С первым снегом в Красноярске побелели дороги и автомобили. Но не из-за осадков, а из-за смеси, которой обработали магистрали. Мэр Еремин назвал это «рассолом» или смесью воды с солью. С его слов, она абсолютно безопасна — подобным составом многие люди полощут рот. Координатор местного отделения Федерации автовладельцев Егор Фролов сначала усмотрел в использовании реагента нецелевое расходование бюджета, а позже — причину коррозии своего японского авто. Теперь он намерен взыскать с мэрии ущерб на ремонт автомобиля и создать прецедент, которым смогут воспользоваться все желающие. Что о его инициативе думают власти и независимый эксперт — в нашем материале.
«Рассолом» дороги в Красноярске поливали двое суток, с 3 по 5 ноября. Обильных снегопадов тогда не было, но перепады температур привели к наледи на некоторых участках. Лед сошел быстро, но вот следы «рассола» раздражали горожан еще несколько дней. На дорожников снова посыпались упреки в неуместном использовании химических реагентов. Мэр Красноярска Сергей Еремин тогда заверил, что они тестировали на дорогах разные составы, вода с солью из них самый безопасный:
— Вода смешивается с обычной солью, как мы иногда рот полощем. Такой состав будем пробовать. С середины октября собирались со специалистами, рецептуру прогнали, более 20 составов под разную погоду обсуждали. Здесь будем совершенствоваться, — пояснил Сергей Еремин.
Тем не менее автовладельцы доводов главы города не услышали, а общественник Егор Фролов написал заявление в прокуратуру относительно нецелевого расходования бюджетных средств. С его точки зрения, посыпать / поливать сухие дороги химическими веществами таковое и есть. Сегодня он решил пойти еще дальше — взыскать с властей затраты на ремонт автомобиля, который проржавел после эксплуатации в Красноярске. Корень проблемы он видит не в реагентах как таковых, а в нарушении технологии их использования.
— Реагенты наносятся в чрезмерно большом количестве при несоблюдении технологии их использования. Их нужно наносить на дорогу, а потом убирать, чтобы не образовывалось каши. А у нас постоянно происходит порча личного имущества — коррозия металла кузова, тормозных дисков и других элементов. Красноярцы даже в сильные морозы вынуждены использовать омывающие жидкости для очистки стекол, эти жидкости также содержат в своем составе химию и спирты, что пагубно влияет на здоровье жителей города, — отметил Фролов.
Сегодня машину Егора Фролова, а это Toyota Passo 2008 года выпуска, осмотрел автоэксперт. Он указал на повреждения порогов с обеих сторон, на дефект переднего крыла. На днище тоже есть коррозия, но она может быть вызвана окислением от взаимодействия с грязной водой. Фролов заостряет внимание на порогах — с его слов, данные части машины не были в ДТП, и коррозия пошла изнутри.
— Обратил внимание на пороги. Эти части ни разу не были в ремонте, ни разу не перекрашивались. Коррозия проявилась в этом году. Она пошла изнутри, где складывалась неоднократно соль, впоследствии насквозь пошла коррозия, и сейчас у меня полностью гнилые пороги.
Хочу заострить внимание, что это японский автомобиль, который используют в японских условиях, с большим количеством соли не то что на проезжей части, ее много там в воздухе. Я когда работал в Японии, то соль можно было почувствовать на губах. Японские автомобили поэтому делаются качественно, с определенными защитными покрытиями, — пояснил Фролов.
Чтобы доказать связь между коррозией и использованием реагентов, общественник готов дойти до суда, но прежде — через несколько экспертиз. Сегодня специалист компании «АВАРКОМКРСК» осмотрел автомобиль, сделал фотографии. Результат экспертизы обещают через неделю — со стоимостью работ по восстановлению авто. Следующим этапом будет химический анализ пострадавших запчастей автомобиля. Его, скорее всего, придется делать в Новосибирске, у нас в городе подобных фирм нет. Последняя экспертиза и должна дать понимание, в чем причина коррозии.
— После того как мы пройдем химический анализ и докажем причинно-следственную связь, мы напишем претензию администрации города о возмещении понесенного ущерба. Если администрация добровольно не выплатит нам данные расходы, мы обратимся в суд. У меня есть знакомые сильные юристы, которые уже выразили желание помочь в этом деле, — подытожил Фролов.
На осмотр проржавевшей машины, помимо автоэксперта, общественник позвал и чиновников из управления дорог и благоустройства, но никто из них не пришел. Мы обратились в ведомство за комментарием относительно жалоб автомобилистов на реагенты вообще и ситуации с Егором Фроловым в частности. Там применение реагентов назвали общемировой практикой и с претензиями не согласились.
— Все противогололедные материалы, которые используются в городе Красноярске при зимнем содержании улично-дорожной сети, имеют сертификаты безопасности и соответствуют действующим ГОСТам. Также уборка улично-дорожной сети осуществляется по признанной технологии. Во всём мире применяются противогололедные материалы. Их же не в Красноярске впервые начали использовать, — прокомментировала представитель УДИБа Олеся Кочерова.
Насколько часто автомобилисты сталкиваются с коррозией металла в Красноярске и есть ли в этом заслуга противогололедных материалов, мы спросили у автоэксперта, руководителя сервиса по подборку машин Сheck Auto Алексея Гудкова.
— Мы подбираем, смотрим очень много автомобилей, и скажу по своему опыту. Взять период пять лет назад, и если машина ездила в Красноярске, а не в Москве или Питере, то ни одного «рыжика» на днище не было. А сейчас, как начали посыпать активно веществами, ржавчина на многих автомобилях. Это касается не только днища, но и арок, порогов, элементов подвески, рычагов. Вот недавно чем-то посыпали дороги в Красноярске, и машина вся белая стала. Пять-семь лет назад такого точно не было.
Кстати, в Москве и в Питере это всё даже посильнее происходит, там больше сыпят разных реагентов, и машины больше подвержены коррозии. А в Европе действительно пользуются химией, и автомобили там лучше выглядят, но только потому, что автопарк там гораздо свежее, чем у нас. Там возраст машин 3–5 лет, у нас же в два-три раза старше. У любого автомобиля, и это термин из физики, есть усталость металла. От этого никуда не денешься, у любого металла есть строк службы. И реагенты влияют на состояние кузова, но в большей степени на возрастные автомобили, — пояснил Алексей Гудков.
Редакция продолжит следить за развитием ситуации, о результатах экспертиз мы сообщим позже.
В начале этого года мы опубликовали большой материал про историю отказа, а потом возвращения властей к использованию «Бионорда». Прошлой осенью власти закупили новый реагент — «ХКНМ», но того же производителя — Уральского завода противогололедных материалов.