Вы знаете, как и когда в Красноярске появились первые машины, автобусы, трамваи и троллейбусы? Вместе с краевым краеведческим музеем редакция NGS24.RU вспомнила историю транспорта в городе. Подробности и фото — в нашем историческом материале.
Машины: путь на войну и итальянцы в Красноярске
Впервые красноярцы увидели автомобиль в 1905 году. Тогда через город проехали восемь немецких машин марки «Варнели» типа «Фюркат Мери», которые направлялись на фронт во время Русско-японской войны. Но частные автомобили появились в Красноярске только через несколько лет. Машины были у владельца Знаменского стекольного завода Данилова и купцов первой гильдии братьев Гадаловых. По некоторым сведениям, Данилов стал первым автовладельцем среди красноярцев в 1907 году. Братья Гадаловы купили шикарный лимузин в 1910-м.
— Езда на автомобилях по городу разрешалась только городской управой и только по тем улицам, где прочность уличного полотна была достаточна. Машина должна была иметь номер, «прибор» для быстрой остановки автомобиля, рожок с пневматической грушей для «предупредительных сигналов». Скорость езды по центральным улицам — 12–15 верст. К управлению допускались лица не моложе 18 лет, — рассказывает старший научный сотрудник отдела истории музея Тамара Комарова.
Летом 1907 года в Красноярск приехали автомобилисты из Италии. Европейские экипажи машин участвовали в пробеге от Пекина до Парижа. Среди участников был итальянский князь Сципион Боргезе, который специально заказал эксклюзивное авто фирме «Itala». Он же стал победителем пробега и получил приз в 100 тысяч франков. Экипаж Боргезе гостил в Красноярске два дня, познакомился с городом и окрестностями.
«…В 7 часов вечера к подъезду гостиницы "Метрополь" лихо подкатил трехместный автомобиль, в котором прибыл князь Боргезе, сотрудник газеты "Moderne Telegraph" и механик-инженер. Князь Боргезе, 35–40 лет, высокого роста, симпатичный, владеющий несколькими европейскими языками в совершенстве, из русского языка знал лишь 12 слов…», — писали о князе в красноярской прессе.
Первые таксисты в Красноярске появились в 1909 году. Ими стали жители города Зубов и Стручков. Власти выделили им под стоянки Старобазарную, Новобазарную и Плац-Парадную площади (нынешние площади Мира, Революции и Красная), место у Покровского сквера, вокзал и пристань у Енисея. Таксисты совершали до 15 рейсов в день. Поездка по всему городу стоила 35 копеек, а часть маршрута — от 15 копеек.
Автобусы: первые остановки и трофейные «Опели»
Научный сотрудник отдела истории краеведческого музея Михаил Чечелев рассказал, что прообраз автобусов и троллейбусов появился в Красноярске еще в 1895 году. Тогда крестьянин Валериан Волжинский обратился к полицеймейстеру Александру Греве с просьбой открыть проезд общественных дилижансов от Старобазарной площади до вокзала. Способ езды должен был стать удобным и дешевым: всего 5 копеек с человека. Полицеймейстер и городская дума одобрили идею, и первые дилижансы вышли на линию в январе 1895-го. В феврале Волжинский попросил продлить линию до механического завода. Крестьянин смог сделать помещения для лошадей, дилижансов, кузницы и даже предтечу современных остановок. Красноярцы могли укрыться от непогоды в крытых павильонах.
О запуске автобусов красноярские власти задумались в конце 1920-х. В газете «Красноярский рабочий» от 5 мая 1928 года появилось такое сообщение:
«Вопрос о введении автобусного движения в городе был поднят еще в минувшем году, но у Автопромторга не было свободных машин, и поэтому автобусов для Красноярска не дали. Недавно Крассовет договорился с Новосибирской конторой Автопромторга об открытии автобусного движения у нас в городе. В Красноярске будет функционировать 4 автобуса вместимостью по 16 мест каждый. Остановки предполагается делать на Старобазарной площади, Красноярском пер., площади Революции и на вокзале».
Но подходящей техники не нашлось, и автобусы в Красноярске запустили только 1 августа 1934 года. Первый маршрут проходил от ж/д вокзала до площади Просвещения (нынешняя площадь Мира). По Большой улице, нынешнему проспекту Мира, ходили два автобуса. На маршруте было десять остановок, проезд стоил 10 копеек за остановку. Автобусы были совсем маленькими и вмещали до 15 пассажиров.
