В список аварийных жилых домов, подлежащих расселению в 2015 году, мэрия включила 46 зданий. Из квартир с прогнившими полами и стенами должны переехать в новостройки почти 1200 человек. В текущем году расселение коснется еще 26 бараков, где проживает 909 человек.
Покосившиеся несущие стены в трещинах, дыры в полу к соседям, удобства на улице и холод в квартире — так живут люди в центре города и на его окраинах. На минувшей неделе мэрия Красноярска опубликовала новый список из 46 аварийных домов. В большинстве своем это типовые двухэтажные деревянные постройки на 8 квартир, возведенные 50 лет назад. В 2015 году их жители смогут заселиться в новостройки, либо получить деньги. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ побывали в аварийных домах и узнали, почему некоторые не хотят переезжать из ветхих лачуг.
Большинство покосившихся бараков похожи как две капли воды — это двухэтажные деревянные дома на 8 квартир. Одни, как дом на пр. Мира, 54, спрятаны за фасадами современных домов. Другие разбросаны по окраинам города — район ул. Судостроительной, Николаевки, Энергетиков. Единственный попавший в программу 2015 года одноэтажный дом стоит на ул. Ладо Кецховели.
Лариса Константиновна с мужем живет в нем с 1967 года. Плата за квартиру, где пол в буквальном смысле уходит из-под ног, а по стенам ползут трещины, составляет 2300 руб. Переезжать в другой район, вдали от дочери и дачи, пенсионерка не хочет. Говорит, что территорией активно интересуются «люди, снесшие 75-ю школу» (строительная компания «СМ.Сити». — Ю.Г.).
Все, кто попадает под расселение в 2015 году, смогут выбрать дом в одном из трех районов города: на ул. Тимошенкова, ул. Спартаковцев или в мкрн «Солнечный». Строительство 4 домов для переселенцев назначено на ближайшее время, сообщили в мэрии.
Дом № 33а на ул. Маерчака, неподалеку от трактира «Иван Васильевич», имеет 98 % износа. Факт подтвердила независимая экспертиза, говорят жители: «Дом складывается пополам — чтобы не упал, пришлось подставить балки в основании подвала. Пол на всех этажах с 20-градусным уклоном».
Все ветхие дома объединяет одна болезнь — стены в трещинах, проваливающиеся полы, из-за которых для равновесия мебели приходится подкладывать палки, готовые рухнуть крыши. Некоторые бараки и вовсе возведены без фундамента. Такой кирпичный дом стоит на ул. Енисейской, 2г в районе площади Победы.
Купать детей, говорит Мария, жительница дома № 15б на ул. Чкалова в Николаевке, — дело хлопотное. Уже третье поколение семей ходит за водой на колонку, а после греет ее кипятильником. Уличный туалет на три 8-квартирных дома тоже общий. «Утром собираются очереди. Идешь на работу, смотришь — то там, то тут стоят», — сетуют жители.
Именно дома без удобств — их начали строить еще в 30–50 годах в Красноярске — можно отнести к баракам, заверяет преподаватель Архитектурного института СФУ Эдуард Панов. Деревянные дома с центральным или печным отоплением и водопроводом он просит этим словом «не оскорблять»: «Если за ними ухаживать, они еще лучше, чем каменные».
К удивлению авторов, часть домов оснащена сразу двумя системами отопления — центральным и печным. Конструкция некоторых домов предполагала печи в каждой из квартир. Согреть дом с их помощью получается не у всех: при ремонте крыш были разобраны трубы.
В отличие от жильцов Николаевки, дома которых возгорались от короткого замыкания в электрощитах, собственникам этого дома на ул. Качинская, 60а приходилось дважды подскакивать ночью и тушить фасад дома. Кто и зачем его поджигал, говорят, не знают. Кстати, рядом стоит выгоревший дотла такой же барак. О случаях поджога говорили и в других домах.
Аренда двухкомнатной квартиры в этом кирпичном доме по адресу ул. Маерчака, 15 возле корпуса СФУ обойдется в 5 тыс. руб., рассказали автору ее жильцы.
Некоторые дома, подлежащие сносу, находятся в причудливом соседстве с пестрыми новостройками — домами или очередными бизнес-центрами и ТРЦ. Такие дома стоят на ул. Маерчака, Семафорной и Л.Кецховели.
Зайти практический в любой подъезд, убедились авторы, может кто угодно. «Мы знаем практически всех соседей с момента заселения, район не криминальный», — отвечали на вопрос о безопасности переселенцы. Лишь три дома на пер. Водометном, окруженные высотками, заперты на ключ.
Для спасения от нашествия мышей и крыс жильцам двухэтажных домов приходится заводить кошек, порой сразу нескольких. Любопытно, что почти в каждой семье, куда ступала нога корреспондентов НГС.НОВОСТИ, живут и собаки. Те, которых подкармливают всем двором, останутся после расселения жильцов на улице.
Хозяйка квартиры на 2-м этаже на ул. Чернышевского, 57 показывает сквозную дыру в полу ванной комнаты и туалета — ее маскируют линолеумом. Квадратные метры здесь в 60-е годы, говорят жильцы, давали работникам «Речпорта».
Некоторые красноярцы, не выдержав жизни в обветшавших бараках, съехали, заколотив окна. Другие — сдают квартиры, в основном иностранным гражданам. Третьи живут на 30 «квадратах» целыми династиями или просто прописывают дальних родственников. Последнее, заявили в департаменте горхозяйства, законно и не является мошенничеством…
Однако, добавили там, количество прописанных никак не влияет на будущий размер новой квартиры — она может быть даже меньше аварийной. Стоимость определяет независимая экспертиза. Сегодня суды города рассматривают порядка 15 дел недовольных предложенными вариантами.
Юлия Глушко
Фото Ольги Ярцевой