2 декабря в ночной клуб возле Центрального рынка ворвался СОБР. Посетителей уложили лицами в пол, кого-то повалили силой и придавили коленом, а потом стали требовать ответа — у кого какие политические взгляды. Силовики постоянно матерились и вели себя нарочито грубо. В соцсетях и ряде СМИ происшествие представили как облаву на неких нарушителей: то ли фашистов-экстремистов, то ли наркоманов. Журналистка NGS24.RU Мария Антюшева поговорила с завсегдатаями клуба, организаторами концертов и очевидцами происшествия. Оказалось, что ни о каких нарушителях речь не идет, а мероприятие провели с целью попугать молодежь.
Что это за клуб?
Клуб «64/6» находится на берегу Качи по адресу Качинская, 64/6, отсюда и название. Создали его участники «манского движения» — это любители походного туризма, которые сплавляются по Мане. Изначально он был закрытым и работал «для своих». Но постепенно туда стало приходить больше людей, и он превратился просто в рок-клуб. Заведение нигде не рекламируется, посетители приходят благодаря сарафанному радио.
— Я про этот клуб ничего плохого сказать не могу. Сам выступал не раз и как посетитель приходил много. Там 2–3 раза в неделю проходят концерты, играют красноярские группы, кто-то каверы исполняет, кто-то свое играет, в разных стилях. Люди приходят всех возрастов — от 20 до 60 лет, — сообщил нам красноярский музыкант Максим Галат, который играет поп-панк в группе «Бомбейский Взрыв».
— Народ ходит разный, в зависимости от того, какой концерт. Есть рокеры поспокойнее, есть металлисты, панки. Бывает и электронная музыка. Политики я в этом не замечал. Мне кажется, вообще вся политика из субкультур у нас давно выветрилась. Людей объединяет музыка, они приходят послушать, потусоваться, побеситься и потанцевать, пива попить, — считает любитель рок-метал-концертов Геворк Хачатрян, который работает системным администратором в одной из красноярских компаний.
Также тут бывают тематические вечеринки — например, сбор байкеров или шахматный турнир. Иногда играют в настолки.
Как рассказали нам люди, знакомые с работой клуба, администрация «64/6» не организовывает концерты сама, а предоставляет помещение. Проводят мероприятия энтузиасты из музыкальной тусовки. 2 декабря был запланирован концерт четырех панк-групп. Они не были чем-то объединены, никакой общей темы или концепции, а тем более политического подтекста не предполагалось.
Одна группа успела выступить, остальные нет. Хотя в районе 20:30 силовики уже пошли на выход, продолжать вечер ни у кого настроения не было, поэтому все разошлись по домам.
«Маски-шоу»
Бойцы СОБРа на видео ведут себя так, будто ищут фашистов или нацистов, то есть приверженцев правой идеологии. И периодически им кажется, что находят.
Например, силовики допрашивают двух бритоголовых парней в клетчатых рубашках: у одного джинсы на красных подтяжках, у другого белые шнурки в черных берцах. И то, и другое — атрибутика скинхедов. С парнями говорят издевательским тоном, одному из них щелкают подтяжками по спине. Но подросток говорит, что он «шарп».
Движение S.H.A.R.P. возникло на западе в конце 80-х годов в качестве противодействия расизму и нацизму. Расшифровывается как Skinheads Against Racial Prejudices, то есть «Скинхеды против расовых предрассудков». Это такие антагонисты бритоголовым «нацикам». При этом одеваются и выглядят и те, и другие одинаково, и оба движения называют себя скинхедами.
Мы смогли поговорить с парнем в красных подтяжках.
— К сожалению, сотрудники не понимают различия. Для них всех скинхед — это фашист. Тот сотрудник, что тянул меня за подтяжки, возможно, и понял. Был еще один человек, который знал разницу, а остальные нет, — рассказал нам молодой человек. Подростка в белых шнурках он назвал своим другом и тоже «шарпом».
У еще одного посетителя силовики придирались к татуировке в виде паука или паутины:
— Что за паучок у тебя здесь нарисован? А? Ты паук, что ли? Ты скинхед, что ли?
Парень справедливо замечает, что у него есть волосы на голове. На что получает агрессивное «И чё?!» с порцией мата. Между тем ни пауки, ни паутины не относятся к символике молодежных субкультур. Когда-то в уголовном мире паутина на локте означала, что человек почти всю жизнь провел в неволе, но для современных парней это неактуально.
Невысокий молодой человек по требованию силовиков вынужден показать тату на бедре: скрещенные кирка и молот, а над ними — шлем легионера. Первое — международный символ горнодобывающей промышленности и горного дела, второе — знак стойкого, закаленного человека.
