Журналистка NGS24.RU Мария Антюшева в начале января этого года гуляла за микрорайоном Тихие зори по территории уже не работающего деревообрабатывающего комбината. И там наткнулась на малоизвестный в городе памятник «Павшим за Родину». Тогда эта находка вдохновила ее написать текст о принципиальной разнице между монументами советской эпохи и новыми. За прошедшие четыре месяца этот текст стал только более актуальным. Мы публикуем ее мнение в преддверии Дня Победы.
Для начала оговорюсь — я далеко не поклонница СССР. Однако я убеждена, что советские памятники ВОВ зачастую лучше современных. Одна из важных причин: 30–50 лет назад воспоминания были более свежи, много еще оставалось живых свидетелей войны. Поэтому в памятниках проявлялось более адекватное отношение к войне, чем сейчас.
Прежние художественные образы показывали, что война — это в первую очередь боль, смерть, горе и ужас. Нынешние монументы обычно говорят нам, что война — это героизм, слава в веках, почести победителям. Про горе и ужас предпочитают не вспоминать. День 9 Мая давно перестал быть праздником со слезами на глазах и превратился в чистый праздник. Без слез.
Новому поколению внушают, что война — это прекрасная возможность стать героем, совершить что-то великое, получить повод гордиться собой. Хотя на самом деле это возможность стать убийцей, калекой, трупом, потерять семью и друзей, насмотреться на фарш из человечины, а потом десятилетиями наблюдать как минимум две страны выползают из руин и учатся жить заново.
Вот суперпоказательный пример. К 9 Мая 2020 года на улице Свердловской, в районе остановки «ДОК» открыли памятник «Под знаменем Победы». Мужчины с оружием гордо поднимают знамя над головой, под ногами у них валяется поверженный немецкий орел. Пространство вокруг аккуратно благоустроено, превращено в мини-сквер.
А в 300 метрах от нового монумента — я не утрирую, буквально в 300 метрах — на задворках, полузабытый и обшарпанный, стоит старый советский памятник «Павшим за Родину». Там военный держит на руках мертвое тело товарища. Странно ли, что про этот постамент мало кто знает? Конечно, нет. Он не вписывается в современную героическую риторику. Он не про славу, почести и гордость, он про боль и ужас.
Соседство этих двух произведений монументального искусства и отношение к одному и к другому — лучшая метафора того, что сейчас происходит в обществе.
Согласны с автором?