В редакцию NGS24.RU обратилась жена мобилизованного из Емельяновского района. Ее муж оказался записан в войсковую часть, которая давно ликвидирована. Теперь женщина боится, что супруг может просто пропасть.
Наталья Мещерская проводила мужа Алексея в конце сентября. На связь он выходит крайне редко. Иногда вести о нем передают сослуживцы. Женщина обратилась в военкомат с вопросом — в каком регионе и в какой части служит ее муж? Регион ей раскрыть отказались, а вот номер части сообщили в официальном письме с печатью военкомата Емельяновского и Козульского районов и подписью районного военкома Петра Почекунина.
В редакции NGS24.RU есть копия письма. Там говорится, что 29 сентября 2022 года Алексей был зачислен в войсковую часть 6***2 в Омске (здесь и далее мы не раскрываем полные номера частей. — Прим. ред.). Это реально существующая часть, где мобилизованные проходили обучение перед отправкой на спецоперацию.
Но далее написано, что 3 октября 2022 года Алексей «направлен в войсковую часть 5***9 (г. Тула). В настоящее время прикомандирован к войсковой части 4***0».
Мы заказали выписки из ЕГРЮЛ на указанные части. Согласно документам, обе они ликвидированы: тульская часть № 5***9 утратила регистрацию как юрлицо в 2008 году, а рязанская часть № 4***0 исключена из реестра в 2017-м.
Приказ министра обороны № 560 от 13 сентября 2016 года предполагает внесение воинских частей в ЕГРЮЛ как юридических лиц.
Наталья не понимает, почему ее мужа нельзя было приписать к частям, зарегистрированным в госреестре.
Больше того, в письме Алексея называют младшим сержантом, хотя в момент мобилизации он был рядовым. Наталья смогла связаться с мужем и прочитала ему письмо. Он заверил ее, что остается рядовым.
Мы поговорили о ситуации с председателем Военной Коллегии Адвокатов и членом Адвокатской палаты Москвы Владимиром Геннадьевичем Тригниным.
— При поступлении на службу происходит зачисление в список части приказом командира и постановка на все виды довольствия, в том числе денежного. И получение этого довольствия подтверждает, что человек находится в списке части и имеет статус военнослужащего. Поэтому ликвидирована часть или нет — это проблема Министерства обороны, а не гражданина. На мой взгляд, юридических рисков для гражданина нет. Скорее всего, это какая-то техническая ошибка. Военнослужащему нужно подать рапорт на имя командира части, чтобы ему подтвердили факт зачисления в списки части, и попросить выписку из приказа о зачислении, — пояснил нам юрист.
Однако со слов Натальи, ее супруг сейчас находится в таких обстоятельствах, в которых нереально написать рапорт на имя командира и вообще вести какую-либо деловую переписку.
Мы обратились за комментарием к краевому военкому Андрею Лысенко, в военную прокуратуру Красноярского гарнизона и в Генпрокуратуру России. За неделю ответ поступил только от Лысенко. Он сообщил, что «воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации могут быть переформированы (расформированы) в порядке реорганизации (ликвидации) соответствующего юридического лица, что не влечет нарушения требований Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", а также не нарушает прав мобилизованных граждан».