Здоровье фоторепортаж «Психолог больше нужен персоналу, чем пациентам»: медсестра красноярского хосписа — о своей работе

«Психолог больше нужен персоналу, чем пациентам»: медсестра красноярского хосписа — о своей работе

Единственный в Красноярск хоспис находится в «Солнечном»

Лежачих пациентов нужно периодически переворачивать, чтобы не образовывались пролежни

Единственный в Красноярске государственный хоспис находится в микрорайоне «Солнечный». Он укрыт в тени деревьев, а на крыльце работниками учреждения высажены петунии — сразу и не скажешь, что это грустное место, где лежат с неизлечимыми болезнями, и отсюда пациенты уйдут навсегда, пускай и тихо, безболезненно, окруженными заботой совсем незнакомых им людей. Внутри уютно, пахнет чистотой и лекарствами.

Самые главные люди в хосписе, которые помогают пациентам пережить боль — медсестры, каждая минута рабочего дня которых занята тем, что они осматривают, переворачивают пациентов, обрабатывают раны, дают лекарства, кормят и общаются с ними. Но старшая медсестра Татьяна Курильчик смогла найти для нас время, чтобы рассказать о своей нелегкой работе.

Татьяна Курильчик работает в хосписе пять лет 

Татьяна Курильчик — старшая медсестра хосписного отделения Красноярской межрайонной больницы № 2. Закончила Дивногорское медицинское училище по специальности «Лечебное дело», работала операционной медсестрой в Дорожной больнице, а затем перешла на работу в хоспис, где трудится уже пять лет.

— Я попала сюда случайно. После 12 лет в железнодорожной больнице и декрета начала искать место ближе к дому и устроилась на работу в онкологический центр в больницу. Затем его реорганизовали, ставку сократили, а меня пригласили работать в хоспис, от чего я долго отнекивалась. Но все-таки меня уговорили, и я, если честно, на тот момент не представляла, что за работа меня ждет, — рассказывает Татьяна.

Медсестра делится, что самое сложное в начале работы — попытка перестроиться: она привыкла видеть, что пациент поступает в тяжелом состоянии, ему становится лучше после лечения, и он уходит домой. В хосписе же всё не совсем так.

— Пациенты уходят в мир иной и, по сути, ты видишь совсем другой результат. Ты видишь, что человеку стало легче, что ему не больно, но первые два года мне было морально тяжело. Были порывы уволиться, но я их преодолела и осталась работать, во многом благодаря своим коллегам и начальству, — вспоминает женщина.

Описать свой рабочий день Татьяна затруднилась — говорит, что каждый день всё по-разному. Кроме ухода за пациентами есть много бумажной работы и работы с документами, порой приходится засиживаться за ними до позднего вечера, но, отмечает, что и зарплатой не обижают. Конкретную цифру не называет, но признается: повыше, чем у медсестер обычной больницы. Также в обязанности Татьяны входит общение со студентами, приходящими на практику, объяснение специфики работы новым людям.

В целом, медсестрам и санитаркам хосписа в течение рабочего дня нужно обойти всех пациентов, и не по одному разу. Спросить как дела, если они еще могут говорить. Повернуть, чтобы не образовывались пролежни. Если они уже появились в результате неправильного ухода дома — обработать зеленкой, почистить стому, заменить подгузники.

Основная часть пациентов хосписа — лежачие, но есть и те, кто может ходить, правда, с трудом. Люди выходят во двор учреждения покурить, погулять, читают книги, смотрят телевизор.

Ко многим пациентам часто приходят родные, приносят сладости

В одной из палат застаем двух смеющихся бабушек. Они пьют чай, смотрят телевизор, смеются над чем-то. Заметив журналистов, старушки по-девичьи кокетничают, приговаривая, что не причесаны для фото. А потом одна из них рассказывает:

— Ко мне сюда сын почти каждый день приходит! У меня двое сыновей, а дочку бог не дал. Но сыновей я хорошо воспитала, они маму не бросают, печенье мне к чаю приносят. Я их так люблю, — говорит женщина, и тут голос срывается в плач.

Татьяна успокаивает ее, пациентка быстро отвлекается и продолжает общение со своей соседкой по палате.

Специальные кровати в хоспис закупили в прошлом году. Это облегчило работу персоналу и жизнь пациентам

— Это не самое веселое место, и на своем опыте мы учимся оказывать психологическую поддержку людям, поэтому нам самим нужно оставаться на жизненном позитиве. В этой работе по-другому нельзя, потому что все эти заболевания, всё это состояние — это нерадостно, и у людей, которые к нам приходят, должна быть надежда на то, что их родные будут окружены добром. Штатного психолога у нас пока нет, но планируется. И он, я вам скажу, сильно нужен именно нам, персоналу, потому что выгореть на этой работе можно очень быстро и очень легко, — говорит Татьяна.

Татьяна говорит, что работать в хосписе могут только милосердные люди

— Мне тяжелее всего, когда поступают пациенты моего возраста или даже младше, сразу начинаешь думать: «А вдруг со мной что-то случится, а у меня дети». А еще есть такой момент, что ты чувствуешь вину перед больными людьми за то, что ты здоров и полон сил.

