. За рулем надо было проявить незаурядное мастерство, чтобы «рогатый» ЗиУ без эксцессов дошел от конечной до конечной. Из красноярского депо совсем недавно ушла на пенсию 78-летняя шоферка, которая на этих троллейбусах откатала несколько десятилетий. Вот у кого, наверняка, стальные нервы и крепкие натруженные руки!
— На «зиушках» приходилось реально работать. Водитель там хорошо может прочувствовать свое место, — делится внутренней кухней Светлана. — Для того, чтобы на ЗиУ пройти стрелку — воздушный перекресток — нужно было использовать специальные техники. Можно было преодолеть стрелку накатом, почти обесточив троллейбус. А можно было пройти на силе, со всей мощи прижав пусковую педаль в пол, чтобы замкнуть сеть. На новых автобусах всё просто. Тут есть кнопки для прохождения воздушных перекрестков. Жмешь налево — едешь налево. Направо — значит направо.
Учеба на советских троллейбусах морально подготовила и к другим трудностям. Например, к ежегодному испытанию для женщин-водителей: суровой сибирской зиме.
Когда начинаются заморозки, первый утренний рейс — самый сложный. Штанги — мы в народе называем их по-простому троллейбусные рога — тяжело идут по обледенелым проводам. Грифелевая насадка на них, которая отогревает контактную сеть, стирается очень быстро. Зимой водителям троллейбуса приходится выходить на мороз и лезть на крышу машины через каждые две остановки, чтобы поменять стершийся грифель на новый. Только представьте, каково это, в 30-градусный мороз, выбегать из кабины множество раз за рейс и лезть на крышу троллейбуса!
— К тому же, сами машины зимой тоже мерзнут, поэтому в зимние месяцы мы приходим рано, минимум за час, чтобы отогреть транспорт. Ну и не всегда это получается. Случаются психи, нервы, слезы из-за того, что мороз на улице, а я бегаю, отогреваю, — жалуется Светлана.
Сами «рога»-токоприемники тоже визуальная обманка. Они только выглядят тоненькими, невесомыми тростинками. На самом деле, натяжение каждой штанги — порядка 13 килограммов.
— Бывает, штанги так завернет, вертолетом улетали! Но это было опять же на ЗиУ. Сейчас у нас есть встроенные штангоулавливатели, — комментирует женщина-водитель.
Удивительно, но при такой тяжелой работе Светлана, как и ее коллеги, выглядит женственной и в хорошем смысле слова слабой.
«Включаю мужика на дороге»
— Мужика я больше включаю, когда уже выезжаю на дорогу, потому что водители автомобилей не всегда осознают габариты троллейбуса и опасность, которую мы для них представляем. Физические усилия в моей работе тоже есть. Я иногда делаю мелкосрочный ремонт, когда неполадки случаются на линии. Тут, конечно, бывают и руки грязные, — говорит она.
Проводить по восемь часов на загруженных красноярских дорогах — тот еще стресс. Бывает, у рядовых водителей нервы не выдерживают, а Светлана несет ответственность за полный салон пассажиров. Тут-то и выходит на первый план женская мягкость и покладистость.
— Если какой-то водитель провоцирует конфликт на дороге, я стараюсь держать свои эмоции под контролем. Даже если я уверена, что права, всё равно стараюсь никуда не лезть, притормаживаю. Никогда нельзя забывать о том, что я везу людей. Резко останавливаться нельзя, у троллейбуса большой тормозной путь. Пассажиры просто попадают, даже если на скорости 40 километров в час ползти будем. А вот эти товарищи на машинах видимо не понимают наших особенностей, — упрекает она красноярских лихачей.
Стереотипы о женщинах за рулем тоже, случается, сыграют на руку. Водительница троллейбуса на предрассудки внимания не обращает. Бывает, мужчины на «Ленд Крузерах» смотрят снисходительно на нее, а она — на них.
— Я замечаю, что мужчины относятся к женщинам на дороге более лояльно. Иной раз поравняются, заглянут мне в кабину, махнут снисходительно рукой и едут дальше. А мне кажется, мужчины нас сильно недооценивают. Женщина за рулем видит всё более обзорно. Я смотрю и на дорогу, и на контактную сеть, контролирую салон троллейбуса, вижу все машины, которые двигаются со всех сторон и еще замечаю, сколько новых магазинов открылось. У мужчин внимание сосредоточено более локально, — уверена она.
Пассажирский беспредел
С водителями-лихачами Светлана всё же научилась сосуществовать без агрессии и нервотрепки. А вот пассажиры испытывают терпение женщины-водителя каждый раз новыми фокусами. Тут тоже приходится тренировать стоическое терпение и буддийскую невозмутимость.
— Вот показательный пример того, что уважать нас пассажиры, видимо, будут еще не скоро. Мы стоим на обеде. На ж/д вокзале у нас нет возможности куда-то отъехать и спокойно поесть вдали от посторонних глаз, поэтому стоим все дружно в ряд на конечной остановке. В этот момент обязательно подойдут пассажиры, которые действительно считают, что если на улице идет дождь, снег, они замерзли, потому что не так оделись, то они просто обязаны к тебе зайти. Если не запустим, жалобы диспетчерам обеспечены, — рассказывает Светлана.
Скандалы случаются в любой рядовой поездке. И к ним женщине-водителю нужно быть готовой.
