На днях в Минусинске похоронят мобилизованного и погибшего в спецоперации Дениса Слюсарева. У него остались вдова и трое детей. Как многодетный отец он имел право на отсрочку, но краевые чиновники тормозили с оформлением документов, пока не стало слишком поздно. Его жена Виктория рассказала, как месяцами стучалась в госорганы и даже пробилась к врио губернатора Михаилу Котюкову, но так и не смогла победить бюрократию.
Денис родился и вырос в Богучанах. В 2001 году он пошел на срочную службу и через три месяца учебки оказался в Чечне. Там он служил год и восемь месяцев, из них полгода числился без вести пропавшим. За эти месяцы его еще не пожилые родители успели поседеть.
15 лет назад Денис встретил Викторию. Спустя пару лет они поженились. Родили сына Игоря и дочку Северину. Муж работал слесарем. Семья была счастлива.
Прошлым летом Вика забеременела третьим ребенком. А осенью началась мобилизация.
— 23 сентября, в пятницу, позвонили из военкомата, сказали, что надо прийти сверить данные. Он такой ответственный — пошел сверять данные. А ему там повестку выдали. 26 сентября, в понедельник, он уехал. Ни медкомиссии не проходил, ничего. Обещали медкомиссию по приезде «на место». Но когда он приехал в учебку в Омск, то и там медкомиссии не было, — вспоминает Виктория.
В конце октября государственные СМИ сообщили, что Минобороны освобождает от мобилизации отцов двоих детей при условии, что жена беременна третьим ребенком и срок беременности — более 22 недель (РИА, ТАСС, Первый канал, «Вести»). Виктория была уверена, что как только у нее наступит 22 недели, мужа можно будет вернуть. Но никто так и не внесет изменения в закон о мобилизации.
Во второй половине осени Дениса отправили в зону СВО. Он периодически выходил на связь и успокаивал жену, якобы он в безопасности.
В декабре у Виктории наступили 22 недели беременности. Она сразу написала обращение в Минобороны.
— Минобороны мне ответило, что мое письмо передано в Красноярский край. Край почему-то отправил письмо в Абакан. Абакан передал его в Минусинский район. Район — в город Минусинск. И все эти пересылки заняли довольно много времени. Наконец в феврале мне приходит ответ от мобилизационного управления губернатора края, что сейчас мой муж не имеет права на отсрочку, но, как только ребенок родится, право появится, — объясняет Виктория.
Действительно, ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин говорил, что отцы троих детей освобождены от мобилизации и что более 9500 таких отцов отозваны из воинских частей и возвращены домой.
15 марта Виктории сделали кесарево сечение и на свет появился маленький Федя. Едва их выписали из роддома, женщина тут же кинулась оформлять бумаги, чтобы вернуть мужа.
— Я понеслась получать свидетельство о рождении и потом сразу в военкомат Минусинска. А в военкомате мне говорят, что якобы сейчас не возвращают по третьему ребенку. Я говорю: «Ничего не знаю, я подаю заявление, вы обязаны принять и присвоить номер входящего». Дальше администрация города мне очень помогла: буквально в течение недели там провели заседание мобилизационной комиссии и постановили дать Денису отсрочку от мобилизации, — говорит Виктория.
Бумагу об отмене мобилизации направили в Псков, так как именно к Псковской воинской части был прикомандирован Денис. Но по прошествии какого-то времени из Пскова пришел ответ, что отменить решение о мобилизации гражданина можно только на уровне региона, а не на уровне города.
— В мае этот ответ приходит сразу и мне, и губернатору, то есть на тот момент врио губернатора Михаилу Котюкову. 10 мая администрация Минусинска тоже пишет Котюкову с просьбой посодействовать в возвращении Дениса. 5 июня уже даже командир батальона Дениса пишет Котюкову с той же просьбой. В середине июня я сама пишу ему [Котюкову] в соцсетях, — рассказывает Виктория.
Дальше происходит нечто загадочное. Для демобилизации Дениса требовалось собрать краевую призывную комиссию, которую возглавляет Михаил Котюков, и принять соответствующее решение. Но комиссию почему-то не собирают.
— Вместо этого Котюков просто отправляет военным некое абстрактное ходатайство, мол, сделайте там всё необходимое, чтобы вернуть Слюсарева. В конце июня Псковская воинская часть присылает уже второе письмо, мол, вашего ходатайства недостаточно, дайте полноценное решение комиссии! — говорит Виктория.
А вскоре Михаил Котюков приезжает в Минусинск в рамках своей предвыборной кампании. 1 июля он встречается жителями в большом зале. Виктория сидит на встрече с младенцем на руках и просит слово. Ей удается донести до врио губернатора суть проблемы.
— Котюков пообещал мне, что комиссию соберут в понедельник. Я безумно рада, все знакомые рады, за меня полгорода переживало. Но в понедельник я звоню в администрацию края, а мне говорят, что комиссию перенесли на вторник. Во вторник говорят, что перенесли на неопределенное время, так как у меня неполный пакет документов. Утверждают, что не хватает постановления городской комиссии Минусинска об отсрочке мобилизации Дениса. Но я видела три раза, как мэрия Минусинска отправляла этот документ в край! Три раза! — возмущается Виктория.
К тому времени семья уже была морально измотана.
— У меня старший ребенок наблюдается в психоневрологическом диспансере. До отъезда папы у него никаких проблем не было, а после начались. Сын просто не справляется с эмоциональной нагрузкой. Он может начать смеяться, а потом смех в слезы переходит, — признаётся Виктория.
Наконец, в крае всё же получили необходимую бумагу из Минусинска. На это понадобилось два месяца. Всё это время женщина звонила в администрацию и не понимала, что происходит и почему всё идет так долго.
В итоге заседание краевой призывной комиссии назначили на 12 сентября. В тот день Денис позвонил жене и сказал, что их ненадолго вывели с передовой в безопасное место, чтобы немного передохнуть и помыться. Это был их последний разговор.
— 12 сентября мне сообщили, что комиссия не состоялась. Я спрашиваю: «Почему?» Мне не объяснили. А спустя два дня Денис погиб. Если бы 12-го числа комиссия состоялась, то я бы позвонила в Псков и сказала бы, что комиссия прошла, и тогда Дениса уже не стали бы отправлять на передовую, — с горечью говорит вдова.
18 сентября к ней пришли представители военкомата и мэрии Минусинска и сообщили трагичную новость. Своего третьего ребенка Денис так и не увидел.
— За почти год службы ему ни разу не дали отпуск, даже по рождению ребенка. Потому что его командование думало, что скоро он насовсем уедет домой, так зачем ему отпуск давать, — говорит Виктория.
24 сентября состоятся похороны.