Религия репортаж Вместо мечети — снегоотвал с мусором: красноярские мусульмане просят землю для второго храма. Предлагают ли что-то власти?

Вместо мечети — снегоотвал с мусором: красноярские мусульмане просят землю для второго храма. Предлагают ли что-то власти?

В крупных городах Сибири есть по несколько мечетей, но у Красноярска с этим проблемы

Сейчас мечеть вмещает только 400 человек, но фактически сюда приходит в 10 раз больше человек

Мусульмане Красноярского края обратились к Владимиру Путину с просьбой помочь в вопросе строительства новой мечети в городе. Их видеообращение вызвало поляризующую реакцию среди красноярцев — некоторые поддержали идею о возведении второй городской мечети, в то время как другие выступили против. Команда NGS24.RU посетила мечеть на Металлургов и пообщалась с муфтием Гаязом Фаткуллиным — мы подняли вопросы, которые задавали и наши читатели.

«Небольшая мечеть не решит проблемы»

Команду журналистов редакции NGS24.RU встречают муфтий Красноярского края Гаяз Фаткуллин и его помощник. Небольшой офис с кабинетом находится вплотную со зданием мечети. Чтобы пройти, придется подняться по лестнице — на первом этаже находится кухня. Там готовят еду для малоимущих на Ифтар — вечерний прием пищи у мусульман во время месяца Рамадан.

Разговор с муфтием начинается с вопроса появления здания основной мечети. Муфтий рассказывает предысторию вопроса: мечеть в городе была и раньше, вдоль Качи — но здание в прошлом снесли. В эпоху СССР мусульмане собирались в квартирах и молились друг у друга в гостях. Нынешняя мечеть строилась не без труда.

Муфтий Гаяз Талгатович уже давно ведет с местной властью разговоры о выделении земли для строительства, но пока вопрос не решен

— На самом деле, всё это было непросто. Пять мест предлагал город, приходили, согласовывали место, всё хорошо, выходили местные жители с пикетом — не будете здесь строить, зачем шум, зачем ругаться с местными жителями. Вот потом посмотрели, и последнее место было здесь. Практически в разных районах города выбирали, нигде не получилось договориться, — вспоминает Гаяз Талгатович.

Здание мечети запроектировано так, что оно вмещает в себя несколько сотен человек максимум

Открыть мечеть удалось уже в начале нового тысячелетия, в ноябре 2000 года. На церемонии тогда присутствовали губернатор края Александр Лебедь и мэр Красноярска Петр Пимашков. Всё бы ничего, но вот только здание изначально было запроектировано лишь на несколько сотен человек максимум, в то время как служения в мечети посещают гораздо больше красноярцев.

— Мечеть по паспорту у нас на 400 человек рассчитана. Но на самом деле на пятничную молитву нас уже посещает полторы, три, три с половиной тысячи человек. На последней пятничной молитве было более пяти тысяч человек. <...> Мы не хотим мешать окружающим, потому что молитва одного человека не должна мешать жизни другого человека. Это постулат, который мы прекрасно понимаем и знаем. Мы стараемся дорогу не перегораживать, но тем не менее, куда людям деваться? — задается вопросом Гаяз Фаткуллин.

Проблемную ситуацию, говорит муфтий, мусульмане обсуждают с красноярскими властями на протяжении более 15 лет. Долгие процессы поисков свободного участка земли под новую мечеть к результатам пока так и не привели — верующие согласны были и на участок на Кузнецовском плато, но и с этим вариантом не сложилось.

— Небольшая мечеть не решит проблемы. Если посмотреть на миграционные процессы, русское, русскоязычное население края уменьшается, оно выезжает за Урал. Мусульман становится больше. Получается, нам нужна мечеть на 1,5–2 тысячи человек и 700 паркомест. То есть нужен участок около пяти гектаров в черте города, но не в центре. Должна быть доступность. Мы в очередной раз пытаемся найти такой участок. Предлагали администрации города разные варианты. Например, Кузнецовское плато предлагали в 2019 году. Да и многие другие участки. Везде ответ один: не получится. Причины называют нелепые. На том же Кузнецовском плато до сих пор ничего нет, — рассказывает Гаяз Фаткуллин.

Мечеть открывали в далеком 2000 году не без помощи авторитетного предпринимателя и экс-депутата ЗС края Анатолия Быкова

За жилыми домами возле мечети находится краевой онкологический диспансер. Недалеко от ворот больницы есть пустырь в три гектара. По словам Фаткуллина, там будут строить большую церковь.

— Им согласовали, несмотря на то, что онкоцентру не хватает [места], нам не хватает. Я не знаю, когда им согласовали и разрешили поставить. Мы опасаемся, что, возможно, будут какие-то волнения по этой теме, — подытоживает муфтий.

Фаткуллин прокомментировал нашумевшее видеообращение мусульман к Владимиру Путину, которые попросили его содействия в вопросе строительства новой, более вместительной мечети в Красноярске. Муфтий заверяет — обращение родилось спонтанно по причине того, что верующие узнали о планах изъятия участка с парковкой.

— Это спонтанное обращение, которое сделали наши прихожане, ученики. Никто ничего не планировал, но просто информация такая пришла, что у нас даже хотят забрать [территорию] парковки. Тут уже у людей немножко, как говорится, нервы начали сдавать. У нас же это не парковка, а территория мечети. Вот где вот машины стоят, если вы посмотрите туда сейчас — до полутора тысяч человек молятся на этой земле. Это не парковка, а место для моления — мы закрываем въезд автомобилям, и в пятницу у нас там люди читают молитву, — объясняет лидер краевых мусульман.

«Тот народ, который потеряет свои корни — исчезнет»

По словам муфтия, мусульмане готовы сами профинансировать стройку новой мечети и нести расходы на содержание здания — но участок земли им должны предоставить власти

На вопрос, где же мусульмане хотели бы начать строительство новой, большой мечети, Гаяз Талгатович не называет конкретного адреса, но указывает, что пять гектаров, которых должно хватить для строительства второго, более вместительного здания, сложно найти в черте города. В разговоре вновь упоминается вариант, который почему-то не устроил власти и в конце 2010-х — Кузнецовское плато.

Фаткуллин отмечает, что мусульмане не хотят, чтобы мечеть строили и содержали за государственный счет — верующие готовы самостоятельно профинансировать и стройку, и содержание здания. Но вот с тезисом, что мусульманам следует за свой счет выкупить участок земли, он не согласен.

— <...> Почему мы должны выкупать? Это те же граждане, которые живут здесь, на территории города, на территории края. К нам сюда приезжают со всего региона. Мы точно так же трудимся, работаем. Мусульмане — это не только те, кто торгует на рынках или занимается какой-то такой деятельностью, что-то покупает или что-то продает. Мусульмане трудятся в различных сферах жизни, это ученые, строители, работники сельского хозяйства, спортсмены, деятели культуры. <...> Мы принимаем участие в специальной военной операции. Мы хороним наших мужчин, они приходят инвалидами, с наградами — воевать мы умеем. Мы — тоже часть нашего города, — объясняет позицию верующих муфтий.

Муфтий считает, что новая мечеть поспособствует борьбе с экстремизмом и религиозным радикализмом

Гаяз Талгатович касается и другой стороны вопроса — по его мнению, будет гораздо лучше, если у мусульман будет официальное место для изучения религии: это должно помочь бороться с экстремистами и радикалами.

— Если не будет мест, где люди могут собираться и молиться, получать правильные лекции, правильные наставления, у нас радикализм, экстремизм и терроризм никуда не уйдут, — уверен Гаяз Фаткуллин. — Враги пытаются рассорить нас изнутри на межконфессиональной, межнациональной основе. И даже внутринациональной, когда одних мусульман настраивают против других. Мы теряем контроль. А терять контроль, когда страна находится в такой ситуации, никак нельзя.

Гаяз Фаткуллин уверен, что, если не объединить верующих, многие продолжат искать духовных наставников в интернете, а это очень опасно.

— Отличить хорошего учителя от плохого в интернете невозможно. Если у человека нет «прививки» и иммунитета от идей радикализма, дело двух-трех месяцев, и абсолютно нормального, хорошего человека вы уже можете не узнать. Вы уже ничего с ним сделать не сможете, — уверяет председатель духовного управления мусульман края. — Нужно распространять хорошие, правильные идеи, которые есть в исламе.

Нам устроили небольшую экскурсию внутри мечети

Одна из самых обсуждаемых проблем — пробки во время массовых религиозных мероприятий. Муфтий уверяет, что с недобросовестными автовладельцами борются сами верующие.

— Есть люди, которые опаздывают на молитву: он приехал, поставил автомобиль и зашел [в мечеть]. И с такими нарушителями боремся. Постоянно на пятничную молитву приносят записки, что кто-то не туда-то [машину] поставил. Мы их объявляем и говорим — молитва не начнется, пока не уберете, — говорит Фаткуллин.

Резкая реакция некоторых комментаторов, считает муфтий, может быть связана с их предвзятым отношением к мусульманам

Наши предыдущие публикации набирали большое количество комментариев по поводу строительства второй мечети в Красноярске. Некоторые высказывания были очень резкими. По мнению Гаяза Фаткуллина, одним из корней проблемы может быть предвзятое мнение какой-то части горожан к мусульманам. В крупных городах, к которым Красноярск тоже относится, по мнению муфтия, должно быть больше мечетей.

— Новосибирск — пять мечетей. Томск — две мечети. Омск — шесть мечетей. Иркутск — две мечети. Одна уже старая у них, начали строить вторую. Где Иркутск, и где Красноярск? И в нашем городе, у нас, к великому сожалению, всего лишь одна мечеть. К 400-летию города мы бы могли построить мечеть, которая тоже могла бы стать одним из символов Красноярска. Красивым, достойным, хорошим символом, который привлекал бы людей и был местом их притяжения, — считает Гаяз Фаткуллин.

Мусульмане надеются, что вопрос с новой мечетью удастся решить к грядущему 400-летнему юбилею Красноярска в 2028 году

Нам устраивают небольшую экскурсию по зданию мечети. При входе видна табличка, на которой указано, что здание мечети построили при помощи известного авторитетного предпринимателя и экс-депутата ЗС Анатолия Быкова. Он предоставлял кирпич для здания. Наши собеседники отмечают, что Быков помогал строить в городе здания для различных религиозных конфессий, не только для мусульман.

Центральная дверь ведет на первый этаж мечети — там молятся мужчины. Полы с подогревом устланы коврами. На них изображен намазлык — коврик, для совершения молитвы. Во время посещения мы застали мальчика лет десяти. Он красиво читал Коран, будто пропевая его.

Чтение Корана невозможно описать словами

Посещение мечети во время Рамадана приветствуется в религии. В обеденное время редакция заметила большое количество молодых людей, которые пришли прочитать Коран или обязательные молитвы. Кто-то после учебных заведений, кто-то на перерыве в работе

На втором этаже молятся исключительно женщины. Помещение больше похоже на балкон — оттуда видно первый этаж. В уголке «комнаты» стоят два стола и десяток стульев, на которых лежат молитвенные коврики и платки. Как рассказал журналистам Гаяз Талгатович, в мечети можно пройти уроки Ислама. Это и есть одна из целей существования мечети.

— Мы не просто чтение Корана преподаем. Наша задача — воспитать нормальных, хороших людей. Детей, которые бы слушались своих родителей, подчинялись закону и не совершали преступлений. <...> Мы делаем так, чтобы люди не потеряли своих корней. Потому что будущее — за тем, кто сохранит свои корни. Тот народ, который потеряет свои корни, — исчезнет, — говорит муфтий.

Внутри мечеть оформлена скромно

Каждый квадратный метр здания используется для молитв. Гаяз Талгатович провел корреспондентов в подвал. Там обустроены еще пару комнат для занятий — на стенах висят учебные доски. Когда наступает время для молитв, все парты составляются в один уголок.

На входе в подвальные помещения установлена небольшая коробка с надписью «Садака». Как пояснил журналистам муфтий, это добровольная милостыня от «чистого сердца», которая в дальнейшем пойдет в помощь нуждающимся, на храм или на другие благотворительные цели.

Для пожертвований даже сделали qr-код — не все сейчас пользуются наличкой

С минарета всех красноярских мусульман призывают на молитву. Он и стал последней точкой посещения мечети. Подняться туда не так просто. К самой высокой точке здания ведет лестница в виде спирали. Держаться можно разве что за кирпичи.

Пролетов нет. Через минуту интенсивного подъема у неподготовленного человека начинает кружиться голова. Однако красноярский минарет не высокий. На верху есть выход на небольшую площадку. Там установлены динамики и световое оборудование, которое подсвечивает здание ночью.

На самый верх минарета можно пройти только по такой винтовой лестнице
Вот такой вид открывается с мечети

«Только единственное — не обмерзли бы»


Спустившись на землю, спрашиваем у красноярцев, которые живут рядом с религиозным зданием, — не мешает ли им подобное соседство? Наш первый собеседник говорит, что какого-то дискомфорта не испытывает, но приходит к мысли, что для больших собраний верующих куда лучше бы подошла более масштабная площадка.

— Я здесь нахожусь недолго. Мне даже интересно, как они молятся на коленях. Только единственное — не обмерзли бы, — рассказывает журналистам мужчина, живущий в соседнем от храма доме.