— Была у меня одна пассажирка, села на Тельмана. Зеркало у меня в кабине очень обширное, обзорное. Я вижу, что она села на сиденье. А после того, как троллейбус тронулся эта мадам почему-то решила пересесть. Ну и побежала со всех ног. Естественно за поручни не держалась и в итоге полетела через весь салон. Я в зеркало вижу, что она не ударилась, но с разбегу присела на пол. Криков было, просто кошмар! Я вызвала ГАИ и скорую помощь. Врач минут 20 ее осматривала, а потом подходит ко мне и говорит: «Пассажирка просит, чтобы я ей поставила диагноз „закрытая черепно-мозговая травма“». В итоге врач ей отказала и пассажирка просто сбежала. Причем выхватила все бумаги, где указаны ее персональные данные, — вспоминает Светлана. — Заметно, что пассажиры очень начитанные, очень грамотные. Их все учат знать свои права. Они знают, что застрахованы перевозчиком. Поэтому среди пассажиров попадаются ушлые и хитрые, которые думают, что могут здесь найти выгоду для себя.
Еще одна неприятная категория пассажиров — любители понаблюдать за тем, что делается в кабине.
— Много таких у нас пассажиров, которые могут встать рядом с кабиной и бесцеремонно заглядывать внутрь. Причем, в основном это мужчины. Видимо, контролируют, как я управляю троллейбусом. Может, не доверяют мне. Ну, конечно, это не приятно! Но я не могу открыть дверь и сказать: «Че хотите-то?» Сижу, терплю, пока он выйдет, — рассказывает она.
О зарплате и не только
Несмотря на регулярные потрясения Светлана оценивает уровень стресса на работе на пять баллов из десяти. Не скрывает она и свою заработную плату: 56 тысяч рублей за месячную норму часов. Норма эта зависит от количества рабочих дней в месяце. К примеру, в сентябре она составила 168 часов. Большинство водителей троллейбусов берут себе дополнительные часы, чтобы заработать больше. А вот отпуск у водителей троллейбуса больше стандартного — 45 дней.
О недостатках организации производства Светлана говорила осторожно. Выясняется, что работать женщинам-водителям приходится не всегда в цивилизованных условиях. Нет даже теплых уборных. Видимо, для морозной Сибири это непозволительная роскошь.
— У нас замечательная диспетчерская в Студгородке. Есть теплый туалет. Вот если бы нам еще такие же теплые туалеты поставили по всем конечкам, было бы просто замечательно. Для девчонок теплый туалет очень важен, сами понимаете, — осторожно говорит женщина-водитель.
На дороге тоже не все гладко.
— Разворотное кольцо в Тихих Зорях — это прямо наша проблема. Там идет стройка и кольцо всегда заставлено машинами. Гаишники ничего сделать не могут, хотя знаки там стоят. И нам в этой тесноте приходится крутиться, — говорит она.
Сейчас всё чаще в Красноярске можно увидеть общественный транспорт без кондукторов. Так ездят и автобусы, и троллейбусы. Ответственные пассажиры, которые пользуются безналичными способами оплаты, только рады, что никто не путается под ногами. А вот водителям, как выясняется, без кондукторов пока работать слишком тяжело.
— Если бы у нас был полностью автоматизированный процесс расчета пассажиров, это было бы возможно. Чтобы они зашли, сами рассчитались через валидатор или приложение и не отвлекали водителя. Это было бы чудесно. Во многих городах сделано так, что пассажиры захотят только в переднюю дверь, а выходят через среднюю и заднюю. У нас это не возможно. Только на улице Калинина садится такой огромный вал людей, что, если открыть для них только передние двери, скандал будет сумасшедший, — говорит Светлана. — Улица Калинина — это же вообще какой-то отдельный мир у нас в городе! Там в основном живут пенсионеры. Пенсионеры в общественном транспорте и в поликлинике — это отдельная песня. Вот представьте: 6:30 утра, у меня первый рейс. Остановка на Калинина битком! Стоит толпа бабушек с палками для скандинавской ходьбы. Ну куда можно ехать в 6:30 утра?! Ну, бабушки! Неужели нельзя дать возможность рабочему классу уехать на работу в комфортных условиях, без давки? У вас же целый день впереди, чтобы заниматься ходьбой. Нет, у них тут свои принципы и свои правила. Бабушки точно не будут соблюдать порядок, когда нужно заходить в передние двери, а выходить в средние и задние.
— Светлана, как вы думаете, насколько ваших сил еще хватит для этой тяжелой профессии? — нам трудно удержаться от этого вопроса.
— А я никуда уходить не собираюсь! — смеется Светлана. — Мне нравится быть за рулем. Я здесь на своем месте. И сейчас, с появлением электробусов работа не кажется мне однообразной. То одно вожу, то другое. Да, пассажиры держат в тонусе. Но это моя ответственность и обязанность.
После каждой трудной смены дома Светлану ждет муж и двое детей. Супруг у водительницы троллейбуса, кстати, гаишник. Он работает в регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД. О дорогах и транспорте дома они никогда не разговаривают. Такие семейные правила. Поэтому на свою раннюю утреннюю смену Светлана каждый день приходит с полностью заряженной внутренней батарейкой.
Хотите почитать еще что-нибудь о красноярцах в нестандартных профессиях? Вот статья о том, как молодые специалисты выбрали себе профессии не по полу. Она — традиционно мужскую, а он — стереотипно-женскую.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.