Недвижимость репортаж «Хотели растить Королёвых»: как в 80-х создали Школу космонавтики в Зеленогорске, а сейчас продали дешевле туалета

«Хотели растить Королёвых»: как в 80-х создали Школу космонавтики в Зеленогорске, а сейчас продали дешевле туалета

Мы побывали в закрытом городе и посмотрели, за что бизнесмен заплатил 47 тысяч рублей

Здание школы в Зеленогорске пустует 24 года

В феврале этого года Красноярский край всколыхнула новость о продаже мэрией небольшого закрытого города Зеленогорска комплекса зданий бывшей Школы космонавтики за смешные деньги — 46 тысяч 800 рублей. Для сравнения, год назад та же администрация продала общественный туалет площадью 31,6 квадратного метра в пять раз дороже — почти за 253 тысячи. А здесь речь о четырех огромных корпусах в лесу у пруда — больше 3 тысяч квадратов.

Накануне Дня космонавтики корреспондент NGS24.RU Дарья Кобылянская побывала на руинах школы, которая создавалась как кузница кадров для советской космической отрасли — физиков и проектировщиков. Заодно выяснила, почему за 24 года власти не смогли найти применение этим стенам и что теперь появится в этом знаковом месте.

Руины космоса


ЗАТО Зеленогорск находится в 160 километрах от Красноярска

Зеленогорск — это один из двух закрытых городов Красноярского края. Здесь работает электрохимический завод, который производит низкообогащенный уран для ядерной промышленности.

Чтобы добраться до местной Школы космонавтики, мы проехали 160 километров на машине из Красноярска. Потом еще 5 километров за город и 3 километра пешком по заснеженной дороге, по которой не отважился проехать ни один водитель.

Дорога к зданиям школы давно заброшена

Спустя 40 минут мы пришли на место — в окружении вековых сосен и под пение птиц перед нами предстало то, что еще два десятка лет назад было передовым региональным центром космических наук. Здания не то что заброшены — они практически уничтожены. Осталась лишь бетонная коробка, которую невозможно украсть, всё остальное давно растащили.

Коридор жилого корпуса учеников
В помещении с большими витражами сохранились рисунки художников

По сохранившимся рисункам можно предположить, где была столовая, а где — спальни учеников.

Судя по оставшимся на стенах рисункам, это столовая

Здесь дети купались в небольшом бассейне, чуть дальше — учились.

Помещение, в котором был детский бассейн

Судя по бутылкам и шинам, сюда время от времени приходят люди. Место никто не охраняет, домов поблизости тоже нет. Они растащили последние ценные материалы.

Водонапорная башня пришла в негодность, трубы сгнили, забор, батареи, стекла, провода украдены. Давно не работают электрокотел и трансформатор.

Краска на стенах почти осыпалась

1989–1997

Здание экологического музея (1995 год)

В далеком 1986-м всё началось с идеи ректора Красноярского государственного университета Вениамина Сергеевича Соколова открыть краевую физико-математическую школу для одаренных детей. Сам он не был далек от космоса — его основные труды были написаны в области электроэнергетики, физики Солнца и взаимодействия космических аппаратов с космической средой.

Уже в феврале 1987 года в Красноярске-45 (так назывался Зеленогорск) высадился десант ученых из ведущего в крае университета, возглавил учреждение Николай Носков. И тогда уже речь пошла не просто о школе, а о Школе космонавтики. Для ее создания выкупили местную базу отдыха «Строитель» — об этом сохранились свидетельства в действующей сейчас школе.

Так, 30 декабря 1988 года было подписано постановление № 416 «О создании краевой физико-математической школы-интерната с космической специализацией». Спустя полгода, 21 сентября, 56 курсантов приступили к занятиям.

Учебный корпус находился в деревянном здании 

— Мы понимали, что открываем школу для сельских детей. У нас не было ребят практически из Красноярска, потому что в Красноярске есть вузы, есть возможности. Были сельские ребята, которые впервые увидели компьютер. Мы хотели вырастить ну если не второго Королёва, то хотя бы на него похожего. Мы хотели искать таланты, — с грустью вспоминает преподаватель Школы космонавтики тех лет Сергей Егорович Гурьянов, — наши выпускники сейчас живут в Алабаме, в Корее. У нас тогда появился первый интернет, первая электронная почта. В 1989 году мы уже отправляли друг другу электронные письма, через модемчик чуть-чуть жужжали.

