Игорь Семенович Захаржевский — один из старейших геологов Красноярска, а также известный коллекционер. За свою жизнь он собрал крупную коллекцию бабочек и бережно хранил ее у себя дома. Сейчас энтомологу-любителю уже 93 года, и своих бабочек он решил подарить музею лесных экосистем Института леса СО РАН, с которым сотрудничал больше 20 лет. Мы отправились туда, чтобы полюбоваться прекрасными созданиями и узнать об их жизни больше.
Зоологическая коллекция музея хранится в небольшом кабинете в здании Института леса. Здесь в коробках и стеллажах представлены сухие расправленные насекомые — мушки, жуки, бабочки. По словам руководителя музея, заведующего лабораторией лесной зоологии, кандидата биологических наук Юрия Баранчикова, в списке, который передал вместе с коллекцией Захаржевский, указано больше тысячи экземпляров более чем из 40 различных семейств. Это поступление стало весомым вкладом в уже имеющуюся коллекцию института.
Условно всех бабочек можно разделить на две большие группы — ночные и дневные, или булавоусые. Последнее название говорит само за себя — усики у дневных чешуекрылых заканчиваются «булавой». У ночных бабочек они выглядят иначе: у самок — жгутики, у самцов — щетки. Они нужны, чтобы улавливать феромоны, которые выделяют женские особи.
Бабочки, которые вошли в многочисленную коллекцию, собирались вручную в течение долгих лет. Обычно их ловят сачком, но Захаржевский был известен среди коллег тем, что ловил банкой, в которой уже был заготовлен усыпляющий эфир.
Чуть больше сноровки нужно проявить, чтобы поймать ночную бабочку — ее нужно приманивать светом — ультрафиолетовой лампой или обычной лампочкой накаливания. Устанавливают два кола, на них натягивается белое полотно, а над ним помещают лампу. Бабочки садятся на ткань, откуда их можно собрать сачком, банкой или пинцетом.
Чтобы поместить пойманных бабочек в коллекцию, для начала их нужно расправить. Чтобы раскрыть и зафиксировать крылья одной бабочке, потребуется специальное приспособление и минимум 15 минут времени, чем меньше бабочка — тем дольше. В идеале угол между осью тела и низом переднего крыла должен составлять 90 градусов, в таком виде насекомое засушивают и отправляют в коллекционный ящик. Под бабочку подкалывают две этикетки — на одной пишется, кто и где поймал, на второй — как называется вид, и кто его определил.
Сам Захаржевский хранил коллекцию дома в самодельных демонстрационных ящиках и чемоданчиках из-под старого геологического оборудования. Засушенных насекомых можно хранить долгое время, но они могут пострадать от кожеедов — крохотных жуков, которые питаются сухими насекомыми. Они есть в каждом доме — часто их можно встретить в продуктах или на подоконнике. Сейчас, чтобы сохранить коллекцию от насекомых, в ящики поместили специальные пластинки — они выделяют пары инсектицидов и убивают непрошенных гостей. Пластинки нужно менять раз в полгода, это позволяет продлить яркое, но столь непродолжительное в природе время существования бабочек.
Как живут бабочки?
Подобно другим растительноядным насекомым, все бабочки появляются на свет из яйца, отложенного на кормовое растение. Гусеница вылупляется и питается этим растением. Её панцирь богат хитином, он не позволяет расти, поэтому в течение жизни 5–6 раз насекомое линяет, сбрасывая старую кожу. Срок, который бабочки проводят в теле гусеницы, обычно не превышает одного, реже — двух месяцев. Отдельные виды, например, ночная бабочка сибирский шелкопряд, могут жить в стадии гусеницы 2–3 года и даже зимовать в таком виде.
По окончании развития гусеница превращается в куколку, а затем — в бабочку. Отродившейся бабочке нужно обязательно найти вертикальную или даже наклонную поверхность и закрепиться на ней. Это нужно, чтобы крылья наполнились гемолимфой и расправились под действием силы тяжести.
— Я часто вспоминаю смешной случай — студентка из университета писала работу на тему, как влияет загрязнение города на бабочек на примере ивовой волнянки. Они собирали куколок, помещали их в чашки Петри и там отрождались бабочки. И бабочки были с деформированными крыльями. Даже была публикация, в которой говорилось, что в городе такая ужасная экология, что бедные бабочки получаются уродами. Но если бы они эту чашку наклонили и позволили сработать силе тяжести, бабочки все были бы нормальными. Тут загрязнение не при чем, просто отсутствие информации, — рассказывает Юрий Баранчиков.
