В NGS24.RU обратилась жена 35-летнего красноярца, которого планируют отправить на спецоперацию, хотя у него периодически отнимается правая рука.
В 2013 году Яков попал в аварию и получил травму плеча: разорвалось сочленение ключицы и лопатки. Ему установили металлическую пластину с винтами, которая соединила кости (копии справок есть в редакции). Следующие почти 9 лет он жил с этой пластиной вполне нормально, так как берег плечо и не перегружал его.
В конце сентября 2022 года Якова мобилизовали. Никакой медкомиссии, по его словам, не проводилось. Мужчина сообщил в военкомате Октябрьского и Железнодорожного районов о металлоконструкции в плече, но его не стали слушать.
В армии физические нагрузки предсказуемо оказались выше, чем в обычной жизни. От нагрузок место бывшей травмы начало побаливать, с каждым днем — всё сильнее. К концу октября — началу ноября боль стала невыносимой, а правая рука просто отнялась.
3 ноября Якова направили в гражданский травмпункт в Херсонской области. Там врач выдал справку, что требуется удалить металлоконструкцию из организма. Дальше военного перебросили в госпиталь Феодосии, где для него не нашлось места, потом в госпиталь в Севастополе, там тоже не было места. Наконец его привезли в Псков, по месту прикрепления к воинской части.
10 ноября псковские врачи филиала 442-го Военного клинического госпиталя МО РФ предложили ему встать в очередь на плановую операцию, которая состоится не раньше мая 2023 года, а до тех пор — возвращаться на фронт (копии документов есть в редакции).
Яков сразу подал рапорт командиру части, что не может нести службу из-за неработающей руки, и попросил отпустить его на лечение по месту жительства. Ему отказали.
Дальше Яков стал рассылать обращения в различные органы. Начался круговорот отписок (копии есть в распоряжении NGS24.RU). Военная прокуратура Псковского гарнизона ответила красноярцу, что его диагноз не мешает ему иметь категорию А и не предусматривает ограничений в физических нагрузках, кроме прыжков с парашютом. Прокуратура Красноярского края переслала обращение Якова в прокуратуру Октябрьского района, а та — военкому Андрею Лысенко. Последний пояснил мужчине, что в Красноярске его призвали в соответствии с законом, так что все вопросы теперь — к командиру части. Командир части, напротив, предложил демобилизовать Якова военкому.
Эти переписки длились два месяца. Всё это время красноярец жил в военной части в Пскове. Никакого лечения он не получал, но в отсутствие нагрузок плечо постепенно перестало болеть, а рука снова заработала. Обнаружив это, псковские военные медики решили, что теперь-то уж точно нет никаких причин держать его в тылу. Так что в ближайшее время Якова ждет отправка на спецоперацию. Мужчина уверен, что на фронте боли снова вернутся из-за тех же нагрузок.
При этом в очередь на плановую операцию Якова так и не поставили. 12 января 2023 года 442-й Военный клинический госпиталь МО РФ известил его, что «плановая госпитализация временно приостановлена из-за перепрофилирования отделений». Ему предложили в апреле 2023 года повторно отправить заявку, чтобы встать в очередь. Разумеется, нет никаких гарантий, что в апреле эту его заявку одобрят. Однако вариант прооперировать человека в гражданских медучреждениях Красноярска никто даже не рассматривает.
Мы отправили запросы в прокуратуру Псковского гарнизона и Генпрокуратуру РФ с просьбой разъяснить две вещи:
1) Каким образом может нести службу на фронте человек с болями в плече и неработающей рукой.
2) Почему нельзя отпустить Якова домой для проведения операции в Красноярске с последующим возвращением на СВО после выздоровления.