Мы завершили наш проект «Онкологический ликбез» большим интервью с главврачом онкологического диспансера Андреем Модестовым. Однако в начале июня в Красноярске прошел нейроонкологический семинар, организованный Благотворительным Фондом Константина Хабенского, в ходе которого ведущие специалисты прочитали цикл лекций для красноярских врачей. В числе гостей семинара была детский онколог высшей категории, профессор Российского научного центра рентгенорадиологии Ольга Желудкова, которая принимала у себя маленьких пациентов с новообразованиями головного мозга и согласилась дать интервью НГС.НОВОСТИ.
В интервью она поведала о первых симптомах и способах лечения детской онкологии, рассказала истории своих красноярских пациентов и обозначила проблемы, которые существуют в лечении детской онкологии в Красноярском крае.
По данным заведующей отделением детской онкологии и гематологии Красноярского краевого центра охраны материнства и детства Марины Борисовой, ежегодно к ним поступает 80 маленьких пациентов с онкологическими заболеваниями, из которых 8–12 человек — с опухолями мозга.
— Причина возникновения нейроонкологических заболеваний у детей? Красноярцев волнует связь экологии и онкозаболеваний — наблюдается ли она в этом случае?
— Мы знаем, что ограниченное количество болезней связано с наследственно-генетическим синдромом — их количество составляет 15%. В остальных 85% случаев причина неизвестна.
Связи между опухолями мозга и экологией нет.
— Какие первые симптомы детской онкологии мозга должны насторожить родителей?
— Первое, что должно стать поводом обращения к врачу — это тошнота, рвота, головная боль. Эта симптоматика будет нарастать по частоте и интенсивности, ребенок просыпается с головной болью, появляется утренняя рвота, после рвоты у него наступит облегчение. Это всё верные признаки опухоли мозга.
Второй признак опухоли мозга — это судороги. Не всегда нужно их связывать с температурой, они могут быть причиной опухоли мозга.
При опухолях спинного мозга симптомы заболевания в первую очередь характеризуются интенсивной болью в ногах и спине, которая требует обезболивания.
Еще один симптом опухоли мозга — это внезапное косоглазие. Помню, был случай, когда мама заметила у ребенка косоглазие и повела на обследование. Мама сама невролог и этот симптом ее насторожил. У ребенка выявили диффузную опухоль ствола — это неизлечимое заболевание, но диагноз был поставлен рано и верно, ребенок прожил дольше.
Любой врач — окулист, невропатолог, терапевт — должен оценить, что все эти симптомы могут быть потенциально опасны, родитель тоже должен быть насторожен. Иногда родители сами ведут ребенка на МРТ и там выявляют причину этих симптомов.
— В каком возрасте чаще всего проявляются опухоли мозга и у кого — у мальчиков или девочек?
— Самый опасный возраст — до 10 лет, после 10 опухоли мозга встречаются реже, еще реже — после 15. Болеют чаще почему-то мальчики. Причин этому мы не знаем.
— Каким образом ставится диагноз? Как вы оцениваете уровень диагностики в Красноярске?
— В настоящее время поставить диагноз стало проще, чем раньше, так как есть целая система обследований. И нет препятствий тому, чтобы их провести. Самое важное — правильная интерпретация врача- специалиста по визуализации. Иногда специалисты неверно оценивают МРТ, и диагноз опухоли мозга устанавливается поздно, и, соответственно, лечение тоже начинается поздно.
В Красноярском перинатальном центре установлен хороший томограф, который может выполнять адекватные исследования. Единственный минус — это то, что отделение МРТ здесь работает только до 14 часов дня и очередь на исследование растянулась на два месяца. Я предложила заведующей отделением онкологии Марине Борисовой обсудить с администрацией больницы работу в две смены, чтобы полностью исключить очередь. Очередей быть не должно, если речь идет об онкологии.
В остальном и оборудование, и специалисты очень хорошие. Есть аппарат, который встречается не во всех регионах в России — позитронно-эмиссионный томограф, и здесь проводят исследования у детей.
— Как вы работаете с красноярскими пациентами? К вам может попасть любой пациент с нейроонкологией или только особо сложные?
