Лето Путешествие Какой была Алма-Ата до бунтов и ввода войск: 30 кадров из цветущего города

Какой была Алма-Ата до бунтов и ввода войск: 30 кадров из цветущего города

В бывшей столице Казахстана было всё, чему могли позавидовать красноярцы: велодорожки, метро и турпоток

Сегодня города Казахстана уже не пылают в огне, но находиться там всё равно небезопасно

Впервые за последние десятилетия появился прямой рейс из Красноярска в Алма-Ату

Красноярцы, как и все россияне, следят за событиями в Казахстане с новогодних каникул — у многих там живут родные или друзья, чьими судьбами они обеспокоены. Акции протеста в стране начались со 2 января 2022 года. Они вспыхнули после резкого повышения цен на газовое топливо. Протестующие жгли здания и машины, до смерти забивали силовиков. Президент Казахстана распустил правительство и ввел в города войска для силового подавления бунта. Спокойнее и безопаснее не стало к 12 января. Все видели снимки разгромленных магазинов, авто на улицах, кадры вывоза соотечественников.

Сегодня же мы хотим вспомнить, какой была Алма-Ата — бывшая столица на 2 миллиона человек, на которую пришлась весомая доза погромов. Полеты сюда пока отменены по понятным причинам. Летом 2018 года, когда открылись первые за последние десятилетия прямые рейсы из Красноярска, наш фотограф Артем Ленц побывал в цветущем городе. А заодно нашел и много схожего с нашим: население Алма-Аты — 1,8 млн человек против красноярских 1,1 млн жителей, город так же страдает от постоянного смога и пережил зимнюю Универсиаду. Сегодня эти кадры, прославляющие Казахстан для туристов, выглядят ностальгией.

Алма-Ата была столицей Казахстана до 1997 года. И до недавнего времени — единственным городом-миллионником Казахстана
Что поражает в городе в первую очередь, так это обилие деревьев. Деревья всюду, они же скрывают все провода...
...и наличие автоматов для выдачи кредитов «до зарплаты» вместо уже надоевших в Красноярске на каждом углу павильонов
Пешеходные переходы в зоне «золотого квадрата» центра Алма-Аты. Светофор горит для пешеходов ровно столько же времени, сколько дается и автомобилям для проезда
На улицах сделаны велосипедные дорожки. Где-то они идут параллельно автомагистралям, где-то — обустроены на полосе рядом с машинами. Красноярск до сих пор может об этом только мечтать
Велосипедистов здесь очень любят — дорожки проложены и по многочисленным паркам. Точки велопроката по всему городу. Сделано так, что возможно взять в одном месте, а сдать — в другом. Всё автоматизировано. Первые 30 минут пользования — бесплатно, на час — 20 рублей, на день — 100 рублей, абонемент на год — 20 тысяч рублей. При пользовании оставляется залог во время получения магнитной карты. Есть приписка для самых хитрых: «Помните, что, возвращая велосипед каждые 30 минут на станцию, вы катаетесь абсолютно бесплатно»
В отличие от Красноярска, здесь была вполне работоспособна система платных парковок. Стоимость часа — примерно 20 рублей. За неоплату штраф около 1300 рублей в переводе с тенге. Сейчас, судя по всему, парковаться там некому — люди после погромов сидят, забившись по домам
Штрафы для водителей «драконовские». По городу развешано множество камер, фиксирующих скорость, не пристегнутый ремень, разговоры по телефону. Штрафы — от 2,4 тысячи рублей. Так же, как и в России, есть послабления — за досрочную оплату сумма снижается вдвое
При этом пробок в спокойные времена было не меньше, чем в Красноярске. Транспорт называют главной проблемой загрязненности воздуха и «черного неба» над городом. На него приходится, по последним данным, 80% загрязнения
Вот так выглядит Алма-Ата с канатной дороги комплекса Кок-Тобе (что-то сродни «Бобрового лога», если проводить аналогию с Красноярском). В нем расположен зоопарк, колесо обозрения, аттракционы. Там же стоит телебашня, которая вещает на весь город и пригород. Соседство с последней посетителей комплекса не смущало
Сами жители связывают плохую экологию с тем, что город стоит в низине и из-за застройки плохо продувается, а также с двумя угольными ТЭЦ. С последними уже борются, весь частный сектор переведен на газ. Красноярску газификация в ближайшем будущем не светит
Как и метро. Его в Алма-Ате запустили в 2011 году
Пока оно насчитывает 9 станций на одной линии
В целом в 2018 году город производил впечатление очень чистого. Это сейчас всюду разбросаны блоки, сгоревшие машины...
Улица Панфилова. Раньше была проездной, сейчас пешеходная. На ней организованы зоны для детей с площадками, которые сегодня, скорее всего, пустуют. Выводить малышей опасно — как минимум два ребенка были застрелены в период беспорядков
Спортивные площадки вообще стоят у каждого парка и рядом с дорогой
1,5 километра пешеходной зоны улицы вечерами превращались в большой «Арбат» для туристов. Последние поедут в государство нескоро
Цены в 2018 году были примерно как в красноярских ресторанах. Манты, например — 50 рублей за штуку
А это — высокогорный спорткомплекс «Медео», которым тут особо гордятся. Лед на нем заливается из горной воды. Более 100 мировых рекордов было тут установлено. Там же проходили соревнования Универсиады
Поднимаемся выше от «Медео» и оказываемся на туристической точке. Горнолыжный комплекс «Чимбулак» с домиками-отелями. Подъем туда-обратно стоил в 2018 году 500 рублей
В самом городе аренда благоустроенной «двушки» обходилась примерно в 20 тысяч рублей. Что сейчас будет с рынком недвижимости — остается гадать
В городе преобладают новостройки, но достаточно много жилья 50–70-х годов. Появляются и современные бизнес-центры, в которых сдаются апартаменты
Этот трамплин строился под Универсиаду и потом использовался под соревнования. Вообще после Универсиады ее наследие не простаивало. Так, деревню, где жили спортсмены, распродали как социальное жилье
Алма-Ата поражала приезжих зеленью и видом на горы
В городе создали безбарьерную среду: бордюры занижены там, где нужно, а одним из самых распространенных видов транспорта — конечно, помимо велосипедов — являются электрические самокаты
За год до Универсиады в Алма-Ате была такая же борьба с ларьками, как развернулась потом в Красноярске. Но ларьки снесли, и город, как признались сами жители, стал лучше
Дороги, кстати, в Казахстане делают из бетона. По словам местных водителей, таких уже больше 2000 километров по республике. Служат намного дольше, ремонтируются проще. Вибрации и стыков не ощущается, хотя плиты по 3–5 метров. Их стыкуют очень ровно и близко друг к другу
Вернемся в город. По последним данным, в нем столько же фонтанов, сколько и в Красноярске — 120, половина из них в муниципальной собственности. Каждый год в конце весны в городе отмечается праздник — День фонтанов
Вообще красочной подсветкой избалованы множество зданий. Это, к примеру, здание 4-звездочной гостиницы «Алматы»
Так оформлена подсветка Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства