На публичные слушания представлен проект развития улично-дорожной сети Красноярска до 2033 года, который предусматривает новые мосты, десятки многоуровневых развязок и создание скоростных магистралей. Корреспондент НГС разбирался в тонкостях проекта и выяснял, исчезнут ли в городе пробки и на что будут выделяться деньги в первую очередь.
Мэрия объявила о старте публичных слушаний по проекту планировки улично-дорожной сети до 2033 года. Как сообщили в пресс-службе ведомства, продлятся они до 3 декабря, а открытое обсуждение проекта состоится 19 ноября.
В проектном предложении, разработанном инженерами питерского института «РосНИПИ Урбанистики», в качестве ключевых отмечены следующие принципы: формирование магистралей общегородского значения, укрепление транспортных связей между левобережным и правобережным районами города, а также разделение транспортных и пешеходных потоков исторического центра.
Согласно проекту, опубликованному на сайте мэрии, до 2033 года планируется построить еще 1 мост через Енисей и 14 новых путепроводов, протяженность велодорожек вырастет с 5 км до 386 км, а площадь парков и скверов увеличится на тысячу гектаров. Кроме того, через 18 лет Красноярск обрастет новыми многоуровневыми транспортными развязками — 23 планируется построить на левом берегу и 8 на правобережье. В результате, по замыслу проектировщиков, протяженность улично-дорожной сети должна вырасти с 1,08 тыс. до 1,4 тыс. км, в частности протяженность пешеходных улиц — с 33 км до 45 км, а скоростных магистралей — с 8,5 км до 12,5 км.
Первую очередь всех запланированных изменений предусмотрено внедрить до 2019 года, к началу Универсиады. Главное, по словам главного архитектора проекта, специалиста «РосНИПИ Урбанистики» Вячеслава Боброва, — это увести транзитное движение из центра на обходные магистрали. В частности, пр. Мира от ул. Парижской Коммуны до Вантового моста планируется сделать пешеходным, а дальше — до ул. Робеспьера — проспект станет доступен лишь пешеходам и общественному транспорту. Также пешеходными должны стать и некоторые переулки в центре, а весь личный транспорт пойдет по Ленина и Маркса.
Кардинальные изменения ждут ул. Республики — ее планируют превратить в 6-полосную общегородскую магистраль с выходом на Копылова с одной стороны и (через Качинскую и Игарскую) на Белинского и Шахтеров с другой стороны. К уже существующей развязке у Копыловского моста к 2019 году должны прибавиться еще две двухуровневые развязки. К 2033 году запланирован 4-полосный путепровод над железной дорогой — от пер. Выборгский до Сопочной. «Новый путепровод возьмет на себя часть нагрузки Копыловского моста», — объясняет специалист по развитию транспортной инфраструктуры «РосНИПИ Урбанистики» Ирина Васильева.
В Октябрьском районе, по словам г-на Боброва, запланирована новая магистраль от Биатлонной в сторону «Ветлужанки» — она должна пройти по лесам и дачам, вдоль Николаевской сопки с новыми спортивными объектами, и в итоге выйти на ул. Стасовой. Оттуда новая дорога уйдет на Бугач. Запроектирована и короткая дорога от 4-го моста в Академгородок с выходом на ул. Киренского у «Гремячего лога». Еще одна автодорога пойдет от «Гремячего лога» в сторону Енисея, в район Академгородка. Свободный к 2019 году планируется соединить с Калинина посредством реконструкции и продления ул. Телевизорной — а к 2033 году там должен появиться путепровод через железную дорогу с развязкой в районе Цимлянской.
В первой очереди запланирована магистраль из Советского в Октябрьский район: 6-полосная дорога пойдет от Ястынской на Молокова — через территорию войсковой части и будущую развязку на Комсомольском. При пересечении магистрали с Шахтеров заложен комплекс путепроводов, который свяжет Мартынова, Молокова, Шахтеров, Мужества и Взлетную. С Мужества, по словам г-жи Васильевой, к 2033 году планируется прорубить подземный туннель под Покровкой, который выведет на Маерчака и Свободный. Еще одна развязка к 2019 году должна соединить 2-ю Брянскую, Брянскую, Калинина и Маерчака.
Еще одна скоростная магистраль — северный обход города — к 2033 году появится вдоль Транссибирской железной дороги: 6-полосная дорога пройдет от моста «777» через Северное шоссе в Солонцы. «Чтобы обеспечить скоростное движение, там не будет светофоров, а все пересечения с поперечными улицами будут выполнены в разных уровнях», — говорит Ирина Васильева.
