
Полина Прокошина вернулась в родной Красноярск, чтобы работать педиатром
Детский врач — человек, который видит вашу семью под особенным углом: какие вы, когда ребенок болеет, как справляетесь с трудностями, насколько ответственны вне работы и даже, что за привычки у вас есть. Детским врачом Полина Прокошина мечтала стать со школы: закончила медицинский университет и ординатуру в Санкт-Петербурге, а теперь вернулась в родной город и работает педиатром в детской поликлинике № 2 на правом берегу. Почему мама грудничка на приеме может заплакать, какие они, современные пациенты 0+ и как найти баланс между родительской тревожностью и пофигизмом к здоровью ребенка? Журналистка Александра Славецкая специально для NGS24.RU записала откровенные мысли педиатра Полины Прокошиной.
Маленькие большие пациенты
— Педиатр — это врач, у которого 2 пациента сразу: ребенок и родитель. Взаимодействие с семьей, консультирование по основным вопросам ухода за детьми — вроде бы не совсем моя специальность, но я это делаю. Если ребенок только родился, у мам и пап очень много вопросов: про бутылочки, смеси, соски.
Большая часть родителей не готовятся к рождению ребенка, вернее они готовятся, но все сводится к покупке коляски, кроватки, а на самом деле, с чем придется столкнуться никто не объясняет. Родители бывают в растерянности, в ступоре и с вопросами обращаются к педиатру. От незнания, кстати, очень много страхов и, наверное, самая частая фраза, которую я говорю: «С вашим ребенком все хорошо. Это физиологично для его возраста».
Тревожность у родителя очень высокая и я рекомендую записывать все вопросы, читать их на приеме и записывать ответы, чтобы ничего не упустить. Не так давно на моем участке была плачущая мама. Они приходила вся в слезах: «Моя дочь не спит! Совсем не спит!»

Хорошо, когда на приеме у врача весело
Выяснилось, что она одна с ребенком неделями, а самый продолжительный сон девочки — 40 минут. При этом ребенок на приеме лежал и гулил, явно был доволен жизнью. Я дала рекомендации по выстраиванию режима, но это не помогло. Через месяц эта же мама пришла снова в слезах: «Она не спит!»
И так, действительно, может быть. Ребенок плохо поддавался режиму, легче засыпать девочка стала только к году. И мы поддерживали маму, как могли: рекомендовали найти сообщество мам, использовать любую возможность отдыха, хвалить, а не ругать себя. Иногда простые разговоры на приеме тоже помогают.
Как правило, тревожность зашкаливает именно в первый год жизни ребенка. Каждая семья обязательно приходит на прием со словами: «Наш ребенок упал с кровати». «Поздравляю, все с этим сталкиваются. Не знаю ни одной семьи, где ребенок не падал», — говорю я и перехожу к осмотру.
Вы знаете, как себя чувствует ваш ребенок?
Я не тот человек, который сообщает родителям диагнозы, как правило, это делают узкие специалисты. Иногда родители что-то подозревают, смотрят в интернете симптомы, пугаются, а оснований — нет. Иногда диагноз подтверждается. Тогда я стараюсь собрать все документы быстрее, помочь семье тем, что в моих силах, предложить программы реабилитации, если они есть.
Иногда понимаешь, что ребенок никогда не выйдет в норму, а по описанию беременности видишь, что будущая мама знала, что могут быть патологии, но решилась рожать. Я с большим уважением отношусь к таким родителям.
А бывает, наоборот, родитель знает диагноз, но предпринимать ничего не хочет. Или не видит проблемы в опасной ситуации. Например, мама, у которой ребенок терял в весе в первый год жизни и не наедался грудным молоком. «Она спит, значит, наедается» — стоит на своем родительница.
Это был случай, когда я накричала на маму, пригрозив, что если через неделю ребенок не наберет вес, то они поедут в стационар. Это могло быть опасно, и я понимала, что после родов у мамы могут бушевать гормоны, что она не плохая, но критически мыслить не может, а я как врач должна быть бдительной.
Отдельная история — подростки. Часто их приводят родители с жалобами на боли в голове или животе. Я спрашиваю: «Что ребенок ест?» Мама отвечает: «Да он нормально питается». «Можешь рассказать?» — прошу я мальчика или девочку. «На завтрак — чай, хлеб с маслом. На обед — пирожок в столовой. На ужин — гречка и салат», — отвечают.
И это вообще-то сильно не полноценное питание! Подростку нужно горячее, нужно мясо. Мы не демонизируем чипсы, газировку и гаджеты, но здоровый образ жизни очень важен. Это же подростки, у них перестраиваются нервная и эндокринная системы, им правда нужны хорошие условия: еда, сон, отдых, поддержка. Но родители не всегда хотят что-то менять, ведь это, получается, всей семье надо вести правильный образ жизни: готовить дома, следить за режимом, заниматься спортом.
«Дайте мне волшебную таблетку!»
«Мы ходим в садик и две недели болеем, а почему другие дети — нет? Это несправедливо, пропишите какие-нибудь лекарства», — часто слышу я на приеме.
Таково формирование иммунной системы. Есть дети, которые прямо сейчас к садику не готовы, и нервная система реагирует вот такой защитой.
Очень влияет, как шла адаптация к саду. Иногда нужно забрать ребенка домой и попробовать еще раз через полгода, но, конечно, есть семьи, где обоим родителям необходимо работать прямо сейчас.
Я рекомендую закаливание, про которое незаслуженно забывают. Или советую обратить внимание на то, что у ребенка пальцы во рту, а ведь сейчас он в поликлинике! Родители часто забывают про элементарные вещи, им надоедает поправлять ребенка, потому что заняты, потому что телефон в руках, потому что хочется, чтобы ребенок был удобным…

Внимание врача, как правило, нужно не только ребенку
Очень радует, что все чаще на прием приходят папы. Правда иногда, они не знают, зачем ребенку ко мне и по громкой связи звонят маме, чтобы она объяснила ситуацию. Часть пап включены умеренно, но тонкостей не знают, а некоторые — знают про своего ребенка абсолютно всё! И про лечение, и про витамины. Они принимают решения, задают вопросы, причем, чувствуется, что человек что-то читал, прежде чем прийти на прием, он владеет контекстом. Да, таких мужчин немного, но уже и не единицы!
Повсеместно у детей и родителей любого возраста встречается нарушение коммуникации: ребенок заходит в кабинет, уткнувшись в телефон и не отрывается от него вообще. Отвечает на мои вопросы не сразу. И мама жалуется на гаджетозависимость, но в общем и целом, сама же ее спровоцировала, когда нуждалась в том, чтобы ребенок спокойно где-то посидел и не мешал…
Главное, чему меня научила моя работа — не осуждать родителей, что бы я ни увидела. Не все люди были на месте конкретного вот этого папы, вот этой мамы. Есть дети, которые ходят на массаж, на развивающие занятия, а их родители могут сходить в кино, потому что бабушка с удовольствием остается с внуками… Где-то родительских сил хватает на то, чтобы ребенок был сыт и чисто одет. И часто видишь, что получается все, что бы очень хотелось, далеко не у всех. Но большинство родителей очень стараются, заботятся и много работают.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — Новости Красноярска и в нашей группе во «ВКонтакте» НГС.НОВОСТИ Красноярск. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.








