Весной в центре Красноярска развернулись работы по бурению скважин — специалисты проверяли качество грунта для строительства метро. Работы проходили в разгар пандемии, которая отразилась и на метростроителях. Руководитель красноярского треста инженерно-строительных изысканий Олег Митволь рассказал NGS24.RU о том, что начало строительства подземки откладывается как минимум на год из-за ковида и недостатка финансирования по нацпроекту «Экология». В этом году регионам выдадут на 18 миллиардов рублей меньше, чем обещано. А в эти суммы были «зашиты» расходы на расконсервацию метро и другие подготовительные работы.
С какими еще проблемами столкнулись проектировщики метро, а также что нового появилось по этой теме, читайте в нашем материале.
Строить будут в три этапа
— Мы подготовили проект метро и сдали его на Госэкспертизу. Весь период самоизоляции двери там были на большом замке, но нам всё же удалось провести с ними совещание. Они попросили представленный проект разбить на три этапа, так же действуют при возведении метро в Москве. Первым станет подготовительный этап, в него входит перенос инженерных сетей, разбор зданий и сооружений, которые помешают строительству или эксплуатации метро, а также освобождение территории от зеленых насаждений.
Основной период — это собственно строительство. На первом этапе мы строим временные сооружения, занимаемся прокладкой шахтных стволов с подходными выработками, создаем стартовые котлованы для щитовой проходки тоннелей. Планируется, что красноярское метро будут строить пять щитов.
Прохо́дческий щит — подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной крепи (обделки) под тоннель метро.
На втором этапе строительства будут возводить первый пусковой комплекс. Предполагается строительство шести станций, электродепо, инженерного корпуса. Второй пусковой комплекс представляет собой строительство еще двух станций — от Ленинской до Октябрьской. В заключение все объекты метро необходимо будет благоустроить, это еще один, третий этап.
Сколько по деньгам
На проектирование 9 станций метро изначально планировали потратить три миллиарда рублей, но краевые власти в прошлом году выделили только 900 миллионов. Для сравнения: проектирование одной станции метро в Новосибирске обходится в 400 миллионов. Мы сделали всю работу за эти деньги и готовы поработать какое-то время без привлечения бюджетных средств, если нам потом дадут заработать на строительстве метро. Причем не 10–20 процентов, а около 5, потому что объем финансирования будет серьезный. В начале года стоимость возведения первой линии оценивали в 69 миллиардов рублей. Их планируется выделить из федерального бюджета.
Кто мешает работе
«КрасноярскТИСИЗ» проводит исследование грунта на протяжении всей ветки метро. Нас попросили выйти из-под здания спецслужб, они просто отказались нас пускать, также кое-где появились новые жилые комплексы с подземными парковками, это меняет ситуацию. Несколько домов в центре города тоже не стали пускать изыскателей, сказали: «Нам не нужно ваше метро, идите, копайте, где хотите». Трасса была скорректирована, и мы за свой счет сделали дополнительные изыскания. Сейчас эта работа закончена, мы сдали 150 томов документации. Сейчас ждем дальнейших действий, Главгосэкспертиза прислала властям протокол, в котором сообщила, что рекомендует заказать у нас не один проект, а три. Это еще 300 томов. Вопрос в том, что без дополнительной оплаты проект не доделать, а в бюджете денег на это пока нет.
Конечно, из-за пандемии сроки начала строительства сдвинулись примерно на год, но на сдаче объекта это может и не отразиться. Планируется работать несколькими щитами, в Москве сдают за год 12 станций метро, у нас же первый участок составит всего шесть.
Что нового по теме метро: глубина и китайцы
Часть станций предложено сделать более высокого заложения, чтобы строить их не под землей, а в котловане. Но это требует новых обследований не только грунта, но и зданий, чтобы ничего не треснуло. У нас сотни зданий обследуется.
Мы уже вписали в проект беспилотное метро, там специальные блоки управления будут. Мы уже провели работу с китайскими поставщиками, компанией CRCC (China Railway Construction Corporation), сейчас они занимаются беспилотным метро в Пекине. Как будет ясность с финансированием, этапами и так далее, мы всё это презентуем. Китай в плане скоростных поездов сегодня № 1 в мире, и мы хотим построить самое современное метро. Сейчас самое главное, чтобы экономика восстановилась, потому что финансирование по экологии сократили на 18 миллиардов, а туда входят работы по строительству метро в Красноярске. Это экологичный транспорт. Я надеюсь, что как только череда вот этих ЧС пройдет, губернатор и правительство края начнут работу с Москвой по выбиванию денег. Для примера, у новосибирских коллег это получается хуже.
— Верите ли в то, что одну из станций метро может построить частный инвестор?
—У нас эти новости вызвали двойственное ощущение. С одной стороны, конечно, было бы неплохо увидеть наконец «Красноярск Сити», где красивые денди выходят из «роллс-ройсов», идут в филармонию и так далее. Мы бы хотели это всё увидеть. Но верится с трудом.