Ряды наполированных автомобилей и единичные покупатели — такую картину на авторынке «777» на Гайдашовке можно наблюдать с весны. Продавцы подержанных машин сетуют, что даже в выходные продажи упали с 15 до 2–3 авто, но сбрасывать цены они не собираются. Такая же участь постигла аукционные и дилерские машины. Особо неликвидные иномарки могут ждать покупателя до 8 месяцев, говорят предприниматели. Какие марки по-прежнему пользуются спросом, а от каких откажутся даже перекупщики и почему, выясняла корреспондент НГС.НОВОСТИ.
С начала 2014 года красноярцы стали экономить на покупке новых автомобилей — упали продажи как дилерских авто, так и машин с пробегом. За первое полугодие текущего года в Красноярском крае продажи в дилерских салонах упали на 12,8 % — с 17,2 до 15 тыс. авто, подсчитали аналитики агентства «Автостат».
Согласно этим исследованиям, наибольший провал из топ-20 самых популярных новых авто за 6 месяцев коснулся марки Ford — 52 %. Чуть лучше ситуация обстоит у KIA — 37,8 %, LADA — 31%, Volkswagen — 23,8 %, Renault — 18,4 %, UAZ — 14 %. Что касается моделей, то лидером падения на рынке стала KIA Rio, интерес к которому снизился на 40,5 %. Также в список попали: KIA Sportage (32,9 %), LADA Granta седан (30,7 %), Toyota Camry (22,7 %) и Volkswagen Polo (18,6 %).
Не спешат красноярцы тратить деньги и на подержанные машины, заверили автора продавцы авторынка «777» на Гайдашовке.
и буквально пара покупателей, блуждающих между ними. В стройных рядах авто много «проплешин», редкие из них затянуты веревкам, на других стоят урны с надписями «не занимать, скоро приеду». Под открытым небом можно найти и Porsche Cayenne 2005 года за 1,150 млн руб., и детище «АвтоВАЗа» 2011 года, LADA-2115, за 220 тыс. руб., и даже Тoyota Celica 90-х (380 тыс. руб.) или 30-летний «фургончик-прицеп для дачи» за 250 тыс. руб.
Число покупателей в выходные также стало сокращаться с весны – начала лета, подтверждает представитель автосалона ProAvto, расположенного на территории рынка, Константин Белькевич: «Раньше в субботу люди ходили и толкались плечом в плечо, сейчас такого нет». Спад интереса он наблюдает уже около 1–1,5 лет.
Ранее из ста машин в автосалоне за выходные владельцев находили 10–15 машин, сегодня — 2–4.
Основными покупателями, в том числе и паркетников, на которые делает ставку автосалон, стали жители севера края, сотрудники МВД и заготовители леса. Те, у кого «белая», стабильная зарплата, дающая возможность взять кредит, поясняет собеседник.
Большинство продавцов, как Вадим Гладковский, уверяют: любая машина найдет своего покупателя, даже 90-х годов. Однако тут же оговариваются, что в лучшие времена на продажу требовалось 1–2 недели, сейчас некоторые варианты ждут своего часа до 8 месяцев. В компании по продаже аукционных авто из Японии Sm-Line соглашаются: время реализации увеличилось с 1 до 3 недель. Спросом пользуются авто до полумиллиона рублей, внедорожники — до 1 млн руб.
Однако «ни за какие деньги» красноярцам не нужны «французы» и «немцы». «Люди идут валом с Peugeot, Citroen, Renault и просят «заберите, пожалуйста». Это машины 2013–2014 годов, владельцы в свое время велись за ценой. Но тот же Citroen в минус 35 заведешь — вся электроника полетит, — приводит пример Константин Белькевич. —
Перекупы от «французов» вообще отказываются или дают половину стоимости. Хотя человек еще полгода назад купил его за 500–700 тыс.».
А вот владелица Opel Corsa 2008 года Наталья невостребованности «немцев» не заметила. Два месяца назад она выставила его за 330 тыс. руб. — покупатели интересуются, смотрят, но отказываются покупать: «Говорят, находят подешевле». Сбрасывать цену девушка не намерена.
Как заверили автора продавцы подержанных машин, популярностью, как и ранее, пользуются автомобили японской сборки — Mitsubishi, Honda, Toyota и Nissan. Среди самых популярных в компании Sm-Line называют Toyota Corolla Fielder, Auris, Vitz, Mazda Axela и Demio. Любопытно, что дилерские KIA Sportage, по данным «Автостата» упавшие в продажах, имеют спрос на вторичном рынке.
Резкое падение автомобильного рынка в целом, сообщает издание «Ведомости», связано со сворачиванием программы льготного кредитования — она отложена Минфином на неопределенный срок. Кроме того, ситуацию усугубляют негативные прогнозы об упадке российской экономики и новой волне экономического кризиса. На этом фоне, считают в «Автостате», банки повышают ставки по автокредитам, ужесточают требования к заемщикам, что привело к сокращению этого вида кредитов в стране на 18,8 %.
Многие, продолжает издание, откладывают покупку машины на осень, когда закончится период отпусков. Снижение экономического роста и ослабление рубля к доллару и евро приведут к дальнейшему падению, в первую очередь, отечественных брендов, а после всего сегмента легковых авто — от 5 до 15 %.
Продавцы подержанных авто не готовы даже предположить, когда ситуация на рынке стабилизируется и покупатели созреют сменить своего железного коня. Единственное, что остается, говорят они, — «переждать волну кризиса».
Юлия Глушко
Фото автора