— Я постоянно на связи с вашими специалистами и веду многих пациентов. Иногда мне пишут родители заболевших детей, тогда я запрашиваю информацию у докторов, чтобы картина была более ясной. Мы работаем в режиме онлайн, также я консультирую, но уже второй раз приезжаю в ваш город, чтобы пообщаться с докторами и пациентами лично.
Лечение проводится в Красноярске, но самые сложные случаи оперируют в центре нейрохирургии имени Бурденко в Москве.
— Расскажите о ваших красноярских пациентах — кто они?
— В Красноярске мы наблюдаем самые разнообразные опухоли. Часто встречается медуллобластома, но есть и очень редкие заболевания. В Красноярске лечится пациент с редкой опухолью сосудистого сплетения — хориокарциономой — он уже завершил хирургическое лечение, лучевую терапию, и сейчас получает химиотерапию. В начале июня был с такой же редкой опухолью прооперирован пациент из Красноярска в НМИЦ НХ им Н.Н. Бурденко и ему предстоит лечение.
Такой вид опухоли по статистике встречается в 0,2% случаев. И сразу два — в Красноярске. Работает закон парных случаев: если есть одна редкая опухоль, жди вторую. Вот появился второй такой пациент. Опухоль редкая, для определения показаний к лучевой терапии необходимо исследование мутации для исключения наследственного синдрома. К слову, внешних симптомов этого наследственного синдрома не бывает.
Под наблюдением в Красноярске находится еще одна пациентка, у которой, к сожалению, метастазы опухоли мозга распространились в брюшную полость. Это редкий случай, когда опухоль распространяется за пределы центральной нервной системы. Начиналось заболевание всё с тех же симптомов — тошнота, головная боль, ребенок начал попёрхиваться, был очень вялый. После лечения прошел год, и теперь она получает лечение метастазов в брюшную полость. Ребенок получает все варианты лечения.
Порой опухоли выявляются случайно. 8-месячный пациент, у которого было другое гематологическое заболевание — хронический миелолейкоз. Вставал вопрос о трансплантации костного мозга, доктора сделали МРТ и обнаружили множественные изменения в головном мозге. Мы обсудили пациента: эти объемные образования расположены очень глубоко, делать биопсию крошечному пациенту очень трудно, оперировать — опасно, так как есть риск кровотечений. Было принято решение просто наблюдать, так как эта опухоль может быть доброкачественной. Если она будет расти, тогда будем решать, как лечить ребенка.
— Могут ли у излечившихся пациентов проявиться рецидивы опухолей?
— Могут быть рецидивы опухоли мозга, они встречаются с разной частотой в зависимости от многих факторов. С увеличением срока после окончания лечения снижается риск рецидива опухоли. Как правило, при злокачественной опухоли риск рецидива наблюдается в первые 2 года после отмены терапии, редко наблюдается рецидив в поздние сроки. Поэтому после лечения пациенты находятся под наблюдением и им проводится МРТ. Мы наблюдаем пациентов после лечения в течение 10 лет и более.
— После лечения у пациентов проявляются нарушения в работе мозга?
— У выздоровевших пациентов могут быть проблемы с памятью, обучением, зрением, ортопедические проблемы, также могут быть эндокринные нарушения, поэтому все пациенты должны наблюдаться онкологом, эндокринологом, офтальмологом, неврологом и другими врачами. После завершения лечения мы разрешаем ходить детям в школу, детские учреждения. Иногда родители просят продлить домашнее обучение или отказываются от посещения детского сада.
Недавно у меня был пациент, который начал лечение опухоли мозга в возрасте 10 лет, а только в возрасте 14 лет пошел в школу, уже полностью излечившись. Там его спросили, где он был, мальчик говорит, что у него была опухоль мозга и он лечился. А одноклассники ему говорят, что вот, мол, у Жанны Фриске тоже была опухоль, она умерла, а ты нет, и не поверили ему. Парень расстроился. Вот поэтому целесообразно после завершения лечения спустя 6–12 месяцев обсуждать возвращение в детское учреждение, будь то школа или детсад. Я за то, чтобы дети не чувствовали себя изгоями и легко социализировались. После лечения опухоли мозга мы исключаем занятия травматичными видами спорта, разрешается посещение бассейна, настольные игры, танцы. Через какое-то время выздоровевшие пациенты возвращаются к обычной жизни и живут, как и любые здоровые люди.
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)