Наука Кристаллы против шизофрении и биоразлагаемый пластик: смотрим топ-9 достижений красноярских ученых за год

Сотрудники КНЦ СО РАН поделились своими открытиями. которые могут повлиять на жизнь человека

Красноярский научный центр СО РАН находится в Академгородке

Ученые Красноярского научного центра СО РАН подвели итоги года и вспомнили самые интересные новости о своих исследованиях. Они перечислили, чем может гордиться красноярская наука по итогам 2023 года. Приводим их данные:

Якутская корова — источник ценных омега-3 жирных кислот

Мы привыкли считать, что омега-3 в основном берется из рыбы. Но ученые КНЦ вместе с коллегами из Иркутска и Якутска выяснили, что рекордное количество этого полезного элемента содержится в мясе и печени якутской коровы. Разведение данного вида коров позволит обеспечить население ценным диетическим продуктом. Результаты исследования опубликованы в журнале Foods.

Новые кристаллы для терапии болезней Альцгеймера, Паркинсона и шизофрении

Ученые синтезировали кристаллы на основе органического соединения (2R,5S)-2,5-диметилпиперазина и азотной кислоты в мягких условиях. Полученный «гибрид» показал возможность применения в качестве ингибитора при лечении болезней Альцгеймера, Паркинсона и шизофрении. Результаты исследования опубликованы в журнале Zeitschrift für Physikalische Chemie.

Новый пластик на основе полистирола разлагается в природе за семь месяцев

Красноярские ученые разработали новый биоразлагаемый пластик на основе полистирола и органического соединения — альфа-ангеликалактона. Он полностью разлагается в лесной почве за семь месяцев. Новый полимер может стать экологичной альтернативой обычно используемым полистироловым пластикам. Результаты исследования опубликованы в »Журнале Сибирского федерального университета. Химия».

Напечатанные на 3D-принтере биоразлагаемые пластиковые имплантаты восстановили поврежденную костную ткань

Красноярские ученые разработали полностью биоразлагаемые пластиковые 3D-каркасы для регенерации костной ткани. Они полностью биосовместимы, прочны и могут эффективно использоваться для костной пластики. Полимер, из которого создан каркас, способен спустя время «рассасываться» в организме, оставляя вместо себя полноценную восстановленную организмом кость. Результаты исследования опубликованы в журнале International Journal of Molecular Sciences.

Разливы дизельного топлива усиливают выбросы углерода из вечной мерзлоты

Красноярские ученые определили, что разливы топлива в условиях вечной мерзлоты постепенно перерабатываются почвенными микроорганизмами. Этот процесс снижает загрязнение, однако при этом высвобождается парниковый газ диоксид углерода, что может сказаться на изменении климата. Результаты исследования опубликованы в журнале Environmental Pollution.

Новый строительный материал из стекла и бетона оказался дешевле и прочнее

Сибирские ученые разработали технологию получения высокопрочного бетона на основе отходов промышленного и бытового стекла, причем количество стекла в композите достигает 90%. Новый стеклобетон не только дешевле и прочнее своих аналогов, но и уменьшит количество неразлагаемых стекольных отходов. Результаты исследования опубликованы в журнале Buildings.

Сибирские леса могут потерять статус поглотителей углерода из-за потепления и пожаров

Ученые выяснили, что сибирские леса стали поглощать меньше углерода. При этом в некоторых частях Сибири леса теряют даже больше углерода, чем поглощают. К этому привело потепление климата и связанные с ним участившиеся пожары и засухи. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Набор генов расскажет о тяжести бронхиальной астмы у детей

Красноярские ученые определили варианты генов, которые вовлечены в развитие легкой или тяжелой формы бронхиальной астмы у детей. Основываясь на этих маркерах, можно спрогнозировать характер течения болезни и подобрать терапию, позволяющую снизить риски осложнений и усилить меры профилактики возникновения астмы. Результаты исследования опубликованы в «Вавиловском журнале генетики и селекции».

Разработан умный наноскальпель для терапии жидких опухолей

Красноярские ученые с коллегами из Томска и Владивостока разработали наноскальпель, который способен избирательно разрушать опухолевые клетки злокачественных новообразований в переменном магнитном поле. На экспериментальных моделях опухоли было показано, что такой умный наноскальпель адресно воздействует только на клетки-мишени. В сочетании с комплексом генерации низкочастотных магнитных полей он может стать основой разработки медицинских изделий малоинвазивной и дистанционно управляемой магнитомеханической терапии онкологических заболеваний. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Functional Biomaterials.