Процедура экстракорпорального оплодотворения существует уже больше 40 лет, однако мифов вокруг нее больше, чем в книжке про Древнюю Грецию. В последнее время, сначала после смерти Жанны Фриске, а потом после болезни Анастасии Заворотнюк, вновь заговорили о том, что ЭКО приводит к онкологии, поэтому нужно его бояться.
Вместо того чтобы множить мифы и додумывать, мы спросили все об ЭКО у заведующего консультативной поликлиникой Краевого клинического центра охраны материнства и детства, врача –акушера-гинеколога высшей категории Павла Баурова.
— Расскажите, что такое ЭКО и как оно проводится.
— ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) — это последний этап в лечении бесплодия, потому что есть другие методы лечения, менее радикальные. При этом методе оплодотворения проводится цикл суперовуляции, затем забор яйцеклеток у женщины и спермы у супруга. Далее на стекле или в пробирке они соединяются, и зачинается новая жизнь.
ЭКО — это медицинское вмешательство, поэтому перед процедурой пациентка проходит всестороннее обследование, чтобы исключить наличие противопоказаний для планирования беременности и вынашивания ребенка. После обследования, когда выявлено, что противопоказаний нет, она может претендовать на проведение процедуры ЭКО.
Если мы говорим об ЭКО по полису ОМС, дальше оформляется пакет документов и согласно прописанной маршрутизации их рассматривает комиссия по отбору пациентов. После этого оформляется квота, и женщина становится в очередь. Как только подходит ее время делать процедуру, ее приглашают в клинику.
С точки зрения подготовки организма женщины к ЭКО после проведения всех обследований ей назначают препараты йода и фолиевой кислоты, в первый день менструации она приезжает в клинику, ее осматривают, делают УЗИ и назначают гормональные препараты. Они направлены именно для проведения цикла суперовуляции, когда развивается не 1 и не 2 яйцеклетки, а больше, плюс подготовки эндометрия.
Потом в середине цикла делается пункция и забор яйцеклеток, они оплодотворяются и переносятся в полость матки. Чтобы беременность протекала лучше, женщине опять же даются лекарства, которые помогают закрепиться эмбриону, и все. Дальше пациентка передается на ведение в женскую консультацию.
— Принято считать, что часто при ЭКО рождаются двойняшки и тройняшки. Почему?
— Это не совсем так. Когда яйцеклетки забираются из организма, оплодотворяются и получаются эмбрионы, принимается решение, сколько из них будет подсажено обратно в организм женщины. Обычно отбираются 1–2 самых активных, один из которых, скорее всего, приживется.
А на ранних этапах переносили больше яйцеклеток, 3–4. Иногда приживались сразу все, и тогда врачи понимали, что выносить 3–4 детей — это слишком большой стресс для организма женщины, поэтому делалась процедура редукции и 1–2 эмбриона останавливались в развитии. Но раньше действительно чаще рождались двойни, чем сейчас.
— Можно ли назвать процедуру ЭКО безобидной?
— Нет, так как женщина при подготовке получает высокие дозы гормонов, а это совсем не безобидно. Могут быть такие последствия, как гиперстимуляция яичников, когда фолликулы растут слишком быстро и становятся очень больших размеров, тогда появляются боли в животе и груди, женщину может тошнить, она чувствует серьезное недомогание. Такие пациенты подлежат снятию с цикла, лечатся и ждут, когда их состояние стабилизируется. Если клетки были забраны, тогда предлагается криоконсервация. Если уже были получены эмбрионы, они замораживаются, а потом, когда женщине становится лучше, размораживаются и так же подсаживаются в полость матки.
— После смерти Жанны Фриске и болезни Анастасии Заворотнюк люди опасаются, что имеется связь между ЭКО и онкологией. Доказана ли она?
— Нет, связь между ЭКО и онкологией не доказана, но доказано, что ЭКО может провоцировать рост раковых клеток, которые уже имеются. Однако они могут расти и под воздействием обычной беременности, потому что во время нее все в организме женщине быстро растет и развивается. К сожалению, порой мы сталкиваемся с тем, что под действием гормонов в теле образуются опухоли уже на поздних стадиях беременности.
После смерти Жанны Фриске и сейчас мы заметили, что женщины стали более тщательно обследоваться, но уже самостоятельно, они сдают онкомаркеры и проверяются практически с ног до головы. Это не предусмотрено в рамках ЭКО, но не запрещено, если человек хочет сам это сделать.
— Расскажите, какие противопоказания имеются к процедуре?
— Обычно вопрос по противопоказаниям решает профильный врач, которые занимается теми или иными хроническими заболеваниями у женщины, однако если говорить в целом, то это психические заболевания, диабет, туберкулез, тяжелые пороки сердца, онкозаболевания, ожирение или дефицит массы тела. Также ЭКО в рамках системы ОМС не делается женщинам до 18 лет и старше 45.
— Дети из пробирки отличаются как-то от детей, зачатых привычным способом?
— Это очень популярный вопрос, и часто родители боятся, что ребенок будет какой-то не такой, но на моей практике такие дети ничем не отличаются, они такие же дети, ведь зачатие происходит вполне естественно, просто вне организма матери. А дальше они растут и развиваются обычным образом.
Что я вижу и наблюдаю, так это то, что такие дети часто более желанны, избалованны, их долго ждут и, когда они рождаются, с них едва ли не пылинки сдувают. Но это уже социальный фактор, а не физиологический.
— Где у нас в Красноярске бесплатно делают процедуру ЭКО и как много человек ежегодно через нее проходят?
Две клиники Красноярска делают ЭКО по квотам — медицинский центр гинекологической эндокринологии «Три сердца» и центр репродуктивной медицины группы компаний «Мать и дитя». Всего на них выделено 1550 квот. В этом году за десять месяцев мы рассмотрели 1995 заявок, одобрено 1310. В предыдущем году было 1549 пациенток. Процент эффективности — 33%, это общемировой показатель, так что можно его назвать хорошим.