Также принято решение протянуть к 2033 году мост через Енисей — от ул. Белинского он пойдет через Татышев и воткнется в ул. Затонскую. «Четвертый и Затонский мосты разгрузят Коммунальный, который сегодня крайне перегружен. Вилкой мостов мы обходим центр города и даем возможность уходить на периферийные магистрали», — добавляет г-н Бобров. С Белинского мост поведет на Брянскую и далее на обходные дороги. В совсем далекой перспективе, выходящей за 2033 год, в проекте заложен 6-й мост: с Комсомольского — через низину между «Зеленой Рощей» и «Иннокентьевским» — он выйдет на Фестивальную в районе КрасТЭЦ.
«Для связи 2 районов правобережья, разделенных железной дорогой, Матросова и Мичурина уже недостаточно», — отмечает г-жа Васильева. Поэтому на 2019 год планируется развязка на пересечении Затонской и Семафорной. На кольце Предмостной, по ее словам, полная развязка невозможна, но кое-какие изменения проектом предусмотрены. В частности, рассматривается возможность устройства подземных путепроводов, паркингов и переходов — преимущество здесь отдается общественному транспорту. «Трамвай с Красраба пойдет под землю в районе кольца с выходом на Матросова, а по кольцу пойдут автобусы — мы расширим пропускную способность проспекта», — добавляет г-н Бобров.
Многоуровневая развязка к 2019 году запланирована на пересечении Матросова и Семафорной и чуть дальше — на перекрестке Матросова с Лесопильщиков, где предполагается обходная магистраль, проходящая от 4-го моста через весь правый берег — с моста на Саянскую, затем по Лесопильщиков до пересечения с Затонской, и дальше в Ленинский район, с реконструкцией Грунтовой, Волжской и Говорова в объездные магистрали в 4–6 полос.
Все планируемые развязки, по словам г-на Боброва, разработаны с учетом интенсивности движения на этих участках и их пропускной способности: «Они полностью разгрузят транспортную систему и пробки должны уйти». По мнению специалиста по транспортному планированию «Красноярскгражданпроекта» Максима Силкина, нагрузка на улично-дорожную сеть в результате должна снизиться на 20 %.
Завкафедрой транспорта СФУ Александр Фадеев уверен — такой проект давно назрел, иначе город в определенный момент просто встанет.
«Оптимальный поток — это 800 автомобилей в час на 1 полосу, а максимальная пропускная способность на 2 полосах — примерно 1800. У нас же эти показатели давно зашкаливают: например, на Коммунальном мосту — за 4000», — сетует он.
Насколько все это осуществимо с финансовой точки зрения, в управлении архитектуры мэрии сказать затруднились — так как спрогнозировать изменение цен и инфляцию, которые произойдут за 18 лет, невозможно. Стоимость же объектов, строительство которых начнется в ближайшее время, просчитана в адресно-инвестиционной программе, которая составляется на 3 года. В частности, рассказали в ведомстве, в 2016 году на строительство и реконструкцию дорог планируется направить из вышестоящих бюджетов 1,2 млрд руб., что позволит завершить реконструкцию ул. 2-й Брянской и Свободного, строительство участка ул. Мужества (от Чернышевского до Л.Шевцовой), а также выполнить отнесенный левый поворот с ул. 9 Мая до Авиаторов и значительный объем работ по строительству на Волочаевской.
Кроме того, рассказали в мэрии, в 2016 году ожидается поступление 500 млн руб. из федерального бюджета на строительство многоуровневой развязки в жилом районе «Тихие зори» — на подходе к 4-му мосту.
По подсчетам питерских проектировщиков, средняя стоимость одной развязки колеблется от 500 млн руб. до нескольких миллиардов — чем больше уровней, тем дороже.
Таким образом, несложно подсчитать, что все планируемые развязки обойдутся бюджету не менее чем в 30 млрд руб. К слову, 5-летнее строительство только 4-го моста без учета развязок обошлось в 12 млрд руб.
В Красноярске, по словам г-жи Васильевой, запланированы именно многоуровневые развязки — не просто пересечение дорог, а минимум 2 уровня с путепроводами. «В проекте планировки мы старались найти баланс, чтобы и разгрузить узел, и дать развязку, наиболее реальную в экономическом плане», — говорит инженер.
«Главное — не дойти до такой ситуации, когда придется брать деньги с других статей бюджета и бросать их на этот проект, — опасается г-н Фадеев. — В принципе, не все так печально — во всех странах осуществляются такие проекты, да и у нас когда-нибудь кризис должен закончиться. Если мы будем рассчитывать лишь исходя из сегодняшней ситуации, то понятно, что ничего не построим».
Максим Косов
Фото Артема Ленца (1), схемы admkrsk.ru (2–6)