Длинноволосого парня с надписью «Обама» на футболке обвиняют в пропаганде, но чего именно — непонятно.
На второй минуте видео бойцы СОБРа силой валят на пол мужчину в верхней одежде, двое садятся на него сверху и орут: «Руки за спину! С какой целью сюда пришел?!» Человек раздраженно объясняет, что на концерт.
— Этот мужчина только зашел, и сотрудники сразу же начали применять подобные действия. Не знаю, почему так яро, — вспоминает один из гостей клуба.
По словам гостей клуба, люди в камуфляже не представлялись, не показывали удостоверения, не называли никому его статус (задержанный, подозреваемый и т. п.), не объяснили, что происходит. От кого-то прозвучало, что это профилактика по наркотикам, но сотрудники не искали вещества, не спрашивали про их наличие, не смотрели вены или зрачки.
— Единственное, как проверили на наркотики, это увезли четырех человек в наркодиспансер. Остальных даже не осматривали, — пояснил нам один юноша.
Насколько известно работникам клуба, в наркодиспансере у людей взяли анализы, но ничего не нашли.
«Шарп» в красных подтяжках рассказал, что он и его приятель — несовершеннолетние. Документов при себе у них не было. Силовики заставили их проговорить на камеру под запись свои данные: ФИО, возраст, номер телефона и место учебы.
— Моего друга потом вызвали к директору. Они спокойно поговорили, друг рассказал, как всё было. И учителя потом спросили про эту ситуацию, но никаких проблем, к счастью, не было, — рассказал подросток.
Огласка
Интересно проследить, как облаву осветили сначала в соцсетях, а потом в СМИ. Видео снимал оператор, пришедший с силовиками. В интернет ролик запустили через популярный сетевой проект «ЧП Красноярск»: у него 48 тысяч подписчиков в телеграм-канале и 448 тысяч подписчиков в одноименной группе во «ВКонтакте». В тексте под видео авторы пишут, что со спецназом познакомились «любители кидать зиги и славить Адольфа, любители сквотов и нашивок в стиле ACAB». При этом на видео нет никого из перечисленных (сквоттинг — самовольное заселение в заброшенные здания, ACAB — западная уголовная субкультура).
Любые элементы одежды, аксессуары и татуировки гостей клуба авторы «ЧП Красноярск» бездоказательно называют «символикой околоэкстремистских и леворадикальных движений». А всех посетителей заведения собирательно именуют «ФА, антифа, скины, панки, анархисты и прочие нефры» (орфография авторов сохранена. — Прим. ред.). При этом непонятно, как представители противоположных субкультур могли собраться вместе на одном концерте.
Под конец текста авторы пишут очевидную ложь: «При общении с силовиками все как один уверяли, что от движений отписались, а татуировки активно сводят». На самом деле на видео нет ни одного человека, который бы сказал, что он отказался от некого движения. И лишь один человек говорит, что сводит одну из своих татуировок.
Кстати, лица на видео не были заретушированы, в том числе у несовершеннолетних.
Официальных комментариев силовых ведомств по поводу облавы не было. Однако некоторые СМИ, например, «7 канал Красноярск» и «МК в Красноярске», опубликовали комментарии от анонимных источников в правоохранительных органах. Не обвиняя никого напрямую и используя обтекаемые формулировки, журналисты предложили читателям следующий ассоциативный ряд:
Некоторые посетители клуба назвали себя антифашистами.
В августе в Красноярске арестовали двух парней по подозрению в разбое, в протестах против спецоперации и в желании поджечь военкомат. Те два парня тоже из движения «антифа».
Читателей словно подталкивают к выводу, что все антифашисты — разбойники и поджигатели и посетители концерта тоже.
«МК в Красноярске» уточняет, что в ходе облавы «выявили ряд нарушений». Эти слова оформлены как ссылка на другую новость, вот только никаких выявленных нарушений там не описано.
Руководитель клуба «64/6» Илья Власин сообщил нам, что правоохранители не предъявляли клубу претензий. Сам он во время инцидента не присутствовал. В пресс-службе ГУВД края нам заявили, что их ведомство не проводило это мероприятие. В пресс-службе ФСБ отказались комментировать ситуацию.
Дыма без огня не бывает?
Человек, хорошо знакомый с панк-тусовкой Красноярска, рассказал нам о предположительной причине облавы. Как уже говорилось выше, в августе в Красноярске задержали двух антифашистов: 20-летнего Илью Виноградова и 19-летнего Даниила Иванова. Ранее один из них, Даниил, несколько раз организовывал панк-концерты под названием Krasnoyarsk Mosh Crew. Mosh — это такой панковский танец (со стороны выглядит как дрыгание руками-ногами), а слово Crew означает «сообщество, коллектив».
Так вот, концерт 2 декабря организовал некто М., который был хорошо знаком с задержанными. И свое мероприятие он назвал также Krasnoyarsk Mosh Crew. По мнению нашего собеседника, силовики провели параллель: дружил с подсудимыми, устроил концерт с тем же названием, значит, надо его «прессануть». Именно его забрали в наркодиспансер. С ним взяли еще трех случайных людей.
С организатором концерта по имени М. мы встретились в кофейне в центре города. Ему 19 лет, он носит очки и брекеты, учится на педагога-психолога в одном из вузов Красноярска, живет с мамой и папой. В ту ночь, вернувшись домой, он рассказал родителям обо всём произошедшем. Те удивились, но без претензий к сыну.
— В диспансере у меня ничего не нашли, конечно. Я не употребляю наркотики и мои друзья тоже, нам это не надо. Я даже не пил. После анализов меня сразу отпустили. Никаких протоколов на меня не составляли. Из какого ведомства были силовики, я так и не узнал — они не представились. Просто какие-то люди в камуфляже, — говорит студент.
М. просит не раскрывать в статье его имя, но в целом общается открыто, не возражает против диктофона, спокойный, доброжелательный. На груди у него значок с фрагментом советского плаката времен ВОВ: красивая мускулистая рука красного цвета давит уродливую костлявую руку черного цвета.
— Почему ты стал «антифа», что для тебя значит это движение?
— Это агитация людей за то, что проявления фашизма и нацизма — это плохо. Они не несут ничего, кроме ненависти и разрушения. В моей семье есть родственники, которые воевали, погибали в Великую Отечественную, в других семьях тоже. Но я агитирую только за мирные акции — никому не нужны проблемы.
— В чем выражается твоя приверженность движению «антифа», кроме того, что ты носишь атрибутику и слушаешь музыку?
— В волонтерской деятельности, например. В собачий приют с ребятами ездим, в «Ковчег надежды». Работаем, поддоны таскаем и пилим, с собаками гуляем. Ну еще вот концерт решил сделать, чтоб ребята собрались, отдохнули. Надеялся, что мероприятие окупит само себя, а если удастся что-то заработать, то пожертвую приюту. Но из-за облавы я, наоборот, в минус ушел на четыре тысячи рублей, — смеется М.
Он признаётся, что арестованные Илья Виноградов и Даниил Иванов — его друзья. Историю их уголовного дела описывает так. Парни работали, один бариста, другой продавцом в магазине, в свободное от работы время тусовались с другими антифашистами и ходили на концерты. Однажды одному из них знакомый испортил кофту. Илья с Данилом стали требовать у человека отдать что-то из своих вещей в компенсацию ущерба. Договорились, что виновник отдает штаны с нашивками, жилетку и шорты. Вроде разошлись мирно. Но потом знакомый то ли пожалел, что отдал целых три вещи, то ли надоумил его кто, но он написал заявление в органы, что якобы одежду у него отобрали силой и с применением оружия.
Сейчас Илья и Даниил в СИЗО. Их судят по статье 162 УК РФ «Разбой» в суде Октябрьского района. Ранее в прессе «гуляла» версия, что они еще выступали против СВО и планировали поджечь военкомат, но сейчас, по словам М., в деле об этом нет ни слова. Единственный источник, из которого пошла информация про план поджога, — это заметка государственного сайта РИА Новости со словами анонимного правоохранителя. Все последующие СМИ писали об этом со ссылкой на РИА.
А у самого потерпевшего в это время — свастики на странице:
И зачем это всё было?
Еще один собеседник, интересующийся молодежными движениями Красноярска, заверил нас, что все активные политизированные группировки и радикальные субкультуры в городе уничтожены. Те, кто сейчас считаются субкультурщиками, это просто ребята, которых объединяют значки на одежде и музыкальные группы.
— Около года назад была задержана, наверное, последняя группа ультраправых скинхедов в Красноярске: они не прятались, наоборот, демонстрировали всю свою атрибутику, — говорит наш собеседник. — Ребята, скорее всего, «уехали» надолго — статьи серьезные (создание экстремистского сообщества, нападения на почве ненависти). Силовики могли бы забыть эту тему, но они же должны как-то зарплату отрабатывать. Поэтому теперь они кошмарят обычную молодежь, которая хотя бы немного неформально выглядит. Это напоминает времена Андропова и Черненко, когда за длинные волосы или шарф футбольного клуба могли привлечь к ответственности.