Когда в стране происходит что-то страшное — авиакатастрофа, автокатастрофа, терракт — одни из первых, кто прибывает на место происшествия — психологи МЧС. Вчера, 10 октября, праздновали Всемирный день психического здоровья, корреспондент NGS24.RU встретилась со старшим психологом-инспектором ГУ МЧС по Красноярскую краю Мариной Останиной, чтобы узнать о специфике психологической службы МЧС и о том, как найти правильные слова, если беда случилась с кем-то из близких.
— Чем отличается работа психолога МЧС от работы обычного психолога?
— До этого у меня был опыт работы в исправительной колонии с осужденными, поэтому это тоже достаточно специфичная сфера, но отличий, конечно, много. Перед специалистами психологической службы МЧС России стоят две основных задачи, первая — работа с личным составом, вторая — оказание экстренной психологической помощи людям, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.
В повседневной деятельности, когда нет никаких ЧС и происшествий, мы работаем с личным составом, оказываем им психологическую помощь и поддержку, изучаем социально-психологический климат в коллективах. Работаем и с кандидатами на службу в МЧС России.
— Что представляет собой работа на месте происшествия?
— Выезжаем на место, чтобы помочь людям справиться с острой реакцией на стресс. В этом состоянии человека захлестывает целый шквал эмоций: апатия, злость, истерика. Эмоции бывают настолько сильными, что человеку сложно с ними справиться без профессиональной помощи.
Ситуация потери всегда очень тяжела, непредсказуемая, непредвиденная. Жизнь человека, попавшего в беду, всегда делится на «до» и «после». Психологи помогают начать переживать случившееся: оказывают информационно-психологическую поддержку, морально готовят к процедуре опознания родственников и прощанию с ними. Если нужно встретить человека в аэропорту — мы встречаем, если в гостинице — едем туда.
Например, в 2016 году мы работали на крушении вертолета в Игарке. За каждой семьей закреплялся специалист, он вел их с начала и до конца.
— Каким образом принимается решение о том, стоит ли привлекать психологов?
— Старший оперативный дежурный Центра управления в кризисных ситуациях определяет необходимость. Далее он передаёт эту информацию психологу осуществляющему дежурство, который и решает сколько необходимо специалистов для работы именно при данном происшествии.
При крупных ЧС на базе ГУ МЧС России по Красноярскому краю открывается телефон горячей линии в круглосуточном режиме с целью оказания дистанционной психологической помощи. Это достаточно сложный вид работы, потому что ты слышишь чувства человека, но не видишь его. В основном звонят родственники и знакомые пострадавших, хотя бывают и звонки от людей, которые высказывают свое мнение.
Пожалуй, больше всего звонков было во время землетрясения 2011 года, оно очень взволновало красноярцев, люди сильно переживали.
— На каких крупных чрезвычайных ситуациях вы работали?
— На всех, что происходят на территории Красноярского края. В том числе на крупных ДТП вроде тех, что произошли летом 2015 под Балахтой. Бывали случаи, когда мы привлекались для работы в другие субъекты, например при наводнении в Алтайском крае.
Одна из запомнившихся мне произошла в 2012 году. Это была гибель молодых парней — парашютистов в Тыве, при тушении лесного пожара. Случившееся потрясло всю республику, казалось, что каждый человек переживал за судьбу погибших. Было очень сложно сохранять профессиональную позицию, возникало желание разделить горе с каждым.
— Бывает ли спасателям страшно?
— Конечно, бывает! Спасатели — это люди, и они так же, как все, подвержены страхам и переживаниям. Однако в ходе службы они учатся справляться с подобными переживаниями, преодолевать собственные страхи и волнения.
— А вам?
— И нам бывает страшно. В таких ситуациях нам помогают психологические знания. Мы понимаем, что происходит с нами здесь и сейчас, знаем, как совладать с собой.
— И как сами справляетесь?
— Необходимо соблюдать тонкую грань: помогать, не пропуская ситуацию через себя, чтобы самим не получить травму.
Люблю заниматься в спортзале, летом бегать, зимой кататься на лыжах. Большим ресурсом для меня является выезды на природу, ведь в крае много красивейших мест. Прогулки на «Столбы», выезд в Ергаки — всё это помогает мне набраться сил.
Наша профессия не терпит застоя, однообразия, бездеятельности, поэтому я постоянно обучаюсь и повышаю свой профессиональный уровень, и это тоже мне помогает.
— Как научиться поддерживать своих близких, попавших в тяжелую ситуацию? Как найти те самые нужные слова?
— Волшебной формулы или конкретного набора «спасательных» фраз не существует, ведь каждый случай индивидуален. Главное, чтобы ваши слова шли от сердца. Если можете выразить соболезнования — выражайте, если не можете — не стоит лукавить и заставлять себя.
Как бы не вел себя человек в таких ситуациях — это его право выражать боль. Кто-то плачет, кто-то ведет себя агрессивно, кто-то внешне сохраняет спокойствие, граничащее с безразличием. Важно понимать, что за столь разным поведением людей всегда скрываются душевные переживания, и каким бы сильным не казался человек, он нуждается в поддержке.
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)