С 5 декабря в Красноярске запретили отпевание умерших вне православных храмов. В епархии решение назвали «возвращением к историческим истокам». Однако новое правило моментально вызвало бурную реакцию общественности.
Что думают ритуальщики
Представители «Ритуальной службы», располагающейся на Телевизорной, рассказали корреспондентке NGS24.RU, что новые правила доставят неудобства и их сотрудникам, и заказчикам. Раньше и прощание, и отпевание проходили в одном месте, теперь же ритуальщикам надо довезти тело до храма, а родственникам — доплатить за это.
— Это, во-первых, неудобно заказчикам. Например, в БСМП выдают тела в одно время, и всех их надо отпеть. Допустим, их 10 человек, гробы в ближайшую Николаевскую церковь просто не влезут, если туда везти. Да и прощающихся много, кто-то не захочет с другим человеком там находиться, разные же люди есть. Нам сказали звонить в call-центр епархии, мы так понимаем, что там назначают какой-нибудь храм, который свободный. Просто представьте: нам с БСМП в Злобино ехать отпевать, а за это же за всё деньги надо заплатить. Им [заказчикам] платить теперь и за машину, и за бригаду, это лишний раз загрузить тело, выгрузить тело — это всё деньги, — рассказывает сотрудник «Ритуальной службы».
Через «Ритуальную службу» отпевание можно было заказать за 3500 рублей, из них 3000 рублей выплачивались священникам. За отпевание в храме надо будет заплатить фиксированные 4500 рублей, без учета перевозки и других расходов.
— Мы были на связи со священниками, говорили, в какой день и в какое время нужно отпевание, и батюшка с певчей подъезжали к залу и отпевали. Если этот батюшка занят, другого отправляют. Никаких проблем не было, все мы люди, даже если у батюшки служба и он задерживается на 10 минут, в этом нет ничего катастрофичного, — вспоминает собеседник.
Также корреспондентке рассказали, что в епархии заявили сотрудникам ритуальной службы, что «в храмах промоленные стены, а у вас бетонные».
— Так раньше вообще людей дома отпевали. Давайте наши стены промолим, а потом батюшка точно так же будет приходить. Мы на этом супер не наживаемся, главное, чтобы людям было удобно, — возмущается ритуальщик.
Что думает церковь
Однако у священников другой взгляд на ситуацию. Настоятель храма в Барабаново Алексей Язев отметил, что правило распространяется только на Красноярск, однако он его поддерживает.
— На самом деле мне нравится тенденция более серьезного отношения к таинствам церковным. Церковь — не комбинат ритуальных услуг, ко мне, священнику, часто обращаются как к менеджеру в торговом зале: «Почему у вас тут пять сортов хлеба, я хочу шесть». Церковная традиция подразумевает, что человек рождается в жизнь вечную в таинстве крещения в храме, а не там, где удобно. В роддомах мы крестим только экстренно. И когда мы практику экстренных случаев начинаем распространять на всё [по принципу] «а мне так удобнее», это неправильно. И я как священник на отпеваниях свидетельствую, что человек, входя в храм, меняется, даже человек, далекий от церкви. И тут, как мне кажется, церковь призывает к серьезности, — делится мыслями Язев.
В пресс-службе красноярской епархии корреспондентам NGS24.RU подтвердили, что на другие города и сёла правило не распространяется, потому что там «проблемы пока не возникали». А запрет был принят из-за нехватки времени — священник не может полноценно совершить отпевание из-за очередей в ритуальных залах. Еще одним аргументом в пользу нового правила стали случаи, когда ритуал проводил не благословленный служитель и отпевали усопшего «заочно» без видимых на то причин.
Что думает наука
Заведующая кафедрой культурологии и искусствоведения СФУ Наталья Копцева рассказала, как появился сам обряд отпевания. По ее словам, он существует на стыке древних народных обычаев и желания церкви помочь людям пережить скорбь.
С точки зрения христианства смерть — благо, и человек всю жизнь готовится к тому, чтобы жить вечно в раю. Однако после его смерти поддержка нужна именно близким.
— Есть языческий [народный] запрос, где есть какой-то особый мир мертвых. И вот гроб на Руси называли «домовина», то есть дом. Если приглядеться, то он имеет форму дома. С языческой [народной] точки зрения человек получает новый дом и там обживается. Эта народная вера связана с тем, чтобы не допустить возвращения мертвого человека в свой дом. Народные обряды связаны с тем, чтобы как можно лучше обустроить его в мире мертвых: кормить его, носить цветы, навещать. Есть такое народное выражение: «Мы к тебе придем, ты к нам не приходи», — объясняет профессор.
Наталья Копцева объясняет, что отпевание не является таинством — в отличие от крещения, причастия или венчания. Отпевание мертвого человека — это ритуал, который разработала церковь и применяет его. Как правило, полагается, пока тело не закопали в землю, читать над ним Евангелие, потом либо священник приходит домой, либо покойника отвозят в церковь — это равноценно. По словам профессора, исторически не было разницы, где происходило отпевание.
Где, на ваш взгляд, нужно отпевать покойных?