О застройке и реконструкции территории бывшего военного городка на Малиновского говорят уже около пяти лет. Земля в 200 га находится в федеральной собственности, и власти всё никак не могут договориться о ее передаче Красноярску. Шел даже разговор об обмене на участок в районе Бадалыка под зенитный комплекс, но потом вопрос затих. Сейчас появились новые подробности будущего проекта: в правительстве края обещают сохранить старинные казармы времен Колчака, а свободную зону застроить миллионом квадратных метров жилья для более чем 50 тысяч человек. Сюда войдут 3 школы, 5 детсадов и поликлиника. Мы решили вспомнить историю военной части и углубиться в подробности ее будущего преображения.
Речь идет о куске земли со старинными домами, брошенными казармами, кадетским училищем и части МЧС в границах участка Армейской, Краснодарской, Партизана Железняка и Молокова.
«Когда-то тут было ужас как красиво»: история военного городка
История военного городка на Малиновского насчитывает больше века. Двух- и трехэтажные здания из красного кирпича начали строить с 1900 года после передислокации в город из Владивостока 8-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. Городок возводился около 10 лет. В годы Гражданской войны здесь размещались части армии Александра Колчака. Трехэтажки, по словам местных жителей, служили корпусами офицерских квартир, имели парадный и черный вход для прислуги. В двухэтажках, которые сейчас стали секционками, жили простые солдаты.
С 1915 года в казармах начали селить военнопленных австрийцев, немцев, словаков, итальянцев и румын, которые прибывали в Енисейскую губернию. Спустя еще 15 лет тут заработали школа авиаторов и база связистов, а в годы Великой Отечественной войны сюда эвакуировали зенитно-ракетное училище. До сих пор на форумах можно найти воспоминания солдат-срочников, которые попали в ШМАС (Школа младших авиационных специалистов ПВО).
Сегодня в бывших военных казармах и окрестных панельках живут в основном бывшие военные или их родственники. Житель дома на Малиновского, 27 рассказывает, что военные ушли отсюда примерно в 2012 году. До этого в городке концентрировались оперативная ракетная бригада, ракетный дивизион, медицинское депо, единственное в Союзе училище противопожарной обороны (на месте кадетского корпуса).
— В 70-е года выйдешь — каждый день бордюры побелены. Дети в сквере у самолета ползали, там каждый день курсанты выметали, — с ностальгией вспоминает мужчина.
Разруха, мародеры и покосившиеся стены
За пять лет с нашего последнего визита территория самой военной части за бетонным забором заметно обветшала. КПП, обнесенный колючей проволокой, выцвел и повидал большое число мародеров. И это притом что часть всё еще охраняется: на выходе нас застала военная машина, люди в форме поинтересовались о цели визита и попросили уйти.
Но мы успели прогуляться по территории военной части. Большинство зданий выглядят, как на фото ниже: пустые глазницы окон, обсыпающиеся крыши, пепелища внутри. Три года подряд, с 2016-го по 2018-й, казармы полыхали, а на место стягивали серьезные силы пожарных для тушения.
Судя по постапокалипстическим пейзажам внутри, всё самое ценное из казарм давно вынесли мародеры. Сегодня здесь разве что по форме зданий и обломкам кресел и столов можно понять, что вот здесь была столовая, а там — актовый зал со сценой и линейками деревянных сидений. На кирпичных стенах красуются надписи: «ДМБ-95», «Ачинск-93», а неподалеку кто-то недавно организовал костровище — место для жарки шашлыков — и забыл решетки.
А это уже другая часть военного городка, представляющая практически музей под открытым небом. Сейчас общественники бьются, чтобы включить 100-летние казармы в список объектов культурного наследия. Здесь можно свободно гулять.
Несмотря на серьезный возраст этих домов, квартиры в них пользуются популярностью, говорят риелторы. Подтверждение этому — недавний переезд молодой семьи артиста Свободного балета Валерия Терешкина. Его сын Борис провел детство на Красрабе, а для текущего проживания выбрал Малиновского. Сыграл вопрос цены — качества.
— Хорошая площадь, по сути, 4-комнатная квартира, а цена ниже, чем в центре. О плюсах: нет проблем с парковкой, в подъезде всего 4 квартиры, народ не шастает, высокие потолки. Минусы: относительная удаленность от инфраструктуры, магазинов и супермаркетов, вид во дворе — гаражи одни, нет детских площадок рядом, всего один обслуживающий провайдер, — поделился с корреспондентом NGS24.RU танцор.
На форумах встречаются и другие восторженные отзывы жителей военного городка, где улицу Малиновского называют «манящей и загадочной».
— Я живу на этой улице. Это просто потрясающее место, не могу сравнить ни с чем. Дома, которые завораживают своим видом. В некоторых подъездах идешь по лестнице, и такое впечатление, что тебя перенесло на много лет назад. Люди здесь в основном живут с самого рождения, будучи дедушками, остались жить и после своих родителей. Историческая ценность, как мне кажется…
Обычно в подобных районах если и встречаются квартиры на продажу, то их вид вызывает печаль. Улица Маршала Малиновского — исключение. По данным портала по выбору недвижимости N1.RU, сейчас тут выставлено на продажу 7 квартир. Цены стартуют от 799 тысяч рублей. За эти деньги собственник предлагает комнату в секционке в 17 квадратных метров. Однокомнатные (36–37 кв. м) обойдутся уже дороже — около 2,7 миллиона рублей. Самая дорогая квартира на улице, по версии портала N1.RU, находится в доме № 30 и стоит 4,9 миллиона рублей. Площадь «трешки» — 112 квадратов.
Собственник описывает квартиру восторженными словами.
— Продается потрясающая 3-комнатная квартира. Особые преимущества — просторная кухня, 2 санузла, высота потолков более 3 м, высокие окна на 2 стороны, толстые стены и широкие подоконники. В стоимость квартиры входят 3 встроенных шкафа, обстановка ванных комнат. Никаких слов не хватит для того, чтобы достойно описать эту квартиру. Приходите, и вы не останетесь равнодушными! — гласит объявление.
Особенность этих квартир — наличие дымоходов, которые местные жители стилизуют под камины. Раньше дома топились дровами. Сегодня старые печи и топки демонтировали. О них напоминают только деревянные пристройки во дворах, где раньше хранили поленья.
По пути мы заглянули в один из самых старых домов на Малиновского, 12. Его возвели в 1905 году, о чем когда-то гордо сообщала табличка на фасаде. В шестидесятых квартиры давали сотрудникам Школы младших авиационных специалистов ПВО. Открывшая дверь пенсионерка рассказывает, что раньше тут были секционки на несколько семей с общей кухней. Позже многие квартиры были приватизированы, а ее семья живет уже в «трешке». Дом, как и еще пара в районе, признан аварийным в 2018 году. Причина в отсутствии подвала и глубокого фундамента — вода попадает прямо под постройку.
— Как живется? Видите, дома рушатся — всё запущено. Но и переехать не очень бы хотелось. Живу тут все свои годы, с 68-го. У нас квартира более-менее не очень страдает, ремонт сделали. Сначала всё здесь было красиво, дома ухоженные. Столько было курсантов, солдат, порядка и чистоты. Как выйдут, начнут подметать, убирать, тополя вечно подстрижены. Когда-то здесь было ужас как хорошо. Подвалов у нас нет, теперь вся вода идет под дом, грунт осаживается, ямы получаются. Канализацию в 1982 году и горячую воду проводили, всё нарушили, с тех пор как попало, ни одного ремонта не было. Трубы ржавеют, трескаются, всё идет под дом. Он начал коситься. Если землю отдадут, быстро нас отсюда попрут. Тут почти центр, стройка будет красивая, — рассуждает пенсионерка. — Я бы не хотела уезжать. Как представлю, какие сейчас квартиры делают... Переселят куда-нибудь в Солнечный в тонюсенькие квартиры, где всё слышно и гремит. У нас метровые стены — ничего не слышно.
Ждет своего расселения еще один дом на Малиновского, с номером два. Серая трехэтажка стоит к Партизана Железняка. Она признана аварийной еще в 2017 году, степень износа, по данным мэрии Красноярска, — 92%. Отсюда и металлические подпорки у балконов, на окнах верхних этажей. Уже два года, рассказывают жители, дом никто не обслуживает. При этом внутри проведен газ, который может рвануть. В квартирах, помимо трещин, много насекомых, есть мыши и крысы. Владельцы квартир обивают пороги чиновничьих кабинетов с просьбой перенести срок расселения, но пока он намечен на далекий 2029 год.
В прошлом декабре, рассказывают встреченные нами жители, стены в подъездах немного подлатали и замазали явные трещины. Надежду на быстрое расселение владельцы квартир, потомки работников летного состава Школы младших авиационных специалистов ПВО, расформированной в 1991 году, потеряли. Дом сдан в 1937 году. Одна из пенсионерок показывает нам свою «трешку», где идет ремонт.
— Суд проиграли, и надежды на переселение нет. Жить в таких условиях уже невозможно. Лет 10 рассчитываем еще здесь прожить, если не больше, — признается собеседница.
Переезжать многие из жильцов не хотят. Слишком привыкли к расположению района и его хорошей инфраструктуре. Тут всё рядом, считают они: остановки, детсады и школы, магазины.
Будущее застройки военного городка
Новостройки постепенно подступают к старинным казармам с двух сторон. У недавно отреставрированного детского сада растут 17 «свечек» жилого комплекса SCANDIS от застройщика «Арбан». Строительство на участке в 5 га началось в 2017 году. За Mazda-центром у пересечения улиц Партизана Железняка и Авиаторов уже построены 7 домов, 4 ждут сдачи. Особенно застройщик гордится запроектированными в квартирах эркерными окнами, французскими балконами и бельевыми комнатами.
Цена на строящиеся дома в SCANDIS выше рыночной. Например, стоимость «двушек» в новостройках разной площади и стадии готовности, согласно порталу «Сибдом», варьируется от 3,4 до 6 миллионов рублей. И это за объекты получистовой отделки с белыми стенами.
С другой стороны военного городка, но уже на пересечении Краснодарской и Авиагородка, также строятся дома компании «Арбан». Это пять домов комплекса «Арбан Смарт». Готовность у всех в разной стадии — от 40 до 60%. Концепция застройки такая же, как у проекта «Смарт» на Караульной — это небольшие квартиры от 29 квадратов, но в кирпичном доме комфорткласса.
Когда начнется застройка по новому проекту — определенности нет. Власти продолжают договариваться о передаче земли городу. Однозначно можно сказать, что исторические дома времен Колчака останутся, а вот полуразрушенные постройки части снесут. Все они отмечены на инфографике архитекторов мастерской «А2», которая занимается проектом преображения Малиновского. Кто будет осваивать территорию, будут ли расселять местных жителей, станет ясно позже.