Пациенты в основном читают, смотрят телевизор или спят

И хотя, со слов Татьяны, она пытается дистанцироваться от того, что происходит на работе, всё равно и она, и другие работники привязываются к пациентам. Перед их глазами проходят человеческие судьбы. Пациенты хосписа — люди, нуждающиеся в медицинской помощи и уходе, которые не могут в силу болезни оставаться дома. Есть также и безродные, одинокие, которые обрели мягкую кровать, горячий обед и даже семью только к концу своей жизни.

— У нас есть пациентка, которая здесь уже 10 лет, она социально неблагополучна, у нее тяжелая судьба: когда она болела, после операций отписала мужу квартиру, а он ее бросил. Осталась без жилья. В дом престарелых ее пристроить нельзя, поэтому она живет у нас. Мы ее угощаем чем-нибудь вкусным, общаемся с ней, — делится медсестра.

Каждый пациент требует специального ухода

— Как думаете, почему люди привозят сюда своих родных, а не ухаживают за ними дома?

— Этим людям нужна особая помощь, профессиональный уход и обезболивание, чего не могут круглосуточно обеспечить родственники, и тогда участковый доктор дает направление сюда. У нас лежат стомированные пациенты, а за стомой тоже нужно ухаживать, и не все могут правильно осуществлять этот уход.

— А бывает, что родные оставляют вам близких и уезжают?

— Нет, такого не помню. Всегда приходят, навещают. Вообще, мощная поддержка семьи важна. Была у нас пациентка с инсультом, которая дышала только через стому и могла есть только через зонд. И ее так поддерживала ее сестра, что она начала сама дышать и есть. И ушла от нас своими ногами! Когда видишь, что родственники заинтересованы в выздоровлении, это дает хороший толчок к выздоровлению, даже когда человек кажется безнадежным.

У медсестер не всегда есть время общаться с пациентами

Еще одна часть работы медсестры — работа с волонтерами. По большей части волонтеры хосписа приходят в учреждение, чтобы пообщаться с пациентами. По словам Татьяны, у них не всегда есть время на полноценное общение с людьми, в котором они так нуждаются. Также часто посещают прихожане католической и православной церквей, но, по наблюдениям медсестры, в последнее время стало много обычной молодежи и студентов. Приходят даже бизнесмены. Обычно эти встречи проходят по воскресеньям.

Большую часть ухода осуществляют младшие медсестры 

— Есть у нас одна женщина, она из православной церкви, она приходит и читает библию, молится с ними, поет псалмы, — вспоминают в хосписе.

Татьяна испытывает к таким людям невероятное уважение и отмечает, что не уверена, что сама могла бы поступать так же, если бы ее жизнь не была связана с работой в этом медицинском учреждении.

В основном все пациенты хосписа лежачие

— Расскажите, кому подходит работа здесь, а кого вы, скорее всего, на работу не возьмете?

— Когда приходят устраиваться, я сразу говорю, что работа физически тяжелая — нужно поворачивать пациентов, — и пожилого человека скорее всего мы не возьмем, как и девочку молодую весом в 45 кг. Ну а самое главное — это, конечно, терпение и милосердие. Работать здесь могут только те, кто очень сильно любит людей.

Чаще всего пациенты хосписа — онкобольные, люди после инсульта, люди со склерозом

— Если бы можно было поменять работу, вы бы сменили?

— Сейчас я бы уже никуда не ушла. Здесь хороший коллектив, хорошее начальство, а это дорогого стоит.

Коллектив красноярского хосписа очень дружный

— По всей России часто жалуются на проблемы с получением паллиативной помощи, с невозможностью достать лекарства. Недавно был случай с женщиной из Железногорска, которая не могла получить обезболивающий пластырь в нужной дозировке. Вы чувствовали эти проблемы?

— На самом деле, на нас обратили внимание и начали выделять деньги. Раньше были низкие кровати, обычные, и перевязки приходилось делать на коленках, а я высокая. Сейчас нам закупили противопролежневые системы и специальные кровати. Да и в целом проблем с получением лекарств именно у нас нет, мы обеспечены «от» и «до», в этом плане мы не жалуемся. Понимаете, здесь другая проблема — когда медработники и участковые боятся выписывать лишний раз наркотические препараты. Об этом даже вопрос поднимался на прямой линии с президентом. Но сейчас упростили процесс выписки наркотических препаратов, и вчера я читала, что Голикова попросила еще упростить этот процесс. То есть, всё больше у нас [система] поворачивается к человеку.

Пролежни очень болезненны для пациентов, их обязательно нужно обрабатывать, чтобы туда не попала инфекция

— Скажите, а вам каждый день приходится сталкиваться со смертью?

— Знаете, я вам скажу — как «бабушка с косой» зайдет. Пациенты хосписа умирают — ведь это люди неизлечимо больные, на поздних стадиях, — но их уход из жизни происходит без боли и страданий, и в этом наша работа.

Александра Симутина
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства