В страшной авиакатастрофе в Египте, которая 31 октября унесла жизни 224 человек, погибла уроженка Красноярского края. Тот злополучный день стал последним для 25-летней Анны Пахарь и ее мужа Леонида — на лайнере Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» супруги возвращались из солнечного Шарм-эль-Шейха. Эксперты поделились мнением о надежности таких самолетов и авиапарка «Емельяново». Подробности — в материале далее.
Родной брат погибшей красноярской девушки о трагедии узнал из выпуска новостей. «Смотрю новости и вдруг вижу в бегущем по экрану списке погибших фамилию сестренки. Я ведь звонил ей в пятницу в девять вечера! Как сейчас помню, разговаривал ровно 1 минуту и 13 секунд — Аня говорила, мол, все у нас хорошо, отдыхаем. Такой голос радостный был», — сдавленным голосом рассказывает 38-летний Сергей Пахарь.
По словам родственников, Анна родилась в Лесосибирске, с серебряной медалью окончила гимназию и легко поступила в московский вуз — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в Москве. Со студенчества много летала за рубеж. В 2006 году уехала учиться, после чего перебралась в Санкт-Петербург, где и встретила своего будущего мужа Леонида Мнацаканова. Пара сыграла свадьбу в июне, и в середине октября супруги отправились на отдых в Египет.
В последней беседе с сестрой Сергей Пахарь просил ее позвонить по прилету…
Лайнер Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» вылетел из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург в 6:51 мск, а уже через 23 минуты сошел с экранов радаров. Позже в Египте были обнаружены обломки лайнера, останки пассажиров находили в пустыне в нескольких километрах от обломков самолета.
Сразу же после трагедии в соцсетях появились фото улыбающихся людей, взявших билеты на злополучный рейс: пары в лучах египетского солнца, дети, машущие ручками большому самолету.
По данным Посольства РФ в Египте, для всех 224 человек на борту этот полет стал последним.
Уже в понедельник на пресс-конференции представители перевозчика авиакомпании «Когалымавиа» предположили, что крушение самолета могло вызвать некое механическое воздействие на воздушное судно. «Нет такого сочетания отказов систем, которые могли бы привести к тому, чтобы самолет разрушился в воздухе», — передает РИА Новости слова замдиректора «Когалымавиа» Александра Смирнова.
Лайнеры A321, введенные в эксплуатацию в начале 1994 года, являются самыми крупными в семействе A320. Типовая компоновка A321 предусматривает размещение 170 пассажиров в двух классах или до 220 пассажиров в одном классе для чартерных и бюджетных перевозок, при этом дальность полета составляет до 5600 км. Как стало известно сразу после катастрофы, разбившемуся самолету было 18 лет, и это был его 17-й рейс за неделю.
По словам замглавы Красноярского управления Росавиации Сергея Агафошкина, на лайнеры Airbus и Boeing приходится 90 % российского авиапарка, а в надежности этих самолетов сомневаться не приходится.
«Это самые ходовые самолеты, а из всего семейства Airbus 320-е и 321-е модели — одни из самых надежных. 18 лет для такого самолета — это совсем не возраст, да и возраст вообще не является критерием оценки состояния самолета», — уверяет Агафошкин.
Подтверждает его слова и заслуженный пилот России Юрий Зандарян: «Есть ограничения по возрасту и по налету часов — но данный самолет еще близко не подошел к этой границе. По своему опыту скажу, что самолеты могут спокойно летать до 30 лет, не теряя в надежности. Что касается налета — то каждый лайнер делается для бизнеса, он должен летать как минимум по 300 часов в месяц».
Самый свежий парк самолетов, по словам г-на Зандаряна, имеет «Аэрофлот» — они их регулярно меняют. «Довольно свежие самолеты и у NordStar — на международных линиях Boeing 737-300 и Boeing 737-800, которым не больше 15 лет, по местным линиям — ATR, еще моложе, им по 4–5 лет. Летают к нам и S7, и "Уральские авиалинии" на Boeing и Airbus — тоже не старые лайнеры. В целом, техника надежная», — подчеркивает он.
Оба эксперта отказываются комментировать версии крушения судна до завершения расследования. «У упавшего лайнера техническая составляющая, уверен, должна быть в норме. В МАК достаточно квалифицированные специалисты: поверьте мне, полет будет разложен не то что по минутам — по секундам», — говорит Юрий Зандарян.
Красноярцы откликнулись на авиакатастрофу бурными обсуждениями в соцсетях: рассказывали, что несут к цветы памятнику самолета на перекрестке Краснодарской и Металлургов, и возмущались низким качеством воздушных перевозок. «Я особенно близко к сердцу принял эту трагедию. Неделю назад сам прилетел с Вьетнама, самолет был тоже: там шумит, тут скрипит… как старые "Жигули"», — признается во «ВКонтакте» красноярец Ренат Гаязов.
Председатель краевой организации профсоюза авиационных работников Татьяна Орлова уверяет, что самолеты являются самым безопасным видом транспорта:
«В автомобильных авариях гибнет гораздо больше людей. Просто каждая катастрофа в авиации страшна своим масштабом и сразу приобретает общемировую известность. Это едва ли не первый случай, когда в авиакатастрофе погиб житель нашего региона».
По данным МАК, в 2014 году произошло 38 происшествий с участием российских воздушных судов, их жертвами стали 72 человека, в 1-м полугодии 2015 года — 7 авиапроисшествий.
Пока красноярцы от забронированных поездок в Египет отказываться не спешат, рассказывают в турфирмах Красноярска. По мнению директора турфирмы «СВ.Маслова» Светланы Масловой, среди потенциальных клиентов — тех, кто собирался лететь — от тура из-за опасений откажется 3–4 %. По ее мнению, сыграет свою роль и страх потерять 100%-ную цену путевки. В «Пегас Туристик» от официальных комментариев воздержались, заявив, что запросы на отказы от туров есть, но в компании ждут информации из центрального офиса, «каким образом работать с теми туристами, которые забронировали ранее туры в Шарм-эль-Шейх либо в Хургаду».
Инцидент с авиалайнером произошел на фоне воздушной операции ВВС РФ против сил запрещенной в России террористической организации «ИГИЛ». Однако на сегодня Ростуризм не предлагает россиянам воздержаться от поездок в какие-либо страны Востока.
«Есть такие, к сожалению, общие рекомендации по отношению к тому же самому Египту — желательно не покидать курортные зоны, не ездить в дальние экскурсии в Каир, в Луксор, потому что ситуация в стране остается нестабильной. Но это касается нахождения в стране», — отмечает руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
Красноярский психотерапевт Николай Рычков не исключает, что все произошедшее в небе Египта повысит градус страха к полетам у горожан. Снять тревожность он советует сравнением статистических данных о происшествиях на разных видах транспорта, изучением истории перевозчика, а также рекомендует на самом борту принять успокоительное.