Мы продолжаем серию интервью с онкологами и в сегодняшнем материале затронем тему, которая может напугать любого родителя, — это детская онкология. Наш собеседник — кандидат медицинских наук, главный внештатный детский онколог минздрава Красноярского края и заведующая отделением детской онкологии и гематологии Центра охраны материнства и детства Марина Борисова — расскажет, можно ли защитить ребенка от рака и при каких тревожных симптомах необходимо сразу бежать к врачу.
В Красноярском краевом клиническом центре охраны материнства и детства отделение онкологии и гематологии работает с 2000 года.
У детей нет вредных привычек, но детский рак существует?
Детского рака как такового нет, это просто общее понятие. Рак — это удел взрослых, среди детей встречаются лишь единичные случаи, а вот злокачественные образования у детей костного мозга (лейкоза) встречаются довольно часто. У нас в Красноярском крае показатель — 4,2 случая на 100 тысяч человек, показатель такой же, как в среднем по России. И к нам в отделение с впервые поставленным таким диагнозом ежегодно поступают 80 человек, в том числе из Республики Тыва и Хакасии.
К сожалению, несмотря на то что у детей нет вредных привычек, злокачественными образованиями они все равно болеют, потому что часть заболеваний — врожденные, то есть мама что-то получила, произошла мутация и внутриутробно еще. Большое значение имеет наследственность, но по лейкозу наследственности не существует.
Какие тогда болезни могут передаться ребенку?
Это ретинобластома и нейробластома, то есть злокачественное образование сетчатки глаза и почки у детей. Нужно порыться в родословной, поспрашивать родителей, а не болел ли кто в семье.
Почему дети болеют лейкозом?
Лейкоз — самое частое злокачественное образование у детей, каждый год с ним поступает около 30 человек. Факторы одни и те же — как я сказала, может быть врожденное, но есть и внешние факторы. Например, если родители курят, если мама находится там, где накурено, или уже сам ребенок находится в накуренном помещении. Повлиять на заболеваемость может радиоактивное излучение и даже избыточное солнечное излучение, а сейчас популярно среди родителей стало возить детей с рождения на море и греть под солнцем.
Кстати говоря, плохо влияют и соединения бензола — это в основном краски и лаки, которые используются при ремонте. Беременной женщине и ребенку необходимо этого избегать.
Красноярцы уверены, что вся онкология от экологии. В том числе и детская. Вы согласны с этим?
Конечно, частично причастна, ведь Красноярск загрязненный город, но статистику я привела и разницы большой с другими городами нет. Но факт в том, что в городе заболеваемость выше, чем в районах, где нет промышленности.
С другой стороны, есть у нас и ядерные могильники. Но я писала на эту тему диссертацию, у нас нет превышения радиоактивного фона, и в закрытых городах края превышения по заболеваемости лейкозами нет.
А если в целом, растет ли количество детей, заболевших лейкозом?
Физически количество больных детей не увеличилось, но увеличилось соотношение по численности детского населения, потому что оно падает. Но злокачественные образования помолодели. Раньше врожденных заболеваний было немного, сейчас — чаще. Все, кто лежит сейчас в стационаре, — дети до 5 лет.
Предотвратить образование лейкоза можно?
Эти работы ведутся, но пока — маловероятно. Зная факторы, влияющие на его образование, можно себя защитить, но частично, например, избегать вредных привычек. К тому же часть детей рождаются с иммунодефицитом, и если брешь в иммунитете уже есть, то они очень часто заболевают, ведь им трудно бороться с внешними факторами.
На какие первые признаки родители должны обратить внимание?
Маленькие дети — гиперактивные, и если мама замечает, что ребенок стал быстро уставать, прикладывается спать, при беге появилась одышка, если он останавливается на лестнице, а не бежит галопом, — это все повод сдать кровь.
При купании, если родители замечают объемное образование в животе — тоже нужно задуматься. Могут быть изменения на коже, набухания, если речь идет о злокачественном заболевании костей, увеличение конечностей.
Или если у здорового ребенка появляется косоглазие или головные боли — тоже плохой знак. Беспричинное повышение температуры и рвота (если нет какой-то инфекции) — повод обратиться в больницу.
Лейкоз не заметить трудно, он хорошо выявлявется. Важно раньше начать лечение.
Как вы лечите детей, которые страдают от онкологии?
Тот же лейкоз хоть и трудно пропустить, важно начать лечение как можно раньше, ведь ребенок может погибнуть от кровоизлияния в мозг. У нас все лечится современными протоколами химиотерапии, если надо — отправляем на лучевую терапию в онкоцентр. Первые 36–38 дней, когда страшно отпустить ребенка домой, он обычно лежит в стационаре, потом ходит на поддерживающие курсы.
В интернете часто можно увидеть сообщение, что собирают деньги на лечение. У нас лечение платное?
Чаще всего это собирают деньги на лечение за границей, хотя хорошо лечиться можно и у нас. Самое главное — это не попасться на уловки мошенников, которые пытаются нажиться и потом живут всю жизнь на эти деньги, ни в чем себе не отказывая.
У нас в центре лечат бесплатно; в случаях, когда необходима пересадка или органосохранная операция — мы отправляем в Санкт-Петербург или Москву, но все это тоже бесплатно. Минздрав края не оплачивает только поиск донора в международном регистре, но это делается за деньги спонсоров.
А зачем тогда все-таки отправляют детей за границу?
Родители так хотят, а препятствовать их желанию мы никак не можем.
Насколько успешно лечение?
Показатель выживаемости — 70–80 %, это очень много. Но, к сожалению, 20 % по статистике должны погибнуть от осложнений и рецидивов. Это мировая цифра, тут ничего не поделаешь. Но сейчас от осложнений практически уже не умирают, к счастью. Сколько может пройти времени от момента болезни до смерти — невозможно сказать, так как она может вести себя непредсказуемо.
Мы поддерживаем общение с пациентами, многие уже закончили школы, университеты, родили детей, некоторые стали врачами и пошли работать в больницы города. Со всеми мы общаемся, например, у меня была пациентка с тяжелой формой болезни, но сейчас она родила двух детей. Много хороших историй.
Кстати, если мама страдала от онкологии в детстве, повышается ли шанс заболеть ею у детей?
Если лейкоз — нет. Про наследственные заболевания я уже говорила, если это ретинобластома и нейрбластома — то да.
Когда наступает выздоровление? Когда родители могут облегченно вздохнуть?
Если ребенок пять лет не болен, это ремиссия, выздоровление. Если до 5 лет заболевание вернулось, это рецидив. Но и тут есть шанс все-таки полностью вылечиться в зависимости от рецидива. Если это ранний рецидив, то шансов немного. А есть поздние, они хорошо лечатся, и дети живут.