Первые машины по Коммунальному мосту проехали в октябре 1961 года. На тот момент он был самым длинным в Азии — 2,3 тыс. м, высота — 26 м. В начале века, констатирует портал krasplace.ru, горожане преодолевали Енисей на лодках и пароме. С 40-х годов прошлого века им на смену пришел понтонный мост.
Сегодня строители основательно взялись за освоение пустырей на окраинах города и пустых пятачков в плотной застройке. Высотка в среднем вырастает за два года и отдельные горожане, редко бывающие на окраинах, спустя даже 5–10 лет могут не признать «Солнечный» или «Пашенный». Даже исторический центр 40 лет назад выглядел иначе: ухабистые дороги, разливающаяся на километры р. Кача, храмы и музеи, занятые заводами, и огромный стадион у Коммунального моста. Корреспондент НГС.ЖИЛКОМ нашла 12 знаковых мест Красноярска, которые современные горожане узнали бы с трудом.
Спустя 54 года в Красноярске уже достраивают 4-й мост через Енисей. Коммунальный стал символом города и даже успел запечатлеться в мелодраме киностудии им. Горького «Алый камень» (1986 год).
Май 1960 года. Строительство моста, подпершего краеведческий музей, в разгаре. Само здание в стиле модерн, стилизованное архитектором Леонидом Чернышевым под египетский храм, выросло в 1914 году. Место набережной и будущей объездной ул. Дубровинского занимает ул. Береговая, рассказывает представитель музея Илья Куклинский.
Во время Отечественной войны музей был отдан под управление Северного морского пути. Масштабная реконструкция пришлась на перестройку, а исторический вид фасадов вернулся в 2013 году.
Этот снимок, говорит Илья Куклинский, в 1957 году сделан с крыши краеведческого музея. Сегодня эту территорию не узнать: место стадиона «Динамо» (его видно слева) заняли Театральная площадь, развязка и ул. Дубровинского.
Единственным зданием центра на предыдущем снимке, которое пощадило время, осталась 2-этажная кирпичная мужская гимназия на пер. Гимназическом. Ул. Бограда ранее носила название Садовой и отличалась ухабами.
Так в 1962-м выглядели подъезды к Коммунальному мосту с ул. Вейнбаума. После сравнения грунтов с ул. Сурикова ее выбрали из-за надежности, вспоминает архитектор Валерий Крушлинский. В краеведческом музее до сих пор пересказывают историю, как маленькие дети не успевали на автобус и вынуждены были преодолевать 2,3 км между берегами пешком.
Трамвайные пути, поворачивающие к театру оперы и балета, исчезли в 80-х. Новый генплан города собирается возродить связь берегов электротранспортом — через Октябрьский и новый, 4-й мост. Время реализации остается загадкой.
Надпись на баннере внутри круга Предмостной площади «350 лет Красноярску» сбивает с толку. На самом деле плакаты повесили на 2 года раньше юбилея, в 1976 году. Здания «Планеты-Красноярск» и трех 14-этажек, где сейчас располагается кафе People's, пока не построены. «Южный берег» еще не занял территорию судостроительного завода, а машины на пр. Красноярский рабочий можно пересчитать по пальцам.
Сейчас Предмостная утопает в автомобильных пробках. А скромные советские надписи на пятиэтажках «Заключаем договоры страхования жизни и имущества» разбавила пестрая реклама.
Современный вид Предмостная площадь приобрела с середины 80-х после постройки гостиницы «Турист», здания билетных касс «Аэрофлота» и трех однотипных 14-этажек. Фото датировано 1976 годом, где за гостиницей нет даже намека на благоустроенную набережную.
Три 12-этажных близнеца, отданные сегодня под бизнес-центры с прокуренными коридорами, выросли за гостиницей «Турист» вдоль ул. Гладкова уже в 80-х годах.
