Мы продолжаем следить за принудительным расселением жителей Николаевки из зоны КРТ (комплексного развития территории). После сильного общественного резонанса застройщик «СтройИндустрия» пошел на некоторые уступки и смог договориться с отдельными семьями о выкупной стоимости их жилья.
Например, нам стал известен случай, когда собственникам 23-метровой квартиры изначально предлагали порядка 1,6 миллиона рублей деньгами. Хозяева были не согласны с такой оценкой. После всех переговоров застройщик предложил им вместо выплаты денег купить квартиру площадью примерно 50 квадратных метров за 2,7 миллиона. Собственники осмотрели предложенный вариант и согласились.
Однако, их пример не вызвал оптимизма у других николаевцев. Дело в том, что новая квартира находится в районе улицы Ленинградской, в деревянной двухэтажке 50-х годов постройки. Этот квартал с бараками на Ленинградской тоже закрашен цветом КРТ на градостроительной карте, значит, однажды его будут расселять также.
Еще одна жительница Николаевки поделилась с нами, что ей оценщики, нанятые «СтройИндустрией», изначально насчитали около 1,9 миллиона за ее недвижимость. После ряда долгих переговоров ей пообещали 3 миллиона, но пока только на словах. В любом случае, победой она это не считает.
— Долго моей семье эта история будет аукаться в виде ипотеки. Трех миллионов ни на что не хватит, придется брать ипотеку. Ищу сейчас квартиру в доме не старше 70-х годов постройки, а то второй раз за жизнь в КРТ попасть не выдержу морально, — говорит женщина.
В ноябре краевые депутаты возмутились, что у людей забирают жилье за копейки, и активно взялись решать вопрос, с их стороны звучали очень смелые предложения, вплоть до моратория на краевой закон о КРТ. Но дальше депутаты всё обдумали и решили не делать резких движений. Поэтому пока они лишь составили длинный список рекомендаций для краевой и городской власти, а также для самих себя. Когда и как эти рекомендации будут выполнены, пока сказать нельзя.
Как пояснил нам глава комитета по строительству и ЖКХ Заксобрания Алексей Кулеш, от идеи моратория отказались, так как в Николаевке уже заключены договоры о КРТ между городом и застройщиками.
— Если мы распространим мораторий на Николаевку, то застройщики пойдут в суд и оспорят этот мораторий, как меняющий условия договора. Они еще и деньги высудят за понесенные убытки. Орган законодательной власти не может и не должен действовать в пожарном режиме: примчались и всё поправили. Я считаю неправильным принимать законы применительно к отдельно взятой ситуации. Законы должны приниматься так, чтобы они потом могли работать десятилетиями. Мы точно видим, что система выкупа индивидуальных жилых домов и домов блокированной застройки неэффективна, и определяется она, к сожалению, нашим законом. Мы, конечно, можем его поправить, но мы бы хотели посмотреть, как федеральная власть к этому отнесется. Я знаю, что Госдума планирует принимать на весенней сессии некоторые изменения в федеральный закон о КРТ, в том числе и в части выкупа. А сейчас вот эти несправедливости в Николаевке мы стараемся устранить в ручном режиме. Мэрия создала рабочую группу. В ней участвует Елена Пензина, как краевой депутат. Мы предлагаем застройщику все-таки более лояльно отнестись к гражданам. Предлагаем городу как основному инициатору поработать с застройщиком творчески, понимая, что закон не обязывает застройщика платить бóльшую сумму, но договориться с ним можно, поэтому мы так и действуем, — сообщил Алексей Кулеш.
Елена Пензина действительно побывала в декабре на двух встречах с застройщиков, городских властей и жителей. После первой она выложила краткий отчет:
Елена Пензина пишет, что на встрече «разрешили вопросы по 10 семьям Николаевки». Мы пообщались с николаевцами и выяснили, что называть вопросы «разрешенными» пока рановато.
— Я была на этой встрече, среди тех, кого приняли. Мы все друг с другом общались в фойе. Кому-то обещали дать чуть больше денег, но это всё устно. С остальными вообще пока ни о чем конкретном не договорились. Мне предложили купить квартиру, я в принципе согласна, но за сколько? Я буду предлагать свои варианты, но согласится ли на них застройщик — неизвестно. Конкретику будем обсуждать уже после Нового года, — рассказала нам Татьяна с улицы Маркса.
У Татьяны дом площадью 44 квадрата, участок в 335 квадратов, надворные постройки и насаждения оценили в 3 миллиона рублей. С компенсацией за переезд — в 3,3 миллиона. Татьяна посмотрела уже немало квартир на сайтах с объявлениями и не нашла приемлемого для нее варианта за эту сумму.
— Мне нужна квартира в Октябрьском или Железнодорожном районе, не меньше 44 квадратов, как у меня сейчас, две комнаты, так как у меня племянник прописан. Квартира не должна нуждаться в ремонте, потому что у меня на ремонт нет денег. В доме с лифтом, потому что суставы уже не позволят по лестнице бегать. Дом должен быть без газа, потому что я не привыкла к газовой печке. Я согласна переехать даже на Мясокомбинат, но и там двухкомнатные квартиры стоят по 5 миллионов, — сетует Татьяна.