Планку подняли высоко. Иностранные языки (английский, немецкий, японский, китайский) преподавали носители. Профессора ведущих вузов приезжали читать лекции, на работу приглашались молодые талантливые выпускники. С лекциями приезжали космонавты Серебров и Крикалев, рассказывали о космосе.

В 1991-м была организована международная конференция под девизом «Космос и одаренность», на которую приехали ученые из США, Польши, Японии, Австралии, Болгарии и Китая. Впоследствии такие конференции стали ежегодными. Так преподавателям и ученикам удалось побывать практически во всех космических центрах США. Сейчас подобное сложно представить.

Международная конференция «Космос и одаренность» (1991 год)

К очередной годовщине со дня полета первого человека в космос в местной газете «Панорама» вышел исторический материал про школу — второй секретарь КПСС в те годы, а ныне — почетный житель Зеленогорска Геннадий Волобуев вспомнил, как наши школьники ездили на погружения с ответными визитами за границу.

— Так Школа космонавтики в Зеленогорске просуществовала 10 лет. Начался финансовый кризис, краевое управление образования урезало финансирование, крайисполком не дал деньги на строительство комплекса. Местные депутаты и администрация города, которые поддерживали школу столько лет, увидев отношение краевых властей и учитывая незаконность финансирования краевого учреждения из местного бюджета, отказались выделять деньги на ее содержание, — вспоминает в статье Волобуев.

Заговорили о переезде школы. Нашлось освободившееся после переезда ПТУ здание в еще одном закрытом городе Красноярского края — в Железногорске. В 1997 году школа переехала, и корпуса опустели. Уже навсегда.

Деревянный корпус называли «Теремок» — там находились учебные классы, библиотека и лаборатория

— Это всё равно, что на кладбище прийти и посмотреть разбитую могилку и говорить: «А вот плохо это или хорошо, а может, за ней ухаживать, а может, уже и бросить». Нечего там спасать, — с грустью признается Сергей Егорович, — нечего...

1997–2021


Спустя 24 года Школа космонавтики всё еще существует в Железногорске и принимает одаренных детей со всего края. Но вот комплексу зданий в Зеленогорске применения так и не нашлось.

В заброшенном здании часто собираются подростки

Какое-то время местная администрация обслуживала здание, так как оно осталось в муниципальной собственности. Пытались его сдать в аренду начиная с 2003 года коммерческим и некоммерческим организациям, но долго там никто не задерживался — здания большие, и содержать их стоит немалых денег. Охрана, чистка дороги и прочее обслуживание обходилось бюджету в несколько миллионов в год.

В 2016 году то, что осталось от здания, перенесло пожар. В 2018-м было решено прекратить охранять его и постановить в план приватизации — продать. И тут начинается самое интересное.

Чиновница рассказала, как проходил аукцион

— Первый аукцион у нас, который был в 2020 году предложен путем открытой формы подачи, не состоялся, так как не было ни одного участника, — рассказала руководитель комитета по управлению имуществом администрации Зеленогорска Мария Шмигидина, — сумма контракта, по результатам оценки, составила 4 миллиона рублей. Желающих приобрести по такой цене не было, ни один участник не заявился, аукцион признан несостоявшимся. Далее мы пошли вторым путем — публичного предложения, когда цена идет на понижение. За 2 миллиона тоже не нашлось желающих купить — аукцион был признан несостоявшимся. Мы выходили на совет депутатов, получили одобрение на то, чтобы выйти на третий завершающий этап — это аукцион без объявления цены. Депутаты нам одобрили, было много разногласий и обсуждений. В итоге пришли к выводу, что ни демонтировать этот объект, ни содержать для казны нецелесообразно. Неофициально в 2018 году считали — проект по демонтажу стоил 360 тысяч рублей, сам демонтаж примерно обошелся бы в 14 миллионов рублей.

Демонтаж зданий, по расчетам, будет стоить около 14 миллионов рублей

В конце 2020 года власти объявляют тот самый скандальный аукцион без объявления цены — каждый участник может предложить свою сумму. В декабре он прошел по всем правилам, но заявился на него лишь один человек — крупный местный предприниматель Борис Моторин. И, согласно правилам торгов, предложил за него свою цену — 46 тысяч 800 рублей. За эту сумму здание и отошло ему в собственность. Деньги переведены на счет, сделка закрыта.

Моторин оплатил по счету, сделка с продажей закрыта

— Наше законодательство не содержит каких-то указаний на соизмеримость цены предложения с ценой рыночной. То есть не устанавливаются никакие критерии того, как принять цену. Решение комиссии можно было бы вынести на обсуждение. Но уверена, что оно было бы оспорено, потому что такая практика есть. То есть также муниципалитеты отказывали, потому что считали, что цена необоснованно низкая по сравнению с рыночной, и их принуждали провести повторные торги, потому что в законе нет критериев.

Мы могли создать условия, чтобы, к примеру, цена была не ниже 40% от рыночной стоимости — но тем самым мы уже устанавливаем рамки, а этого нельзя делать по закону. Как тогда может состояться аукцион без объявления цены? — объяснила чиновник Мария Шмигидина.

Чиновница призналась, что во время депутатских обсуждений многие звонили, интересовались датой аукциона. Но почему больше никто не заявился — объяснить не может.

Здания бывшей школы неоднократно горели за время опустения

В феврале прокуратура Красноярского края заинтересовалась сделкой. Всё проверила и выставила представление на аннулирование аукциона и возврат зданий в собственность города. На что мэрия Зеленогорска настроена категорично — сделка была законной, деньги возвращать никто не будет. Мария Геннадьевна заверила, что в течение месяца после получения представления они с юристами подготовят ответ. Если прокуратура будет с ним не согласна, то дело может дойти до суда.

При этом администрация сильно надеется, что убыточное здание наконец-то принесет копеечку в казну — аренда земли под зданием бывшей Школы космонавтики будет приносить бюджету города около 100 тысяч рублей в год. Возможно, рассчитывают в мэрии, в аренду Моториным в скором времени будет оформлена и территория около пруда — переговоры по этому поводу уже идут.

Мэр рассказал, как дорого обслуживать здания и что выгоднее их продать

Продажу здания мэр Зеленогорска Михаил Сперанский прокомментировал в соцсетях. Понимая возмущение общественности дешевизной сделки, заверил — сделать больше ничего нельзя, а сэкономленные на демонтаже миллионы предлагает пустить в другое русло.

— А сколько это 14 миллионов рублей для нашего города? Это ремонт улиц Комсомольской или Мира — от улицы Лазо до 3-й автоплощадки, или ремонт дворов по Набережной, 50 и Мира, 56а, или система холодного водоснабжения 9-го квартала поселка «1000 дворов», — прикинул мэр.

Купил «мертвеца»


В свое время вернуть к жизни экс-школу пытался местный предприниматель Владимир Генке. После того как здание опустело, он взял его для создания спортивно-оздоровительного комплекса.

По задумке бизнесмена, в нем должны были трудиться около 50 человек, круглосуточно отдыхать и заниматься спортом — городские и иногородние спортсмены. Но осуществить идею не удалось — сменилась краевая и городская власть, к проекту потеряли интерес. У нового комплекса была возможность включения в федеральную программу развития спорта, для чего администрации Зеленогорска нужно было оплатить экспертизу проектно-сметной документации. Но денег не нашлось.

Сейчас, спустя годы, предприниматель уверен, что продажа такой недвижимости в принципе — большая удача для муниципалитета, так как это здание теперь не стоит ничего.

Владимир Генке планировал сделать на территории круглогодичную спортивную школу

— Формально они (прокуратура. — Прим. ред.) правы, чисто на бумаге. Да, почему стоит 4 миллиона, а продали за 3 копейки? Вроде бы правильно. Но никто же не смотрит, ЧТО продали. А продали «мертвеца»! Он не стоит денег. Наоборот, человек, организация, юрлицо, предприниматель, который идет реанимировать ту мертвую зону, — надо просто боготворить этого человека! Неважно — Иванов, Петров, Сидоров. Если человек проявляет инициативу за собственные средства реанимировать «мертвеца», которого не смогло реанимировать государство, — честь и хвала! На самом деле Школа космонавтики не стоит денег. Как бы там ни рассказывали, какие там пейзажи были красивые. Надо было раньше думать, когда там было всё красиво, а не сейчас, когда всё разрушено, — уверен Генке.

«Если человек проявляет инициативу за собственные средства реанимировать "мертвеца", которого не смогло реанимировать государство, — честь и хвала!»

Предприниматель рассказывает, что еще 10 лет назад в Зеленогорске была развита спортивная инфраструктура — здесь тренировались олимпийские чемпионы по плаванию, чемпионы Европы по борьбе. И тренировочный центр должен был замкнуть этот круг и развивать спортивные направления.