Поговорив с муфтием, мы решили пообщаться и с красноярцами и спросили их — что они думают по поводу ситуации с возможной новой мечетью в городе

Журналистов заметили работницы магазина, из окон которого виднеется храм. Одна из девушек против существующей мечети, другая сотрудница успокаивает коллегу и принимает мирную сторону.

— Конечно, жителям неудобно. Каждую пятницу они стоят, ни пройти ни проехать. Кого-то это, конечно, раздражает, но нас — нет. Мы то здесь только работаем. Им где-то надо место, чтобы они могли помолиться своему Богу, — заключает красноярка Елена.

Женщина согласилась, что ютиться на месте единственной городской мечети мусульманам становится всё труднее

Еще одна собеседница предполагает, что новый участок земли для второй городской мечети следует искать где-то в Солнечном, где пока еще есть свободная земля и где можно найти свободное место. Мы писали подробно, кому принадлежит пустующая земля в Солнечном и что на ней планируют строить, там для новой мечети места не нашлось.

Смогут ли красноярские мусульмане к 400-летию города в 2028 году решить вопрос с возведением столь нужного им здания — большой вопрос.

Красноярцы предположили, что найти свободную землю для строительства второй городской мечети можно — например, в Солнечном

А где тогда можно построить мечеть?

Красноярский урбанист Сергей Лопатин совместно с мусульманами предлагал администрации города Кузнецовское плато, о котором нам уже рассказал Гаяз Фаткуллин. Место действительно хорошее — находится вблизи к городу, с правого берега, где проживает наибольшее количество мусульман, удобно добираться. Но администрация направила отказ. Почему — остается загадкой.

— Участок, который спрашивался, не находится в границах какого-либо другого земельного участка, не находился для того, чтобы там размещалось какое-нибудь полезное ископаемое. Рядом по соседству был запланирован и предоставлен участок уже нашему цементному заводу для добычи ископаемого. И этот вот карьер стал бы между садами и мечетью, — рассказал корреспонденту Сергей.

По словам урбаниста, администрация настолько против строительства мечети, что на месте будущего храма сейчас находится снегоотвал. Мэрия притормозила заявку на строительство святого места и дала разрешение на пользование участком САТП. Сейчас там находится снегоотвал с мусором, которым уже заинтересовались местные экологи.

— Предоставили ее САТП для размещения снегоотвала. Сегодня там порядка 20 гектаров завалено мусором и снегом. Насколько я знаю, активисты, занимающиеся у нас экологией, ездили на этот участок. Они у меня спрашивали координаты, должны были поехать и с дрона там снимать весь этот бардак, который администрация устроила. Туда они свозят снег правого берега. Там уже реки помоечные бегут и мусора накидали бытового. Завалили всё там, устроили помойку большую, — возмущается Лопатин.

Расположение храма в районе Кузнецовского плато — самый оптимальный вариант, по мнению урбаниста. Там он не будет кому-либо мешать призывами на молитву — ближайшие дома находится достаточно далеко от предполагаемого здания.

— У нас же свобода вероисповедания и защита всех ценностей, так, чтобы одни ценности не мешали другими. Если расположить ее на Кузнецовском плато — там нет никакой жилой настройки в радиусе километра полтора–два. Соответственно, она никому мешать не будет, не создаст никаких негативных эмоций у тех людей, у которых есть проблема с минаретами, с азанами, с призывами к молитве, — подытоживает спикер.

Мусульмане также запрашивали заброшенный на тот момент сквер «Мичуринский». Администрация заявку не одобрила и благоустроила место, тем самым снова не дав возможность для строительства нового храма. Самым оптимальным местом урбанист назвал район КрасТЭЦ, где проживает наибольшее количество мусульман.

Появится ли вторая мечеть в Красноярске в ближайшие несколько лет — вопрос по-прежнему открытый

13 марта чиновники провели совещание с участием муфтия Красноярского края, на котором власти предложили свои идеи для решения проблемы с нехваткой мест для верующих.

— Достигнута договоренность, что на данном этапе будет проведен анализ земельных участков с целью организации дополнительной парковки для верующих. Кроме того, рассматривается возможность расширения прилегающей к мечети территории за счет переноса ограждения, — сообщили в пресс-службе мэрии Красноярска.

Представители городской администрации уточнили NGS24.RU, что предложили идею о расширении парковочных мест поблизости от существующей мечети на Металлургов, 65. К вопросу об организации образовательного центра для мусульман власти предложили вернуться позже.

Красноярцы уже высказались о строительстве второй мечети в городе. Одни говорят о необходимости еще одного религиозного здания, другие — против.

Больше новостей — в нашем телеграм-канале «NGS24.RU — Новости Красноярска» и в группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE10
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY21
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства