Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов предложил развивать в Красноярке внеуличный транспорт — метро и скоростные трамваи. По мысли мэра, соединение линий метрополитена с общественным транспортом позволит городу справиться с проблемой пробок. Корреспондент НГС.НОВОСТИ разбирался с тем, какие проекты внеуличного транспорта существуют в Красноярке, сколько человек способны перевезти различные виды внеуличного транспорта и каковы их сравнительные преимущества.
Внеуличный транспорт. В понедельник, 17 сентября, в интервью агентству РИА Новости мэр Красноярска Эдхам Акбулатов предложил развивать внеуличный транспорт: «В растущем городе, каким является Красноярск, необходимо создать надежную систему внеуличного транспорта». Как уточнил корреспонденту НГС.НОВОСТИ в среду, 19 сентября, свое видение развития внеуличного транспорта в Красноярске Эдхам Акбулатов, «обычные виды транспорта не справляются с перевозкой населения миллионного города.
Необходимо, чтобы троллейбусы и автобусы дополняли метрополитен и скоростные трамваи. Например, человек доезжает до центра на метро, затем пересаживается на автобус и добирается до нужного места».
Начальник отдела территориальной деятельности и транспортного развития института «Красноярскгражданпроект» Владимир Неня объяснил автору, что под внеуличным транспортом понимается транспорт, совершающий движение по специально выделенным путям и независящий от движения по улицам города.
Средняя провозная способность линии метрополитена в одном направлении — 35–45 тыс. человек в час. Городские скоростные трамваи, двигающиеся со скоростью до 30 км/ч по специальным путям или эстакадам, в одном направлении способны перевозить в час 15 тыс. человек. Канатная дорога способна перевезти 4 тыс. человек в час. Здесь пассажирские вагоны перемещаются по тросам, которые натянуты между опорами. Для сравнения: провозная способность городских автобусов — около 8 тыс. человек в час.
«Красноярск очень много потерял от дискуссий строить метро или не строить. Пока мы спорили, в Нижнем Новгороде запустили пассажирскую канатную дорогу, а в Новосибирске разработали проект скоростного трамвая. Нужно было брать и строить», — считает Владимир Неня.
Скоростной трамвай. Администрация Красноярска в свое время анализировала возможности скоростного трамвая для города. И в 2011 году политехническим институтом СФУ совместно с департаментом транспорта мэрии была разработана концепция запуска в Красноярске до 2020 года скоростных трамваев. Линии трамвая предлагалось проложить как дополнение к метро по основным транспортным магистралям города — от ж/д вокзала до микрорайона «Солнечный» через ул. 9 Мая, по Октябрьскому мосту, ул. Партизана Железняка, пр. Свободному.
Профессор кафедры транспорта СФУ Александр Фадеев, участвовавший в разработке проекта скоростных трамваев, полагает, что скоростной трамвай в Красноярске «можно проложить где угодно» — при скорости 30 км/ч он будет двигаться быстрее автобусов. Их средняя скорость движения по городу без учета пробок — 20 км/ч.
Главный минус строительства путей для скоростного трамвая — высокая затратность. По предварительным оценкам «Красноярскгражданпроекта», в создание путей скоростного трамвая только на проспекте «Красноярский рабочий» и ул. Матросова необходимо вложить около 15 млрд руб., что сопоставимо со стоимостью строящегося сейчас 4-го моста через Енисей.
«Канатка». Нынешним летом к мэру Акбулатову с открытым письмом обратились профессор Донецкого государственного техуниверситета Анатолий Короткий и гендиректор экспертной организации ИТЦ «Сибинтехкран» Константин Никитин с предложением построить в Красноярске сразу две трассы пассажирской канатной дороги. Первый маршрут должен был соединять СФУ с ж/д вокзалом и «Бобровым логом», второй — проходить через Енисей и соединять ТРЦ «Огни» и ТЦ «Красноярье».
В опыте возведения канатной пассажирской дороги Красноярск мог бы поучиться у Нижнего Новгорода, где в феврале 2012 году была введена пассажирская «канатка» протяженностью 3,5 км. Она идет из центра города через реку Волгу в поселок Бор. Стоимость проезда на ней составляет 70 руб. «Канатка» проходит на высоте 10 м, по ней движется 56 кабин на 8 мест. По данным пресс-службы ОАО «Нижегородские канатные дороги», в июне 2012 года «канатка» перевезла миллионного пассажира.
Владимир Неня считает строительство пассажирских «канаток» в городе нецелесообразным, а запуск скоростных трамваев вообще невозможным.
«Канатка» через Енисей будет провозить в 2 раза меньше, чем способны провезти автобусы, — максимум 2 тыс. человек в час. Скоростной трамвай требует прямого и возвышающегося над дорогой полотна или эстакады. Большинство улиц города слишком узкие для такого полотна», — поясняет специалист. Оптимальным сценарием развития транспорта в Красноярске специалист видит в строительстве метрополитена — с таким мнением согласился и профессор Александр Фадеев.
Метро. По словам Владимира Нени, запуск обычного трамвая через Октябрьский мост до ТРЦ «Планета» и строительство первой очереди метрополитена от улицы Высотная в Октябрьском районе до площади Революции в центре позволит существенно разгрузить напряженность транспортных магистралей города.
Как ранее предполагал губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, Красноярск может получить деньги на строительство метро, если выиграет право провести Всемирную летнюю Универсиаду-2019. В доказательства губернатор приводил в пример Казань, которая выиграла право провести у себя Универсиаду-2013 и получила из федерального бюджета деньги на строительство метрополитена.
Конечный вариант соединения линий метро с общественным транспортом и судьба скоростного трамвая будут определены транспортной схемой города, резюмировали автору в пресс-службе департамента транспорта. Назвать срок завершения работы над схемой в департаменте транспорта затруднились.
Антон Понарин
Фото thinkstockphotos.com(1), mpget.ru (2), metro-most.com (3)