Автомобильный дизайнер из Красноярска Иван Земляков, насмотревшись на предложения российских и зарубежных производителей электробайков, решил, что может сделать лучше. И собрал собственный мотоцикл. Специально для NGS24.RU он устроил основательный тест-драйв своему изобретению, а также рассказал, почему его постоянно останавливают сотрудники ГИБДД и можно ли наладить серийное производство красивых и качественных электромотоциклов в Сибири.
Иван признаётся, что мечтал об электробайке со студенчества: следил за новинками российского и зарубежного производства, листал специализированные сайты, сравнивал характеристики и цены. Но подходящего для себя варианта так и не нашел.
— Это у нас электромотоциклы не очень развиты. В городском сообществе всего лишь около десятка любителей и активных пользователей таких байков. А где-нибудь в Скандинавии, которая повернута на экологии, ими пользуются многие. Но цены на зарубежные модели просто космические — доходят до двух миллионов. Тогда я подумал, а почему бы не спроектировать его самостоятельно? Опыт в этой сфере у меня есть, — рассказывает изобретатель.
К проектированию и сборке Иван подошел максимально серьезно. Сначала сделал 3D-модель, а потом на станках ЧПУ создавал детали. Для своего мотоцикла Иван подобрал трехкиловаттный мотор, проехать на таком можно до 100 километров. Но если ехать с хорошей скоростью — до 100 км/ч — байк держит заряд около 60 километров. Батарею Ивану пришлось собирать самому: соединил пластины, химические источники тока. Сам спаял раму и сделал карбоновый корпус.
— Обычно люди не заморачиваются. Берут бензиновый и переделывают под электро. Меня такой подход не устраивает. Для себя хотелось собрать эстетически красивую и функциональную машину, — объясняет Иван.
Первые заезды показали, что модель получилась рабочая и выносливая. Причем и на городском асфальте, и на бездорожье. Для тест-драйва Иван съездил в Дивногорск — 80 километров мотоцикл преодолел на хорошей скорости и, главное, без подзарядки.
— Мы с друзьями решили забраться на дивногорскую видовку. Это та самая гора напротив набережной, на которой есть надпись. Они на внедорожниках были, не смогли заехать, а мой байк легко проскочил на самый верх, хоть там и грязи было по колено, — говорит Иван.
Больше всего владелец доволен тем, что авторский транспорт практически не требует расходов: не нужно заливать бензин, менять масло, от него нет шума и запаха. Заряжается байк за пару часов от обычной розетки в гараже и, по подсчетам Ивана, на полную зарядку тратится не больше шести рублей. Естественный износ, конечно же, всё равно есть — стираются колодки, да и резина не вечная. Но с такими расходами сталкиваются владельцы любого транспорта.
— Главное, на него права не нужны, — делится преимуществами мотоциклист. — По документам это мопед. Не надо заморачиваться со страховкой, регистрацией, возможными штрафами.
По словам Ивана, сейчас на российском рынке не найдешь нормальную заводскую модель электромотоцикла. Есть китайские предложения, но они, как правило, маломощные. Друзья и знакомые, которые видели авторский байк Ивана в деле, иногда просят собрать им такие же. Но к серийному производству парень пока не готов.
— Еще на дороге очень часто обращают на меня внимание. Бывает, на светофоре остановишься, стекло соседней машины опускается и начинаются расспросы, — рассказывает он. — Инспекторы очень часто останавливают, смотрят, спрашивают, все-таки очень необычная машина. Но придраться у меня не к чему.
Иван уверен, что в скором будущем всё больше красноярцев пересядет на электротранспорт. И в частности, на электромотоциклы.
— Потому что это очень простой и комфортный способ передвижения, особенно по городу. Сел и поехал. Не надо ничего заправлять, нет сложностей в эксплуатации и обслуживании. По городу стоят зарядки, и даже в Дивногорске одну видел. Ну и по ценам, само собой, выходит дешевле. Конечно, найдутся олдскульные байкеры, которые скажут, что это не то, нет рева мотора и так далее. Но современные горожане, мне кажется, оценят электротранспорт по достоинству, — говорит изобретатель.
Этим летом Иван решил поставить для себя эксперимент и полностью пересел с машины на байк. Чтобы сэкономить, не стоять в пробках, да и просто насладиться погожими деньками. После активной эксплуатации своего мотоцикла он планирует выявить все изъяны и недоработки и создать версию 2.0.
А на днях мы рассказывали про необычные машины, которыми владеют красноярцы.