— Коробки были целы, они были еще под крышей, можно было там довести до ума, фундамент был целый. Но не суть важна этих зданий — они, конечно, брались за основу, но по тому проекту, который мы отправили на экспертизу, требовалась достройка — дорожки для спортсменов, стадионы, питание, хозблоки, котельные. Это должен был стать мини-городок.

В результате сегодня, в 2021 году, анализируя все действия, можно сказать — а им зачем это надо было? Вот мне это надо было, таким родителям, как я, у меня четверо детей. Чтобы дети были качественные. Обществу нужна здоровая молодежь, интеллектуально образованная. Ну, видимо, это никому не надо, я тоже бороться не буду. Я много лет содержал за свой счет и очень много денег сэкономил бюджету, которые были выделены по статье расходов, — признался бизнесмен, — ну ладно, копошится предприниматель, пусть тешится. Я тратил деньги в надежде, но никто меня не услышал.

По его словам, цифра 4 миллиона — это цифра на бумаге, потому как не производились амортизация и переоценка.

— Школа космонавтики сейчас привлекательна далеко не пейзажами, не зданиями, которые потеряли свою ценность, и далеко не убитой 3-километровой дорогой к ней. Ценность заключается в скважине и в озере. Там качественная вода, 114 метров скважина, я в свое время делал на нее экспертизу в нашей СЭС, — рассказал предприниматель. — Если человек, юрлицо, предприятие вкладывает туда свои деньги, то надо только боготворить, помогать и содействовать. Но мы имеем только нескончаемую говорильню, нескончаемые процессы о том, как это будет хорошо. На деле получается всё наоборот.

Местные растащили всё, что только можно растащить

Депутат горсовета Зеленогорска от КПРФ Алексей Слонов в отличие от Генке возмущен самой процедурой — по его мнению, ставить аукцион на конец декабря и еще не афишировать его проведение — крайне подозрительно со стороны администрации.

— У Филатова помните: «Чтобы про батюшку Царя не болтал народ зазря, действуй строго по закону — то есть делай втихаря»? То есть тот чиновник, который сидит на контактах все, по закону сделал всё правильно. Выставил и дожидался. Может быть, дал кому-то знать. Но, если бы хотели реальные деньги получить в бюджет, сбросить обузу и прочее, конечно, они должны были выйти на различные площадки. Рассказать, но вот этого не было, к сожалению, сделано. То есть для галочки — и продали, — возмущается народный избранник.

Коммунист привел в пример школу на 33 класса, проданную в одном из районов Зеленогорска 2 года назад. Тогда, по словам Слонова, сделка была хорошо проанонсирована — о ней говорили. И участников аукциона без объявления цены было несколько — в итоге школа ушла за полмиллиона.

Почему так дешево

Купивший скандальные здания бизнесмен Борис Моторин рассказал NGS24.RU, что узнал о грядущем аукционе еще прошлым летом. Приехал с сыном, осмотрел территорию. Прикинули, что нужно восстановить — протянуть новую ЛЭП, построить современные септики, водоснабжение, котельную, дорогу. Уверяет, что, по самым скромным подсчетам, в проект нужно будет вложить минимум 100 миллионов рублей.

Здесь хорошее место для отдыха — именно поэтому до школы и работала база отдыха. Предприниматель намерен пойти тем же путем. Тем более ни одной современной базы, куда можно на выходные приехать отдохнуть с семьей, в Зеленогорске нет. Подлежат ли корпуса восстановлению или их придется снести — покажет экспертиза.

На вопрос, откуда сумма такая — 46 800 рублей, Моторин ответил с улыбкой:

— Да черт его знает, просто от фонаря написал и всё. Потому что я знал, что никому это не надо, никому не хочется заниматься этим. Никто вкладываться не хочет. Все же понимают, что это разруха. И вложить нужно не десятки, а далеко за сто! — заключил бизнесмен, имея в виду миллионы.

***

Школа космонавтики в Железногорске существует до сих пор и ежегодно попадает в рейтинги лучших школ России. Конечно, можно сколько угодно рассуждать о том, как могла мэрия отдать советское достояние космической отрасли за копейки. Но разводить руками нужно было не сейчас, в 2021-м, а как минимум, еще дважды до этого: в 1997-м, когда отсюда съехал последний школьник и никто не позаботился о будущем пустующих зданий. В 2008-м, когда, имея шанс на федеральное финансирование, не нашлось местных денег на экспертизу проекта спортивного центра.

А сейчас имеем то, что имеем, — чемодан без ручки. «Мертвеца», которого содержать дорого, а избавиться за копейки — жалко.

Приходящим на руины людям также свойственна ностальгия
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства