Об этом журналистам редакции NGS24.RU рассказали представители нескольких риелторских агентств.
По словам заместителя генерального директора компании «Аревера — недвижимость» Ирины Томаровской, портрет покупателя на рынке недвижимости меняется каждый год. Сейчас отличительной чертой покупателей квартир стала тотальная закредитованность. У большинства идущих за ипотекой уже есть кредитные карты, потребительские кредиты, перекрывающие их новые кредитки.
— Вот он портрет: это человек, который не имеет собственных накопленных средств, пользующийся какими-то субсидиями, с двумя и более кредитами, как правило, в семье работает один человек с постоянным доходом. Раньше это была семья, где два человека работали, могли накопить первоначальный взнос и гасили ипотеку в течение 5 лет. Сейчас этот срок растягивается на 10 лет, — перечисляет собеседница. — Человек, который имеет не одну работу, а скорее всего и подработку. Часто сейчас это один работающий в семье. Поскольку ипотека сейчас делает ставку на поддержку молодых семей, где женщина находится в декрете. Они живут за счет маткапиталов, то есть не скопили первоначальный взнос самостоятельно. Это тоже для банка рисковый заемщик. Если человек не сумел накопить, не научился жить этот период, ограничивая себя в чем-либо. А ему каждый месяц теперь надо отдавать определенную сумму.
По данным РИА Новости, Красноярский край находится на 25-м месте в стране по закредитованности населения.
Поэтому банки в Красноярском крае стали значительно избирательнее. Более того, они вводят несколько уровней проверки клиентов и на каждом этапе могут отказать. Даже за час до сделки и подписания документов — такие случаи встречаются всё чаще. Об этом нашей редакции рассказал один из риелторов, который предпочел не раскрывать своего имени.
При первом рассмотрении, говорит он, всё кажется иначе: кредитные организации дают рекламу и завлекают красноярцев выгодными условиями. Но условия стали жестче: во-первых, вслед за ключевой ставкой подросла ставка по ипотеке, во-вторых, первоначальный взнос стал больше.
— Раньше пропускали, когда на руках было 20–30%, сейчас готовы 10–15% рассматривать. Но здесь есть подвох: всё это сделано, чтобы поднять статистику обращений. Банки по-прежнему отказывают покупателям, качественно фильтруют. Потому что на другой чаше весов те самые некачественные заемщики. Если их пропустить, то они не будут платить, принесут банку много проблем, — рассуждает собеседник.
Первоначальное положительное решение вовсе не значит, что квартиру удастся купить. Банк может отказать без объяснения причин.
Потенциальный ипотечник проверяется трижды — предварительно, на стадии проверки объекта со всеми документами и за час до подписания договора в офисе, утверждает эксперт. Схемой пользуются федеральные крупные игроки.
— Когда находится объект недвижимости, мы закидываем документы в банк на объект, банк вместе с объектом снова рассматривает этого заемщика: а не изменилась ли зарплата, не увеличилось ли количество детей, не было ли просрочек или взял новый кредит? И в день сделки, когда всё готово, буквально за час до подписания бумаг, заново пересматривает его. И здесь, на третьем пересмотре, всё чаще стали рубить заемщика по цене. Допустим, мы одобряем покупку дома, 20% должны быть живыми деньгами, 80% «мы вам дадим». Например, 10 миллионов, два надо иметь. Выводим на сделку, за час до сделки говорят: «Нет, только если первоначальный взнос будет 30% — 3 миллиона рублей». Где их взять за час? Такое происходит два года подряд, — описывает он ситуацию.