Торговая сеть «Пятерочка» делится секретами того, как сотрудники контроля качества проверяют продукцию и какие у них самих любимые товары собственных торговых марок (СТМ).
Вопрос качества и безопасности продуктов — один из важнейших для потребителей при выборе. Но то, какая масштабная работа ведется подразделением по контролю качества, зачастую остается «за кадром».
— Качество — это очень многогранное понятие, которое включает в себя совокупность характеристик, таких как вкус, польза, безопасность, удовольствие от потребления, даже цена на полке. Мы как сотрудники сами с удовольствием покупаем наши продукты, например, у меня маленькие дети, поэтому разные творожки и кисломолочка от «Станции молочная» всегда есть в холодильнике. А завтракаем нашими сырниками мы всей семьей! — рассказывает директор департамента качества торговой сети «Пятерочка» Владимир Габараев.
Всё начинается с того, что производителям направляется техническое задание от сети на производство продукта, например печенья, сыра или гречки. В ответ они присылают свои образцы, которые обезличиваются для проведения «слепых» дегустаций независимыми экспертами. Для этого в «Пятерочке» работает специальная дегустационная кухня — «Студия вкуса».
В студии эксперты пробуют и выбирают продукцию нескольких производителей, чтобы составить шорт-лист. За три года работы кухни сеть привлекла более 680 независимых экспертов и 640 покупателей. Всего же в «Студии вкуса» еженедельно тестируется порядка 20 разных продуктов, а за время ее существования прошло уже более 3 тысяч дегустаций и было проверено свыше 11 тысяч образцов.
Дегустируются образцы продукции как для уже существующих СТМ, так и новинки, которые только выводятся на полку. Например, перед запуском линейки для здорового питания «Вкус & Польза» эксперты и покупатели тестировали чипсы нори, копченые яйца и соевое молоко.
Доверяй, но проверяй!
После выбора продукта с наивысшими баллами сотрудники контроля качества отправляются на производство и проводят аудит всех производственных процессов. Например, проверяется соблюдение санитарных норм или полное соответствие рецептуре, отсутствие вредных факторов. Лишь в случае полного соответствия требованиям компания начинает сотрудничество с производителем. За год эксперты сети проводят более 1500 таких аудитов!
Когда товары уже на полке, сотрудники по качеству продолжают регулярно проверять их — это называется проверкой стабильности качества. Для этого случайный образец с полки магазина сравнивают с эталонным экземпляром. Это тоже проводится в дегустационной студии.
Благодаря такому внимательному подходу продукция собственных торговых марок «Пятерочки» получила уже более 350 наград в конкурсе «Гарантия качества», из них более половины — золотые медали. Кроме того, по итогам 2023 года «Пятерочка» стала лауреатом премии правительства России в области качества, став единственным фуд ретейлером среди всех участников.
А в этом году по случаю празднования Дня Качества Роскачество вручило сети специальный наградной пряник за качество в номинации «Содействие инновациям в здоровьесбережении, повышающем качество жизни».
Учимся сами и привлекаем молодое поколение
Чтобы повышать качество работы, «Пятерочка» инвестирует в обучение сотрудников и дегустаторов: в 2024 году сотрудники прошли курсы дополнительного образования в Российском университете дружбы народов (РУДН) на тему безопасности пищевой продукции, а также курсы сенсорного анализа кофе по протоколу SCA в Barista Academy Poetti.
Кроме того, на базе «Студии вкуса» сеть проводит мероприятия для детей и молодежи — обучающие семинары, уроки здорового питания, мастер-классы.