С 2008 года Красноярск будет переходить на новую маршрутную сеть. Специалисты уверяют, что вместе с этим обновится автопарк, пробок на дорогах станет меньше, а пассажиры не будут больше часами стоять на остановках. Сегодня мы спросили начальника отдела пассажирских перевозок городского департамента транспорта Сергея Веселкова о том, чего стоит ждать красноярским пассажирам от транспортной реформы.
Сергей Никандрович, расскажите в связи с чем городские власти затеяли проводить «реформу транспортной схемы»? Когда именно начнут происходить изменения?
Постоянные давки в автобусах в час пик, разбитые машины и гонки на дорогах не устраивают сегодня ни пассажиров, ни перевозчиков. Существующая схема движения транспорта возникла стихийно и не менялась более 10 лет (!). За это время город стал другим. На месте предприятий появились торговые центры, выросли новые жилые районы. Чтобы узнать, куда сегодня едут красноярцы, было проведено исследование пассажиропотока. Специалисты выяснили, что средняя длина поездки по городу всего 6 км. При этом в автобусах одних маршрутов очень мало пассажиров, в других, наоборот, перегрузка. Интервалы движения автобусов на 24 % маршрутов достигают 30 минут и более.
Проект новой транспортной сети базируется на научной основе. Теперь это будут не разрозненные направления движения автобусов, а единый комплекс маршрутов. Первые изменения жители Красноярска почувствуют в I полугодии 2008 года. Задача оптимизации маршрутной сети комплексная, охватывает все направления. Поэтому она так долго решается. Изменения будут внедряться постепенно, в течение года. К тому же схема не является догмой. Потребуются еще изменения — мы внесем их, чтобы у красноярцев не было проблем при поездках по городу.
Уже говорилось в средствах массовой информации о том, что исчезнут несколько маршрутов? Скажите, какие именно номера маршрутных автобусов будут отменены и придут ли им на смену новые?
Дублирующие номера маршрутных автобусов сократят. Сегодня в городе существует 104 автобусных маршрута. В новой сети их будет около 70. (Окончательное количество маршрутов еще не определено, работа продолжается.) К примеру, сейчас 4 муниципальных автобуса и 15 коммерческих автобусов ездят по одной траектории, но это два разных маршрута — № 55 и № 55а. Таких в общем перечне 26. Именно их в первую очередь коснутся преобразования: муниципальные и коммерческие автобусы будут соединены в единый маршрут. Понятно, что невозможно убрать такое наложение с проспектов имени газеты «Красноярский рабочий» или Мира. Но на остальных участках мы это сделаем.
Некоторые маршруты собираются укоротить. Не приведет ли это к тому, что людям, например, чтобы добраться до работы, придется делать несколько пересадок? Такое может серьезно ударить по их кошельку.
Действительно в перспективе изменится длина маршрутов. Ведь многие автобусы сегодня курсируют через весь город. Хотя количество пассажиров, проезжающих от конечной до конечной остановки, незначительное. Да и водителю нельзя находиться за рулем более 1,5 часов. Поэтому при средней скорости движения по городу 20 км/ч было определено, что маршрут не может быть больше 25–27 км.
Сегодня автобусы перевозят пассажиров с 6 утра до 24 часов ночи. Чтобы успеть в парк к 24:00, последний рейс водитель старается сделать не позднее 22 часов. Когда маршруты будут короче, вечером проще будет добраться до дома.
Сергей Никандрович, транспортная реформа, естественно, заключается не только в сокращении маршрутных автобусов, изменении схемы их движения. Что будет происходить с подвижным составом пассажирского транспорта, обновится ли автопарк, какие позитивные изменения еще нас ждут?
Автопарк, конечно, обновится. Интервал движения будет не более 7,5 минут. Чтобы график соблюдался, вместо старых «ПАЗиков» станут курсировать автобусы большей вместимости. Уже сегодня с маршрутов убрано 350 автобусов «ПАЗ» и заменено на 190 больших автобусов, приобретенных для муниципальных предприятий, и 250 автобусов, купленных индивидуальными предпринимателями-перевозчиками. Перевозчики, автобусы которых не соответствуют требованиям, не имеют сертификата одобрения типа транспортных средств, не пройдут конкурсный отбор, не получат допуск на городские перевозки. Количество автобусов уменьшится, но за счет увеличения количества посадочных мест в автобусах обслуживать они будут больше пассажиров. Так, например, на конечной остановке «Спортзал» работало 147 автобусов с общим количеством посадочных мест 6520, теперь будет работать 131 автобус, количество посадочных мест составит 10 290.
Новая маршрутная сеть предполагает и другие изменения. Наконец будут обустроены 16 конечных остановок, чтобы водители и кондукторы могли отдохнуть, перекусить. Появится система диспетчерского управления и контроля, чтобы не «кукушки» (народные диспетчеры) следили за движением автобусов, а грамотные специалисты.
Сейчас пассажиры, у которых есть льготы, не имеют возможности воспользоваться услугами коммерческого транспорта. В будущем реформа транспорта предполагает какие-то сдвиги в этом направлении?
Льготы будут действовать в каждой машине. Сегодня из 1350 автобусов льготников перевозят только 360 автобусов. В дальнейшем льготники смогут ездить на всех автобусах. Они получат электронные билеты, так называемые социальные карты. У кондукторов будут специальные считывающие устройства. Человек заходит в салон, проводит картой по датчику — и все. Полученные данные обработает компьютер, а перевозчику выплатят положенную компенсацию. Такая система уже успешно работает в Новосибирске, Челябинске и некоторых других городах России. Эти изменения в сфере перевозки льготников никак не скажутся на цене проезда.
Марина Немтушкина
Фото maz.adkom.ru