Два человека сгорели заживо в салоне BMW, врезавшись в столб на огромной скорости. Спящему на заднем сиденье пьяному пассажиру удалось выжить — с сильнейшими ожогами он был доставлен в реанимацию. Трагедия произошла в ночь на понедельник, 8 июня, в районе ТРЦ «Июнь» — еще до приезда спасателей горящих людей пытались вытащить простые красноярцы. Подробности — в материале далее.
На полном ходу серебристая BMW 7 Long 2005 года выпуска влетела в столб электроопоры в районе автосалона «Лексус Красноярск» на ул. Партизана Железняка. Ее водитель, 44-летний мужчина, не справился с управлением, — озвучил причины страшной аварии пресс-секретарь ГСУ ГУ МВД Денис Головинкин.
По словам очевидцев, машина двигалась со стороны центра. «От удара ее порвало на две части, двигатель вообще валялся рядом, повсюду разбросаны мелкие части авто», — вспоминает 25-летний Антон Валевич. К автомобилю мгновенно несутся несколько человек, но он тут же вспыхивает.
Пытавшийся спасти пассажиров из пламени 26-летний Максим Струговец считает те минуты самыми жуткими в своей жизни:
Машина полыхала как спичка, а от автомобильных огнетушителей толку не было. О том, что BMW может взорваться, никто не думал. «Впятером пытались распахнуть приоткрытую дверь, один парень на нее умудрился веревку накинуть — но дверь зажало от удара. Подойти ближе мешал жар от огня. Люди на передних сиденьях сгорели очень быстро — они буквально растаяли, как пластмасса!» — вспоминает Максим.
По словам очевидцев, полиция прибыла на место буквально через 5 минут, минут через 7–8 — «скорая». «Погибшие сидели спереди — их спасатели достали уже мертвыми и сильно обгоревшими. Пассажира, находившегося на заднем сиденье, доставили в ожоговый центр», — рассказывает представитель красноярской полиции Денис Головинкин.
Как удалось выяснить автору, спастись удалось временно неработающему автомеханику. Его знакомый Павел Рагузин уверяет, что на момент аварии тот был сильно пьян и спал. По словам мужчины, в ту ночь водитель с другом забрали подвыпившего приятеля из гостей.
«Сидевшего за рулем тоже звали Павел, занимался частным предпринимательством. Машину он приобрел 3 года назад, она была в идеальном состоянии. Гонками не увлекался», — делится мужчина. Однако
источник в правоохранительных органах уверяет: при ударе о столб стрелка спидометра BMW замерла на отметке 140 км/ч — причем машина была «обута» в зимнюю резину.
В полиции комментировать скорость машины на момент ДТП не стали, сославшись на то, что проверки только начались.
Как часто при ДТП машины вспыхивают как спички — неизвестно. Представители ГУ МЧС в течение дня не смогли предоставить статистику, заявив лишь, что из 192 пожаров, на которые выезжали спасатели с начала 2015 года, на ДТП приходится лишь 10 %.
«В черте Красноярска аварии с полным выгоранием автомобиля происходят крайне редко — гораздо чаще такие трагедии случаются на трассах», — добавляет руководитель службы аварийных комиссаров «АВАРКОМ-Сибирь» Виктор Куцак. Как правило, если какое-то частичное возгорание происходит, очевидцы успевают его потушить своими силами и до приезда специальных служб.
Однако в тушении дорога каждая секунда. Для полного выгорания автомобиля достаточно 10 минут — за это время от него остается лишь остов, говорит руководитель школы контраварийного вождения Panama Drive School Александр Пономарев.
В автопожарах, по словам эксперта, далеко не всегда виноват бензин — все зависит от характера повреждений при ДТП:
«При движении машины сильно нагревается коллектор. В момент удара, если установлен гидроусилитель руля, бачок лопается, жидкость попадает на коллектор и происходит возгорание». В машине может замкнуть и аккумулятор — это вызовет искру, а в двигателе много жидкостей, способных полыхнуть, говорит г-н Пономарев. Иногда при ударе из автоматической коробки передач вылетает щуп — там тоже много хорошо горящей жидкости.
Однако самые частые причины возгораний, по мнению г-на Куцака, — это разрыв топливопровода, повреждение проводки и деформация бензобака. Причем хорошо горят все автомобили, независимо от марки: «Однако производители машин премиум-класса гораздо серьезнее подходят к безопасности их будущих владельцев — такие авто имеют больше степеней защиты, в том числе и противопожарную».
Если в горящем автомобиле заклинило дверь, а водитель или пассажир способен двигаться, единственный путь к спасению — это выбить заднее стекло, оно менее крепкое, чем лобовое. «Однажды перевернулся грузовик, загорелся, все двери заклинило — а два здоровых мужика никак не могли выбить лобовое стекло, пришлось снаружи лопатой разбивать заднее. Только после этого они выдавили стекло и смогли выбраться», — говорит Александр Пономарев.
Автомобильный огнетушитель, по словам эксперта, неэффективен — как правило, 99 % из них уже нерабочие, да и емкости у них маловато. Необходим более серьезный огнетушитель — минимум на 10 л.
Опытный автоспортсмен рассказал, что обезопасить свое авто можно с помощью автоматической системы пожаротушения, которая срабатывает от нагрева либо принудительно приводится в действие водителем. Поставить в багажник специальный баллон и провести по всему кузову распылители. «Установить такое можно на любой автомобиль. Очень эффективная штука, на раз гасит любое пламя, да и стоит недорого — тысяч в пять обойдется. Учитывая цену автомобиля, это не очень большие деньги», — резюмирует глава школы контраварийного вождения.
Максим Косов
Фото и видео Антона Валевича