Город Дороги и транспорт Агрессивные, потому что устали: что происходит с рынком такси в Красноярске прямо сейчас

Агрессивные, потому что устали: что происходит с рынком такси в Красноярске прямо сейчас

В России, чтобы получить лицензию таксиста, достаточно просто уметь водить машину — год выпуска и ее техническое состояние значения не имеют 

Таксисты откровенно рассказали о проблемах в своей сфере и поделились тем, на какие ухищрения идут, чтобы побольше заработать

В прошлую пятницу в Красноярске возле ДК «Кировский» прошел митинг водителей грузовых автомобилей против низких цен на грузоперевозки. Группа мужчин собралась организовать некий профсоюз грузоперевозчиков, чтобы доказать, что монополисты на их рынке (в частности, все претензии были к такси «Максим») демпингуют цены: при том уровне цен на топливо и запчасти, услуги по грузоперевозкам не могут столько стоит. Средняя цена по рынку — 400 рублей, а у «Максим» — 360.

По словам участников митинга, работающие на фирму водители не могут заработать денег, как и те, кто работает в других компаниях. Первые слишком мало получают, а ко вторым не идут клиенты, так как покупаются на низкую цену. Такие митинги — явление нередкое и уже несколько лет проходят по всей стране. Например, в Чите таксисты решили не работать по заявкам таких онлайн-сервисов как «Яндекс» и «Максим» из-за слишком низких тарифов. А в 2016 году подобный пикет прошел и в Иркутске. По нашим наблюдениям, количество жалоб связанных с такси увеличилось. Причем жалуются не только недовольные клиенты, но и сами таксисты, отмечая, что за низкую цену от них хотят какого-то нереального сервиса. О том, что сейчас происходит на рынке такси и откуда такие проблемы разбиралась корреспондент НГС.НОВОСТИ.

Работа водителя такси может по праву считаться одной из самых опасных. Например, в конце мая пьяный мужчина пытался отобрать автомобиль у водителя такси на парковке, в апреле пассажир с битой пытался украсть у таксиста машину, зимой таксист едва не умер, так как пассажиры пырнули его ножом и уехали, оставив мужчину истекать кровью.

Агрессия часто проявляется и со стороны водителей. Чего стоит случай, когда таксист отказался вести в автомобиле девушку с синдромом Дауна?

В группе «Ревизорро. Красноярск», куда красноярцы регулярно постят свои жалобы о проблемах с сервисом в городе, по слову «такси» находится сотня публикаций. Чаще всего жалуются на агрессивное поведение водителей, отсутствие сдачи, незнание города и то, что в сервисах такси работают приезжие из южных союзных республик водители.

Такое поведение сами таксисты объясняют просто — усталость и низкие тарифы, а, соответственно, и маленький заработок. Таксист Сергей (имя героя изменено. — Прим.ред.) на условиях анонимности согласился пообщаться с корреспондентом НГС.НОВОСТИ, чтобы рассказать, что сейчас происходит внутри рынка такси. Мужчина признается, что работает без лицензии, но собирается ее получать, хотя, уверяет, что в таком случае заработок у него будет еще ниже.

Помните жуткую историю, произошедшую в апреле? Мужчина не смог рассчитаться с таксистом, тогда тот отвез его на пустырь и высадил. На следующий день пассажира нашли мертвым

— Я общаюсь с коллегами, мужики говорят, что вынуждены работать по 18 часов, чтобы заработать хоть сколько-нибудь приличные деньги. Простой пример — раньше такси до аэропорта стоило 1000 рублей, а теперь — 600. Раньше и цены на топливо были в два раза ниже, дешевле было техобслуживание автомобиля. А что сейчас? Знакомая женщина рассказывала, что раньше она не могла позволить себе часто ездить на такси, а теперь, говорит, хоть каждый день — и это при том, что зарплата у нее снизилась, — делится Сергей.

По его словам, хуже всего приходится тем, кто арендует автомобиль. Зачастую у них совсем не получается заработать денег. Водитель уверен, что сейчас таксисты конкурируют с автобусами.

— Если четыре человека сядут, заплатят чуть больше, чем за автобус. С учетом бензина и амортизации цена поездки выйдет даже дешевле автобуса, — подсчитал водитель.

Мужчина таксует с 2011 года и признается, что раньше приходилось работать в разы меньше. Те же деньги, что и раньше, сейчас можно заработать за 18 часов, раньше это можно было сделать за простой рабочий день.

— Я, как правило, работаю с часов 7 вечера, когда вечерний пик, потом в ночь и до утра, 9–10 часов. Это, получается, минимум 12 часов.

«Грязными» — 4 тысячи, а с учетом амортизации — 2,5 тысячи рублей. Но у меня личный автомобиль, а те, кто работает на аренде, еще 1200 за машину отдают и у них остается 1000 с копейками. Вот они-то и работают по 18 часов, — рассказывает таксист.

И именно в этом кроется причина агрессивного поведения таксистов. Этого Сергей не скрывает — водители действительно часто ведут себя неадекватно, часто попадают в ДТП, кто-то даже может выкинуть человека из машины. К этому приводит общая утомляемость и иной раз 1000 рублей, с которых у таксиста нет сдачи, может стать причиной некрасивого поведения по отношению к клиенту.

Сергей считает, что аварий с участием таксистов стало больше, потому что из-за большой нагрузки они теряют концентрацию внимания на дороге. Официальной статистики на этот счет ГИБДД не ведет.

Одна из самых жестких аварий с участием такси произошла год назад — таксист без прав лишил жизни двух своих пассажиров 

Еще одной причиной этому водитель считает отсутствие контроля. Если в фирмах такси перед выходом на линию водителя осматривают медики, а автомобиль — техники, то в агрегаторах за этим никто не следит и всё находится на совести водителя. Единственное, что нужно делать — это каждую неделю отправлять подробные фотографии своего авто, чтобы было видно все повреждения авто и его внешнее состояние.

— Люди жалуются, что тот пьяный, тот обкуренный, так никто за этим не следит потому что, — поясняет водитель. И он уверен, что лучше не будет — пока не повысят цены и не ужесточат требования.

Сам Сергей предлагал своим знакомым таксистам устроить забастовку — просто не выйти на линию, но многие испугались, поскольку побоялись того, что сервис такси заблокирует их и не даст работать. При всем при этом, делится водитель, работать на обычной работе 8 часов выходит менее выгодно, чем в такси — низкие зарплаты заставляют идти таксовать даже при учете всех имеющихся проблем.

Другой таксист — Алексей — делится, что в час зарабатывает «чистыми» 200 рублей. — Топливо влияет на всё, доходы уменьшаются, и приходится сутками работать. Минимум 6 дней я выхожу на линию, работаю 10–12 часов, — рассказывает мужчина.

Алексей также делает акцент на отсутствии контроля — по его словам, единственное, что делали при приеме на работу — посмотрели, как открываются двери.

И уж совсем возмутительно выглядит признание бывшего таксиста Виталия, который подробно рассказывать о работе отказался, но зато поделился, что работал в «Максиме» совсем без прав. Все документы на себя оформил его отец, а за рулем автомобиля сидел он.

Тщательно следят за водителями и автомобилями только фирмы такси, которые имеют свой автопарк.

В отличие от Сергея, Алексей считает оплату труда справедливой и на тарифы не жалуется — по его мнению, они не занижены.

Оба собеседника работают не на одну фирму такси — они подключены и к «Максим», и к «Яндексу», и к «Везет», и к Gett. Ни одна из этих компаний не запрещает такого, поэтому водители пользуются, как шансом больше заработать. И оба приходят к выводу, что более выгодной для заработка фирмы нет — где-то есть возможность заработать больше в пиковые часы, но это слишком незначительная разница между часом-пик и обычным временем. Поэтому таксисты и не отрицают, что приходится идти на ухищрения.

— И я, и многие делаем так, что, когда пассажир садится в автомобиль, просим отменить заказ и расплатиться поездкой за наличный расчет. Так нам не приходится делиться с агрегатором, а значит есть шанс заработать побольше, — признается Сергей.

Об еще одной хитрости таксистов НГС.НОВОСТИ рассказал начальник отдела контрольно-надзорной и разрешительной работы Виталий Гуркаев.