Расположение современного кинотеатра «Луч» на Маркса не случайно: в 50–60-х годах здесь находилось деревянное здание летнего кинотеатра «Пролеткино», до революции — сгоревший «Патеграф» самарского мещанина, техника Полякова. Он снял дом у купца Гадалова, где имелась паровая электростанция. Если верить сайту «Луча», красноярцев с синематографом в конце XIX века познакомил коммерсант Моржицкий, привезший из Нью-Йорка кинопроектор и микрофон. Еще ранее на месте парка были леса, где местные буквально собирали грибы.
Деревянное здание в стиле модерн, украшенное башнями со шпилями и нарядной резьбой, прослужило до 1960-х. Потом возвели капитальное двухэтажное здание «Луча», говорится на его официальном сайте.
О том, что бульвар за зданием Речного вокзала у Енисея называется Александровским, большинство красноярцев узнали в 2013 году. Реконструкция, памятные таблички и символ бульвара — адмиралтейский якорь — появились по случаю 100-летия со дня строительства бульвара. Назван он в честь императора Александра I и приурочен к юбилею победы в Отечественной войне 1812 года.
В документах краеведческого музея сохранились данные, что начало строительства обернулось неприятностью: после выемки грунта и кладки стен ночной ливень часть постройки за вокзалом снес в Енисей. Первые годы после открытия, как и в современных парках, таких как «Сады мечты», с горожан брали плату за прогулку, пишет издание «Красноярский рабочий». Хотя в краеведческом музее такую информацию опровергают. В советское время бульвар украшали фигуры военных, к перестройке они постепенно исчезли.
Район СибГАУ за последние 40 лет изменился не особо. Разве что исчезли трамвайные пути, идущие через Октябрьский мост, и огромные клумбы.
О бывшем кинотеатре «Спутник» здесь напоминает только название остановки. Но космическая тема поддерживается: рядом — корпус Сибирского государственного аэрокосмического университета и макет ракеты-носителя на площади перед ним.
1983 год. На месте разрушенного Воскресенского собора, успевшего послужить заводом по производству металлической тары, строится БКЗ. При недавней реконструкции, говорит представитель краеведческого музея Илья Куклинский, обнаружили основание цоколя храма и могилы. Ранее там нашли покой многие знатные люди, включая командора Резанова и купцов Кузнецовых.
Спустя 4 года выросло здание культурно-исторического центра, облагородилась набережная. Оба проекта принадлежат перу архитектора Арэга Демирханова.
Фото с бетонированием берегов Качи сделано в 1983 году: Академия музыки и театра и Дворец пионеров еще строятся. Пока реку не обуздали, рассказывают в краеведческом музее, она разливалась вплоть до современной ул. Марковского.
В 60-х дети из частного сектора в районе Центрального рынка проводили лето в Каче вместе с гусями и утками. Сегодня, со сменой эпох и экологии, такое сложно себе представить.
Так в 1988 году выглядел «город машиностроителей» — мкрн «Солнечный». Подковообразные панельные 9-этажки входят в топ самых густонаселенных и длинных домов Красноярска. Как рассказывал архитектор Эдуард Панов, форма обусловлена географией участка и стремлением защитить дворы и детсады от царящего на пустыре ветра.
Сегодня в «Солнечном» живет свыше 44 тыс. человек, а район стал одним из центров массовой застройки с индивидуальными пестрыми фасадами. Раньше стройки разнообразием не отличались: без разъяснительных надписей панельки «Пашенного» и «Солнечного» сливаются воедино.
Юлия Глушко
Фото предоставлены Красноярским краевым краеведческим музеем: В.Сарояна (1, 5), А.Яворского (3, 15), автор неизвестен (7), Р.Маняфова (9), Н.Левчика (11), открытка (13), Б.Спиридонова (19), В.Медведева (21), фото 17 предоставлено Государственной универсальной научной библиотекой, автор неизвестен; четные фото — Артема Ленца