Аркадий и Дарья Понамарчук — обычная деревенская семья. Пробовали пожить и в Красноярске, и в поселке Саянск, но вернулись на родину мужа — в деревню Хайдак Партизанского района. Оба — трудолюбивые, но официальный и стабильный доход в сельской местности — дело редкое, поэтому в статусе малоимущих они встали в очередь на получение жилья. Власти предложили им единственный вариант — вселиться в здание школы 1905 года постройки. Она прекратила работу 10 лет назад из-за недостатка учеников.
Мало кто верил, что семья сможет отремонтировать ветхое здание, в котором пришлось менять всё, кроме стен. Однако с окончанием ремонта новоселы опасаются, что могут остаться ни с чем — на здание школы у них нет никаких документов. Даже прописаться нельзя. Терпение закончилось с рождением долгожданного ребенка, документы на которого семья получила с боем. В ситуации на месте разбиралась журналист NGS24.RU Татьяна Стриганова.
Деревня Хайдак находится в 160 километрах от Красноярска, на границе Манского и Партизанского районов. Дорог хороших здесь нет, но вот добротные столетние дома в избытке. Их в начале прошлого века построили фермеры редкой народности сето (живут на границе России и Эстонии) — оказалась, что земля в далекой Сибири гораздо плодороднее. Они переехали сюда в начале ХХ века по Столыпинской реформе. Герой нашего материала Аркадий — потомок сето и, как и его предки, не побоялся трудностей. Их у него было не меньше, чем у прадедов, которые осваивались в этой суровой местности.
— Когда мы переселились сюда в мае 2018 года, в школе жить было невозможно — полы сгнили, половины крыши не было. Снег, дождь — всё оказывалось внутри. До осени ночевали в бывшей школьной столярной мастерской. У нее хотя бы крыша была целая, — вспоминает первые месяцы на новом месте Аркадий.
За первое лето Аркадий вместе с родными и односельчанами поменял крышу, заменил полы, сделал перепланировку. Супруги часто упоминают тестя как главного помощника — он подарил семье первого барана, с которого они начали вести хозяйство на новом месте, потом помогал с отоплением, с крышей. Однако поначалу многие знакомые крутили у виска — мало кто верил, что старую школу можно превратить в комфортный жилой дом.
— Смеялись надо мной. Говорили: «Что ты здесь возьмешь, тут же всё сгнило!» Иди, говорят, отсюда. А мы решили своими силами, не бросать, а поднять всё, — пояснил хозяин дома.
Чтобы показать, как было внутри школы изначально, Аркадий ведет нас на летнюю кухню. Здесь оштукатуренные стены с трещинами, покосившийся потолок и пол, который «ходит ходуном». На Аркадия накатывает ностальгия — когда-то здесь была учительская, куда школьников звали на разговор после провинностей. Зимой здесь довольно холодно, часть окон хозяева решили заложить.
О том, какие в школе были классы, дает представление зал с черно-белыми обоями. В прошлом веке численность одного класса могла доходить до 30 человек. Чтобы обеспечить весь учебный процесс, в Хайдаке построили три таких здания. Одно расположено напротив, другое разобрали несколько лет назад на дрова. В спальне и будущей детской школьники изучали английский язык, выполняли лабораторные работы. В бывшей раздевалке супруги хотят сделать кухню.
Чтобы сделать ремонт, супруги взяли кредит на 850 тысяч рублей, еще 650 тысяч дал отец Дарьи. Платят строго по графику — Аркадий уже несколько лет работает на местном разрезе «Ивановка» водителем БелАЗа. В связи с рождением дочери ему впервые дали отпуск, а так он работает вахтовым методом по полмесяца.
— Просрочек по платежам у нас нет. Мы лучше на одной картошке и капусте будем, не помрем. Зарплата доходит до 40 тысяч в месяц. Иногда, когда машина стоит на ремонте, оплата идет, но уже меньше, — говорит Аркадий.
Главный страх семьи Понамарчук сейчас — потерять всё то, что создавалось нелегким трудом. Начиная с 2018 года, местные власти не могут оформить документы на дом. Здание школы — нежилое, поэтому прописку или договор социального найма на такой объект сделать нельзя. Семья оказалась в подвешенном состоянии.
— Я год назад пришла в Имбежский сельсовет (Хайдак входит в его состав. — Прим. ред.) и говорю главе: «Юрий Михайлович, у меня ребенок родится, я у вас его буду прописывать». На что они там отшутились и всё. Дали нам какой-то документ, в котором он объяснил, почему не может перевести здание из нежилого в жилое. А когда мы просили у них документы, чтобы самим пойти оформлять в МФЦ, нам ответили, что не имеют права нам их давать. Хотя все в деревне знают, были собрания, где озвучивалось, что этот дом он отдал Аркадию Понамарчуку, — пояснила хозяйка дома.
Из-за отсутствия прописки по цепочке возникают другие проблемы — супругам пришлось с боем получать свидетельство о рождении дочки, назначить ежемесячные выплаты тоже не могут. СНИЛС на ребенка тоже без прописки оформить нельзя. Благо, что все медицинские услуги Дарья и ее дочка могут получать без проблем.
У главы Имбежского сельсовета Юрия Жирнова за несколько недель до нашего приезда в Хайдак закончились полномочия. Обязанности главы исполняет его заместитель Дмитрий Потапов. Он по запросу NGS24.RU поднял все документы по бывшей школе, которую никак не могут передать семье.
С его слов, загвоздка всех предыдущих лет была в том, что для оформления перевода здания из нежилого в жилое сельсовет должен был приобрести дорогостоящую программу. В этом году законодательство поменялось, и проблему решили обращением в Росреестр.
— 14 марта я получил в электронной форме разрешение на перевод здания школы по улице Центральной в Хайдаке из нежилого в жилое. Следующий этап — Аркадию Понамарчуку, как состоящему в списке на жилье, будет предложено заключить договор социального найма на этот дом. Мы заключаем этот договор, едем в МФЦ и прописываем всех членов семьи, — пояснил Потапов.
Такое легкое решение вопроса удивило семью — ведь сколько бы они ранее ни ходили в сельсовет, успеха никогда не добивались. Аркадий с Дарьей не исключают, что процесс ускорило внимание журналистов к этой теме. В любом случае, мы будем следить за развитием ситуации. Чиновники пообещали, что вопрос с пропиской будет решен в течение максимум полутора месяцев.
***
Несмотря на неопределенность с документами на дом, семья Понамарчук за три года смогла создать полноценное хозяйство с курами, коровами и лошадьми. Помимо здания школы, Аркадий взял в оборот находящийся на территории школьный спортзал и столярную мастерскую. В первом у него склад угля, во второй живет домашний скот. На столе всегда свежие продукты, излишки такого производства можно продавать и покупать всё необходимое. Бывшую школу семья выбрала еще и потому, что поблизости 10 гектаров полей, которые остались Аркадию от матери. Со временем семья хочет и на них развернуть работу.
— Я когда маленькая была, жила на станции Саянск, и моя мама держала корову. И я всегда говорила: «Буду жить в городе, сельская жизнь с коровами, всем этим хозяйством вообще не для меня». А сейчас всё поменялось: за несколько дней до родов я сама ходила, доила корову. Эта жизнь мне очень нравится, и куда бы ни звали переехать, поближе к цивилизации и так далее, я уже не соглашусь, — поделилась своим взглядом Дарья Понамарчук.