В минувшем октябре Красноярск был трижды парализован 9-балльными пробками: по данным сервиса Яндекс.Пробки, 4 и 25 октября такие заторы произошли в вечернее время. 29 октября масштабный затор выпал на утренние часы. По словам представителя компании «Яндекс» по Сибири и Дальнему Востоку Ольги Молодан, пробки образовались в местах традиционных заторов, но продолжались гораздо дольше обычного: 3 часа пробка почти в 5 км держалась на участке ул. Матросова – Коммунальный мост и ул. Вейнбаума, 4,5 часа — на ул. Тотмина, Высотной, Михаила Годенко и Волочаевской. Чиновники, автолюбители и таксисты назвали причины небывалых октябрьских пробок и предложили меры, которые могут исправить ситуацию без запуска метро и новых развязок.
Егор Фролов, координатор отделения Федерации автовладельцев России в Красноярске: «Октябрьские пробки вызваны влажными дорожными условиями, качеством дорожной разметки и массовыми авариями из-за низкой культуры вождения.
В дни 9-бальных пробок в городе шел дождь, утром же уличное освещение отключается. Водители не до конца привыкли к такому, кто-то не успевал маневрировать и скорость потока снижалась. В пробках люди накалены до предела, и негласное правило «пропускать через одного» стало нарушаться. Часть водителей пыталась объезжать ямы, нарушая при этом дистанцию. В итоге утром 29 октября в городе произошло 11 аварий, на одно и то же место приходилось по 2-3 аварии. При этом первая же утренняя авария заблокировала центр и заторы пошли по другим улицам.
Снизить заторы на дорогах может качественный, хотя бы ямочный, ремонт на основных городских магистралях. Быстрый эффект дала бы и качественная дорожная разметка — видя ее, люди включают поворотники, идут потоками. Сейчас в Красноярске разметка исчезает через две недели после нанесения. Это дезориентирует участников движения.
На сегодняшний день утром без пробок проехать из «Зеленой Рощи» в Октябрьский район города невозможно. При движении в центр первая серьезная пробка ожидает уже у «Зенита»: скорость движения составляет 3–6 км/ч. Причина в том, что водители осуществляют повороты из разных рядов. Проблему могла бы решить установка камеры фиксации».
Владимир Неня, руководитель отдела транспортного развития института «Красноярскгражданпроект»: «К средине октября у большинства горожан кончается сезон отпусков, а до этого в сентябре начинается учеба в школах, садах, институтах. Осень — время традиционного обострения транспортной ситуации. Другой причиной октябрьских пробок стало закрытие на ремонт Боготольского переулка. Раньше он принимал на себя значительную часть транспортного потока, теперь вся нагрузка легла на ул. Ладо Кецховели.
Если говорить о каких-то мелких мерах, то ситуация с пробками могло бы решить изменения графика начала работы в учреждениях города. Если бы часть красноярцев начинала работы в 8:00, часть в 8:30, в 9:00–9:30 плотность движения резко снизилась. Облегчит ситуацию и установка светофоров на главных транспортных кольцах города. Светофоры при заезде на Предмостную со стороны ул. Матросова и Гладкова, Красраба позволят регулировать каждый поток на кольце — мы видим, что когда движение там регулируют постовые, масштаб пробок снижается.
Следующее осложнение дорожной ситуации придет с первым снегом и гололедом. Возможностей в утренние часы без пробок добраться из Советского в Октябрьский район я не вижу. Город зажат горами, эти районы соединяют всего две магистрали — ул. Шахтеров и Белинского. Все держится только на них. Именно для их разгрузки и планировалось метро. Но, к сожалению, проект надолго канул в лету».
Алексей Кащенко, таксист с 10-летним стажем: «В последнее время из-за дешевых кредитов Красноярске ощутимо увеличилось число машин. До этого октября никогда не видел, чтобы одновременно в пробках стояли и Копылова, и Свободный, и Калинина. Другая причина — закрытие проездов. Ул. Калинина «встала» из-за закрытия Боготольского переулка, 9 Мая — из-за «кирпича» на повороте на Краснодарскую (ул. Армейская. — А.П.). Ужасные пробки на новой развязке у Краснодарской — итог неправильной работы светофора.
Не верю, что метро спасет от пробок. Люди берут машины, чтобы на них ездить. Кто-то поедет в больницу на метро? Нужно сделать зеленую стрелку на светофоре для поворота направо. Подъехал к светофору — горит красный и есть стрелка, позволяющая поворачивать направо, если слева тебе никто не мешает. Например, это позволило бы разгрузить поворот с 9 Мая на Комсомольский.
Сейчас из Советского района в Октябрьский можно доехать без пробок только через Северное шоссе и Дрокинскую гору. Думаю, уже с начала ноября ситуация с пробками улучшится. При первом же снеге процентов 20 машин останутся зимовать во дворах».
Олег Жданов, замдиректора Красноярского городского центра капитального ремонта жилья и благоустройства: «Подобное положение вещей — следствие множества негативных факторов. Сказались и погодные условия, и внештатные ситуации — это могли быть и не обязательно аварии. В час пик достаточно одной машине остановиться из-за поломки на 1 минуту — и уже возникнет затор. Он будет расти, как снежный ком, пока, собственно, час пик и не рассосется.
Решения по улучшению ситуации принимаются постоянно. С начала года практически вся центральная часть города размечена пластиковыми формами. По сроку эксплуатации, другим характеристикам она в разы эффективнее краски. Режим светофоров регулируется и меняется практически ежедневно, тут приоритет — общественный транспорт.
В конце декабря в связи с новогодним ажиотажем напряженность на дорогах будет нарастать. Сегодня из «Зеленой рощи» до Октябрьского района можно добраться буквально за 15 минут: выйти с Енисейского тракта на Северное шоссе, проехать вдоль «Солонцов» и в районе кемпинга выйти на «Бугач».
Анастасия Потекина, автолюбитель и руководитель портала «Финансист»: «Осенние маршруты автомобилистов, в принципе, существенно отличаются от летних. Например, сейчас с работы я еду домой, а летом — на дачу. Возможно, произошло и увеличение парка личных автомобилей. Не будем забывать, что летом стартовала государственная программа поддержки автокредитования.
Ситуацию с пробками может решить ручное регулирование и переключение светофоров в более комфортный режим. В Красноярске есть места, где едешь и чувствуешь, что есть проблема в установке знаков, стрелках и так далее.
Проехать беспрепятственно в час пик из Советского в Октябрьский районы можно, пожалуй, по дворам. Но сейчас даже на этих «козьих тропах» встречаются иногда заторы. Полагаю, во второй половине декабря 9 баллов будет фиксироваться регулярно».
Антон Понарин
Фото Ольги Ярцевой