В этом году зданию Центрального рынка возле Качи исполняется 48 лет. Постройка с колоритным куполом, напоминающая то ли цирк, то ли ярмарочный балаган, была открыта осенью 1974 года. За это время Центральный рынок был и самым популярным торговым местом в городе, и переживал запустение и разруху. Мало кто знает, что история главного базара Красноярска на самом деле очень богатая. Раньше рынок находился совсем в другом месте. Корреспондентка NGS24.RU Марина Кирюнина побывала на нынешнем Центральном рынке и нашла его старые фото.
История рынка
В Красноярском краеведческом музее нам рассказали, что история рынка началась в XIX веке на Старобазарной площади на Стрелке. Сейчас на этом месте находится площадь Мира.
В основном на рынке торговали мещане и приезжие крестьяне. Они строили себе балаганы из очень плохого материала, который был хлипким и пожароопасным. Тогда для базара решили построить солидное каменное здание: деньги на строительство собирали со всей торговой сферы города.
В 1828 году по плану губернатора Александра Степанова была создана Новобазарная площадь, нынешняя площадь Революции. Только она была еще больше: базар находился между улицами Всехсвятской (Красной Армии), Падалкиным переулком (Диктатуры Пролетариата), Гостинской (Карла Маркса) и Архиерейским переулком (Горького). Через 33 года площадь переименовали в Новособорную — рядом с рынком построили еще и Кафедральный собор.
— У нас есть «Спутник по городу Красноярску», в котором писали, что собор много потерял в своей красе из-за лавок мелочной базарной торговли сельскими припасами. Торговля на Старобазарной площади была запрещена. Но купцы ходатайствовали, чтобы были установлены базарные дни в пятницу, а на новом базаре — все дни, кроме четверга и пятницы. Новая площадь была не обустроена. Денег город на благоустройство не находил, в связи с этим появилась поговорка: «У нас на главной площади чисто в двух случаях — когда грязь замерзла или когда грязь высохла». Она дошла и до наших дней. И коренные красноярцы и сейчас ее цитируют, — рассказывает хранитель фондов музея Татьяна Зыкова.
Красноярские газеты писали, что после дождя посреди площади было большое озеро глубиной до десяти саженей. Возле него люди оставляли калоши в грязи. В жару «озеро» высыхало, но зато от телег пыль стояла столбом. Городская дума нашла деньги на мощение площади только в 1907 году. Но и их хватило только на небольшой участок и на переход у Архиерейского дома.
— На площади для торговли были обустроены ряды и столы, за аренду которых за один квадратный сажень надо было платить рубль в день. Позднее построили «Торговый пассаж» для торговли мануфактурой стоимостью 31 тысячу рублей. Разрешили и торговать барахольщикам за 5 копеек платы, но только в базарные дни, когда был присмотр, — рассказывают в музее.
Базар на нынешней площади Революции работал до 1937 года. Тогда президиум Крайисполкома решил освободить площадь от рынка перед Парком культуры и отдыха. По предложению заведующего краевым управлением внутренней торговли Кагана и председателя горсовета Иванова рынок перенесли в район Качи. Одной из причин выбора места стало то, что еще до революции там были ряды, где крестьяне из ближайших сёл продавали мясо и рыбу. К середине 1970-х годов рынок решили сделать крытым.
Совсем не радужное настоящее
В будний день Центральный рынок немноголюден. Хотя в помещении работают десятки продавцов и хватает прилавков с самыми разными продуктами. Здесь торгуют рыбой, мясом, сыром, овощами, конфетами, но покупателей и очередей почти нет. Многие продавцы не горят желанием общаться с нами, только услышав, что журналисты делают репортаж, они кивают на других торговцев: «Вот лучше к ним обратитесь, они тут давно работают, всё могут рассказать».
— Давно тут работаете? — обращаюсь я к продавщице рыбы за прилавком.
— Двадцать три года.
— Изменилось тут что-нибудь за эти годы?
— Конечно. Тут многие ушли с рынка, аренда совсем дорогая стала. Лет двадцать назад покупателей было больше, а продукты — дешевле. Теперь появились Южный, Енисейский рынки, разные выставки, а раньше их не было. Многие переметнулись туда. Здесь было постоянное движение, все сюда шли и в будни, и в выходные. Выручают постоянные покупатели, — рассказывает женщина, не желающая называть свое имя.
Возле входа несколько мужчин из Средней Азии продают фрукты и ягоды. Мы подходим к ним: сначала продавцы отказываются общаться, потому что «плохо говорят по-русски», но потом всё же отвечают на наши вопросы.
— С 2001 года тут работаю. Раньше тут было больше покупателей: и у нас, и у всех. Но закрываться не собираемся, конечно. И продаем только здесь. Вот продаем фрукты, овощи из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, — рассказывает продавец.
— А какие люди обычно приходят сюда?
— Да разные. Взрослые, пожилые. Вот молодая семья сюда приходит тоже. Но количеством мы не берем, на качество всё внимание.
Напарник мужчины, молодой человек, более оптимистичен: он говорит, что на рынке несколько лет «был беспорядок». Но после задержания и увольнения Арсена Кокоева, который получил уголовное наказание за избиение пьяного уборщика, теперь здесь новый директор. Парень его хвалит: говорит, что за десять лет это лучший руководитель.
— Раньше вообще кошмар был. Ходили с пистолетами вокруг прилавков. А сейчас их всех убрали отсюда. Этот директор хотя бы заботится о продавцах и репутации, не все деньги себе в карман тащит.
По данным сервиса «Контур.Фокус», юрлицо «Центральный рынок» в Красноярске было ликвидировано еще в 2005 году. По адресу на Качинской, 64 зарегистрирована фирма «Байкал Ресурс Финанс», директором которой значится Мадина Арсеновна Канокова. На конец 2021 года выручка компании составила 71,2 млн рублей, а убыток — 12,8 млн.
Еще несколько лет назад вокруг Центрального рынка тоже были стихийные торговые ряды и оживление. Сейчас здесь запустение. Почти все палатки и контейнеры закрыты. Недавно территорию рядом с рынком благоустроили, но некоторые строения всё еще стоят — и находятся в полуразрушенном состоянии.
— Да никого тут нет уже. Все или умерли, или просто ушли отсюда. Работать стало невозможно: никто здесь не ходит, на рынке аренда дорогая. А мы тут на задворках и держимся только на постоянных клиентах, — возмущается пожилая продавщица Екатерина. Они с мужем торгуют грибами и собственноручно сделанными соленьями.
В одной из немногих овощных палаток под тентом пережидает дождь женщина. Она интересуется, что мы снимаем. И говорит: на рынке всё настолько дорого, что она приходит покупать овощи только в палатку поблизости. А в само помещение Центрального рынка она даже не заходит. По ее словам, простой зарплаты пенсионерки не хватит на то, чтобы покупать там продукты. А цены с каждым годом всё растут.
А вы покупаете что-то на Центральном рынке?