19 октября вторник
СЕЙЧАС -1°С

Правила перевозок: уходи или обновляйся

Мэрия ввела новые правила отбора маршрутчиков и готовится увидеть новые автобусы с опытными водителями: эксперты предрекают исчезновение десятков маршрутов, перевозчики — жесткий передел рынка

Поделиться

Поделиться

24 февраля на сайте госзакупок появилась информация о торгах по 40 маршрутам из 80 существующих в Красноярске. На торги выставлены маршруты № 89, 79, 71, 60, 51, 43, 36, 23, 3, 1 и др. В список не вошел электротранспорт, сезонные направления и маршруты с неистекшим сроком контракта.

Гарантию на победу дает только опыт безаварийной езды и новизна автопарка. «Принять участие в торгах может любой желающий при наличии у него подвижного состава и соблюдении всех требований конкурса», — подчеркнули в мэрии. Заявки от перевозчиков принимаются до 16 марта, а победители будут объявлены 29 марта. На выигранных маршрутах перевозчики будут работать 5 лет, начиная с 14 апреля. Финансирование из бюджета в торгах не предусмотрено, стоимость каждого лота — 0,01 руб.

Желающим поучаствовать в конкурсе перевозчикам выставляется несколько требований. Соответствие им оценивается в баллах. Победителем станет тот, кто наберет большее число баллов.

Например, за опыт в пассажирских перевозках более 10 лет дают 80 баллов. Если за последний год у перевозчика не было аварий с пострадавшими, то добавляется 20 баллов.

Оценивается и качество транспорта. За использование низкопольных автобусов дается 11 баллов. Отдельно баллы присуждаются за новизну автопарка: например, за каждый автобус младше 3 лет дается 70 баллов, а владельцам маршруток старше 15 лет — 0 баллов.

Всего по итогам конкурса планируется вывести 692 маршрутки. Причем если раньше власти заключали контракты с перевозчиками каждые полгода, то теперь сразу на 5 лет. Однако в случае злостного неисполнения перевозчиком контрактных обязательств департамент транспорта может расторгнуть договор в одностороннем порядке.

«У недобросовестных перевозчиков мало шансов остаться на рынке. Требования раньше звучали по-другому — допустим, срок эксплуатации автобусов сейчас законом предусмотрен, а раньше против этого выступал УФАС. Сейчас — чем новее автобусы предлагает перевозчик, тем больше баллов он получит», — заявляют в департаменте транспорта. Пока парк маршрутчиков обновляется не радикально: за 2015 год и январь 2016-го перевозчиками приобретен 31 новый автобус. В ведомстве не исключают и прихода иногородних перевозчиков.

Сами перевозчики к планам мэрии относятся со скептицизмом. Владелец 4 автобусов на маршруте № 83 Петр Гаппель полагает, что

главная цель торгов — выдавить мелких перевозчиков в пользу крупных, потому что рынок перенасыщен. По его словам, «пролететь» по условиям конкурса может каждый третий перевозчик.

Больше всего маршрутчик опасается укрупнения лотов, когда разыгрывать будут несколько маршрутов — а на их обслуживание понадобится большой автопарк. «Тут в ход пойдут старые автобусы, а сама процедура приведет к прямому сговору перевозчиков, — сетует г-н Гаппель. — А качество перевозок здесь ни при чем. Даже не знаю пока, буду ли сам заявляться, потому что меня могут подвинуть — половина перевозчиков в таких же настроениях. Хотя за 18 лет у меня не было ни одного серьезного ДТП».

Владелец автобусов на маршрутах № 43 и 65 Анна Ялтонская заявляет, что у перевозчиков попросту не хватает средств для обновления автопарка: «Не знаю, кто сейчас вообще берет новые автобусы — их стоимость просто зашкаливает. 7 млн стоит новый НефАЗ — мы с нашим тарифом не можем оплачивать такие расходы. В 2012 году в последний раз брали 5 новых машин».

Один из крупных перевозчиков, пожелавший остаться анонимным, вовсе сомневается, что конкурс состоится: «В бюджете денег нет, и все сделано, чтобы коммерсантам ни копейки не платить. По идее, власти сами должны были заплатить коммерсанту за возможность работы на маршруте. Раз власти регулируют тариф, то они должны посчитать пассажирооборот, вывести определенный доход перевозчика, и в случае, если ему не хватает денег, — доплатить до реального тарифа. Муниципалам власти доплатили 500 млн, а коммерсантам не платят. Надо быть честными со всеми — боюсь, появятся жалобы в УФАС».

На отсутствие экономических инструментов в торгах указал и руководитель Пермского института транспорта Михаил Якимов.

На прибыльные маршруты, по мнению эксперта, будет большая конкуренция и выиграют те, у кого будут лучше автобусы, а изначально провальные периферийные могут остаться невостребованными — на них никто не заявится.

«В Красноярске принят единый тариф, не зависящий от дальности перевозок. Не понимаю, как город обеспечит маршруты с низким пассажиропотоком», — говорит специалист. Во многих городах, по его словам, определенные маршруты дотирует бюджет, а перевозчики торгуются в уменьшение цены. Бывают варианты обратные — кто из перевозчиков больше вернет в бюджет из своей выручки. «Есть механизмы, когда всю выручку собирает муниципалитет — и потом ее перераспределяет в зависимости от выполненных перевозчиками авточасов. Такой вариант, в частности, запущен в Калининграде», — рассказывает Якимов.

Максим Косов

Фото Александры Симутиной

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Красноярске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Loading...
Loading...