В 1939 году было открыто краевое управление автотранспорта. К началу 1940-х годов в красноярской конторе было восемь автобусов ГАЗ-03-03 и 46 грузовиков ЗИС и ГАЗ. В городе работали три маршрута:
№ 1 — «Старый базар — Железнодорожный вокзал»;
№ 2 — «ул. Сурикова — Кирпичный завод»;
№ 3 — «Железнодорожный вокзал — Мелькомбинат».
В январе 1941 года в Красноярск пришли шесть новых автобусов ЗИС-7 и ЗИС-16. Открылись три новых маршрута: от улицы Сурикова до военного городка на Малиновского, от Сурикова до «Красмаша» и Бумстроя (позднее — ЦБК). Еще один маршрут был междугородним и шел из Красноярска в Большую Мурту.
После Великой Отечественной войны Красноярск получил 11 новых автобусов, четыре из них были переделанными грузовиками «Опель». В 1948 году открылся маршрут по правому берегу: от понтонного моста мимо судоремонтного завода и «Авиадома» на Вавилова до школы № 46 (сейчас там находится учебный комбинат).
В начале 1950-х автобусы уже устарели, их заменили новые машины ЗИЛ-154 и ЗИС-155. Автобусная сеть начала активно развиваться, и к концу 80-х в Красноярске работали уже пять автотранспортных предприятий. В 2022 году в городе остались только два муниципальных перевозчика: КПАТП-5 и КПАТП-7.
Троллейбусы: как все начиналось
Троллейбусы запустили в Красноярске в ноябре 1959 года. Тогда запустили два маршрута от ж/д вокзала: до аэропорта и до улицы Просвещения. Первая линия проходила по проспекту Сталина, нынешнему проспекту Мира. Пассажиров перевозили машины МТБ-82Д. В 1960 году открылся маршрут № 3 от Красной площади до Комсомольского городка, сейчас это район ГорДК. В 1969 году линию протянули от Зеленой Рощи до проспекта Свободного. В начале 1970-х годов в Красноярске появились троллейбусы ЗиУ-5. Позднее в город пришли машины ЗиУ-9 и ЗиУ-10, часть из них до сих пор работает на маршрутах.
В 1977 году открылось училище для подготовки работников электротранспорта. А через три года заработало второе троллейбусное депо на 150 машин, и линию продлили до Северо-Западного микрорайона. В 1991 году запустили троллейбусы в микрорайон Северный.
«Новоявленное электрическое чудо»: как запускали трамваи в Красноярске
Трамвайная линия в Красноярске открылась для пассажиров весной 1958 года. К запуску трамваев в городе готовились почти два года. Московский тракт с разбитой грунтовой дорогой переименовали в проспект имени газеты «Красноярский рабочий». Там уложили и трамвайные пути.
— Существующие письменные источники содержат разные даты этого торжественного и по-настоящему праздничного события — 29 апреля, 30 апреля и 1 мая 1958 года. Эти разночтения легко объяснить: торжественный запуск трамвая был приурочен ко Дню международной солидарности трудящихся, и для общественности трамвай пустили 1 мая в 6 часов утра. Но накануне, 29 апреля, состоялся митинг, на котором выступил председатель государственной комиссии Н. Н. Каминский с сообщением о полной готовности к пуску трамвая в эксплуатацию. После митинга участники сели в вагоны и под звуки оркестра и трели трамвайных звонков совершили пробный рейс от поселка Первого мая до Красноярской ТЭЦ, — рассказывает заведующая отделом истории краеведческого музея Екатерина Борисенко.
Сохранились и воспоминания очевидцев об открытии трамвайной линии. Журналисту Виктору Евграфову в 1958 году было 13 лет.
— Каким образом я втиснулся в этот торжественный трамвай, уже не помню. Даже сесть удалось. Трамвай шествовал, неустанно давая звонки, а по обочинам пути стояли люди и дивились на новоявленное электрическое чудо. Я сидел и махал рукой провожающим первый трамвай — от остановки «Баня» до нынешней Предмостной площади, — цитируют его воспоминания сотрудники музея.
Первыми трамваями были вагоны МТВ-82, они выпускались в Москве с 1947 по 1961 год. Еще одной популярной моделью в Красноярске были трамваи КТМ-1.
Если вы хотите проверить свои знания о Красноярске прошлого, можете пройти наш тест по истории улиц города. Он сложный, но вы можете узнать много нового.