Расправив крылья, взрослые насекомые начинают искать себе пару. Обычно партнеров дневные бабочки выбирают визуально по окраске. У некоторых видов чешуекрылых существуют целые ритуалы ухаживания. Например, горошковые беляночки садятся друг напротив друга и самец начинает усиками гладить усики самки. Некоторых она отвергает, других допускает ближе.
— Если присмотритесь, у самцов сзади есть крючки, ими они хватают самку во время совокупления, чтобы она не вырвалась. Это нужно на случай угрозы. Процесс длится достаточно долго. Понятно, что в этой позе их поймать ничего не стоит. Если поблизости мелькнет тень, например птица, то они взлетают. Самка обычно крупнее — она летит, а самец болтается сзади прикрепленный, вы, наверное, много раз видели такое, — говорит ученый.
Практически сразу после спаривания бабочки летят откладывать яйца — некоторые откладывают их прямо на кормовые растения, другие, например чернушки, летают и рассеивают яйца с воздуха. Обычно дневные бабочки откладывают от 50 до 100 яиц, ночные могут и до 300, однако и смертность на этом этапе у них большая — до 90%, вокруг слишком много желающих ими закусить. Сами бабочки о яйцах не заботятся и, как кукушки, бросают детенышей самостоятельно проходить через естественный отбор.
Превратившись в бабочку, насекомые живут совсем недолго. Некоторые виды, например сибирский и непарный шелкопряды, в стадии бабочек даже не питаются. Прожить они могут не дольше месяца, и то, лишь в том случае, если будет мрачная погода и насекомое будет малоактивным.
— У них есть хоботок, но это уже рудимент, как аппендикс у человека. Бабочки шелкопрядов живут за счет своих запасов. Если температура высокая, будут жить меньше, быстро израсходуют энергию. В нормальных условиях не больше 2 недель, — рассказывает руководитель музея.
Бабочки — польза или вред?
По словам ученого, существуют виды бабочек, которые наносят очевидный вред человеку. Например, популярная в Красноярске бабочка Махаон. Она находится в Красной книге, но гусеница может питаться зонтичными с огорода — морковкой, тмином, укропом. К вредителям можно отнести и капустную белянку — это европейский вид, который впервые появился в Сибири 30–40 лет назад, примерно в то же время, что и колорадский жук.
В последние два года в крае действуют очаги массового размножения сибирского шелкопряда. Гусеницы шелкопряда подчистую съедают хвою, после чего деревья погибают.
— Они съедают зелень полностью, на сотни-тысячи гектар стоит совершенно голый лес. Если это лиственница, деревья еще могут к концу сезона выдать вторичную хвою, а если это пихта, кедр или елка — они погибнут, причем очень быстро. Последняя вспышка в прошлом году захватила около миллиона гектар на севере Красноярского края, там, где есть пихта. Федерация выделила полмиллиарда на обработку лесов края от шелкопряда, в прессе много писали об этом, — говорит Юрий Баранчиков.
Существуют и «хитрые» виды бабочек. Например, бабочки-голубянки рода Макулинеа. Гусеница селится на цветках бобовых растений и во время одной из линек начинает выделять специфический запах, который привлекает муравьев. Они утаскивают ее к себе в муравейник и обращаются с ней, как со своей потерянной личинкой. Ее начинают кормить разжеванными насекомыми, а гусеница помимо этого съедает еще и личинок муравьев.
Принято считать, что бабочки приносят и пользу — собирают нектар с цветов и тем самым участвуют в опылении растений. Однако ученые говорят, что заслуга бабочек в этом слишком переоценена.
— Существует куча работ, говорящих, что это не так. В основном, бабочки воруют нектар. В опылении участвуют пчелы, шмели — они залезают внутрь цветка и вылезают оттуда полностью покрытые пыльцой. Бабочки — нет, они действуют как хирурги — держатся на расстоянии и лезут в цветок хоботком. Конечно, она может что-то из пыльцы подцепить, но это не серьезно, по сравнению с заслугами пчел. Поэтому, как правило, бабочки — это воры, но красивые, — говорит Юрий Баранчиков.