— Сложилась такая тенденция, при которой таксисты получают лицензию, а потом идут и сразу закрывают ее в налоговой. В этом случае им не нужно платить за эту лицензию, но бумага остается у них на руках — они не обязаны ее возвращать. Мы систематически делаем сверку с налоговой базой и если выявляем такое, то вносим запись в реестр. И, когда к нам присылает запросы ГИБДД, если даже на руках было разрешение, мы передаем им информацию, что оно уже аннулировано и с этим ведомство идем в суд, — делится специалист.

По его словам, в последнее время контроль за таксистами со стороны ГИБДД усилился — всех, кто обклеен логотипами фирм такси или имеет шашечку на крыше, останавливают и проверяют на наличие лицензии.

Сейчас в Красноярске работает 1940 легальных таксистов — особого уменьшения или увеличения этой цифры в министерстве не заметили. Но с учетом нелегальных их наверняка в разы больше — в минтрансе не считают их и даже примерно не могут сказать, сколько человек таксует без документов.

— Приезжавший к нам директор такси «Максим» сказал, что только у них через приложение каждый день на линию выходят 10 тысяч человек, — делится г-н Гуркаев.

По его словам, к агрегаторам нет законных требований, по которому они могли бы сотрудничать только с лицензированными таксистами. Федеральное законодательство к таксистам лояльно: работать в такси может человек на любой машине. Не определен ни руль, ни год выпуска.

Лицензия таксиста в Нью-Йорке стоит около 250 тысяч долларов. А до появления агрегаторов ее цена доходила до 1 миллиона.

— Человек приходит к нам, предоставляет копию паспорта, копию свидетельства о регистрации транспортного средства, оплачивает пошлину за лицензию в 1200 рублей, и мы ее выдаем. Мы пытались выступить с инициативой и как-то ужесточить эти требования: например, только левый руль и определенный экологической класс, но тягаться с федеральным законом мы не можем. В законе есть ссылка, что субъекты выставлять свои требования не имеют права, — рассказал Виталий Гуркаев.

Не собираются ужесточать свои требования и агрегаторы такси — в частности, самый крупный сервис такси «Максим». Там утверждают, что они и сейчас предъявляют к водителям строгие требования независимо от каких-либо событий.

— Менеджеры перед началом сотрудничества проверяют документы водителя, оценивают его внешний вид, манеру общения и поведения — насколько он доброжелателен, вежлив, спокоен, настроен на работу в сфере услуг. Сотрудники отдела безопасности проверяют по открытым базам данных информацию о штрафах, непогашенной задолженности, упоминания в информационном поле, изучают профиль в соцсетях, чтобы составить психологический портрет водителя. Далее в процессе его работы специалисты отслеживают отзывы пассажиров.

С водителями, которые нарушают правила работы сервиса, допускают снижение своего рейтинга, вызывают нарекания у пассажиров, прекращается сотрудничество, — рассказали в «Максиме».

На вопрос о повышении тарифов в «Максиме» отвечают отрицательно. В ближайшее время корректировать цены сервис не планирует.

— Соблюдается баланс между желанием водителей заработать и интересами пассажиров, которым услуги такси должны быть доступны. Партнеры сервиса могут выполнять заказы, которые соответствуют их тарифам, — рассказали в компании.

Что касается медосмотров, в «Максиме» утверждают, что медосмотры водителей обязательны, поскольку это соответствует законодательству о таксомоторных перевозках. Если партнером является таксопарк, то медосмотры водителей организует он. Если таксист работает как ИП, то он выбирает удобный медкабинет и сам проходит медосмотры. Наличие в крови алкоголя и наркотических веществ проверяется там же.

— Водители отчитываются о своем состоянии таксопаркам, которые сотрудничают с сервисом, чтобы получить допуск к работе.

Индивидуальные перевозчики являются самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности и сами несут ответственность за свою работу, — отмечаются в службе заказа такси.

Кстати, сейчас «Максим» работает над тем, чтобы автоматизировать процесс допуска — они ищут производителей телемедицинского оборудования, которое позволит проходить медосмотры дистанционно и передавать информацию о здоровье водителя в базу данных.

Александра Симутина
Фото: архив НГС (1,2), ЧП Красноярск (3), Александра Симутина (4)

Новости, мемы и горячие споры в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber
, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства